Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 19:38, реферат
Действительно, пожалуй, ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей, не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов в области гуманитарного знания. И это не удивительно: поведение лидеров, их решения (особенно в области политики) затрагивают судьбы многих миллионов людей, что придает проблеме понимания и объяснения феномена лидерства поистине глобальный, философский характер.
2) Интуитивно-логический тип
Этому лидеру свойственно
стремление разрабатывать концепции
развития руководимой им организации:
набрасывать основные положения
проекта, составлять идейный скелет
предстоящей программы
Вместе с тем он не способен и принципиально не желает общаться и сотрудничать с интеллектуально маловыразительными людьми. Он недостаточно внимателен к чувствам окружающих и чрезмерно погружен в работу. Не способен расслабляться. Быстро теряет интерес к уже созданному в концептуальном плане проекту и меньше всего желает тратить свое время на претворение его в жизнь. Его сила — в умении рассуждать логически и стратегически. Его слабость — представлять вещи сложнее, чем они есть на самом деле, а также нетерпимо относиться к некомпетентности. Он не боится остаться «один против толпы».
3) Сенсорно-решающий тип
Исключительно жесткий и
надежный партнер. Его слово —
закон, и все действия будут исполнены
точно в срок, как было спланировано
по предварительной
Этот тип лидера может стать камнем преткновения для развивающейся организации, когда каждое вводимое новшество будет наталкиваться на его жесткое сопротивление. Его преимущество - в сильном чувстве ответственности. Его слабость — в жесткости и узком взгляде на выполнение правил и инструкций.
4) Сенсорно-воспринимающий тип
Наиболее яркая черта
этого типа лидера — способность
жить, руководствуясь принципом «здесь
и сейчас». Такой лидер незаменим
в ситуации, где необходимо мгновенно
реагировать на следующие одно за
другим изменения; в момент риска
и опасности, когда успех предприятия
висит на волоске и все зависит
от безупречной точности действий;
в атмосфере усложнившихся
Вместе с тем рутинная обыденная деятельность — не для них, пунктуальное следование детально проработанному плану — не их амплуа. Они могут быть невнимательны к букве закона, неважно, к чему этот закон относится — к природе или социуму. Будучи немногословными, ориентированными на четкие действия, они не вникают в сложную и нередко противоречивую область духовной жизни своих последователей — у них просто нет на это времени. Их сила — в способности легко выполнять разнообразные задания; их слабость в том, что им неинтересна ежедневная будничная работа, что они не умеют мыслить широко.17
Поведение лидера в группах характеризуется определенными стилями, некоторые из них считаются классическими. Таким образом, К. Левин (1938 г.) выделял три стиля лидерства:
• авторитарный – характеризуется
жесткостью, требовательностью, единоначалием,
превалированием властных функций,
строгим контролем и
• либеральный – отличается низкой требовательностью, попустительством, отсутствием дисциплины и требовательности, пассивностью руководителя и потерей контроля над подчиненными, предоставлением им полной свободы действий;
• демократический – опирается на коллегиальность, доверие, информирование подчиненных, инициативу, творчество, самодисциплину, сознательность, ответственность, поощрение, гласность, ориентацию не только на результаты, но и на способы их достижения.
Можно видеть, что демократичный лидер исходит из представлений о мотивированности людей потребностями более высокого уровня — в социальном взаимодействии, в успехе, в самовыражении. Он старается создать такую ситуацию, при которой люди могли бы самоактуализировать себя, а работа как таковая являлась бы для них мотиватором, т.е. обеспечить внутреннюю мотивацию деятельности.
Различия трех стилей проявляются во всех основных компонентах организации управленческой деятельности.
К. Левин показал, что авторитарное
руководство приводит, как правило,
к выполнению большего объема работ,
чем демократическое. При этом, однако,
уменьшается мотивация, снижается
качество и особенно — оригинальность
исполнения; возникает напряженность
и агрессивные формы поведения
(как между руководителем и
исполнителями, так и между самими
исполнителями). При либеральном
руководстве значительно
Таким образом, Исследование
К. Левина дало основу для поисков
стиля управления, который может
привести к высокой производительности
труда и удовлетворенности
Заключение
Вопросы лидерства занимают
важное место в современной
Вся жизнь человека протекает
в социальном контексте, он живет
и действует в составе
В тоже время, всем известно, что человек, желающий стать лидером, может приобрести все необходимые качества для достижения успеха. Личность, обладающая лидерскими качествами, приобретает в обществе и в профессиональной сфере авторитет.
Основные проблемы, с которыми
может столкнуться лидер в
процессе работы - это утверждение
и развитие определенного типа организационной
культуры, формирование рабочих групп
и управление ими, проблемы коммуникабельности
из-за большого различия в уровнях
интеллектуального и
Эффективным является управление, связанное со способностью достойно встретить требования ближайшего будущего (с ориентацией на новые достижения) и с разумным использованием ресурсов организации в случае решения насущных проблем.
Менеджмент обеспечивает эффективное функционирование организации без учета отношений лидерства. Однако в случае нестабильной ситуации, которая требует от компании постоянной готовности к изменениям в соответствии с новыми запросами, эффективность организационной деятельности напрямую зависит от потенциала лидерства.
Психология лидерства - одна из самых актуальных дисциплин психологии, к которой обращаются современные исследователи.