Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:08, курсовая работа
Японская модель находит своих сторонников во многих странах мира и вызывает интерес, т.к. за короткий срок был сделан огромный рывок в развитии экономики. Актуальность этого вопроса состоит в том, что изучая положительный опыт японского менеджмента, было бы возможным изыскать пути совершенствования управления общественным производством в любой стране мира. Усвоение основ японского управления влечет за собой отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника, отсюда следует стабильная занятость, обучение в процессе работы. Все это необходимо каждой фирме, которая хочет существовать и преуспевать.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Японская модель менеджмента………………………………… 7
1.1 История возникновения………………………………………………….. 7
1.2 Характерные признаки…………………………………………………… 8
1.3 Особенности японского управления…………………………………….. 12
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… 21
Глава 2. Практические аспекты японского менеджмента…………….. 24
2.1 Менеджмент одной из японских корпораций…………………………... 24
2.2 Перенос и использование японского опыта в другие страны…………. 30
2.3 Японский менеджмент в России………………………………………… 40
Вывод по 2 главе……………………………………………………………… 46
Заключение……………………………………………………………………. 48
Глоссарий……………………………………………………………………… 50
Библиографический список………………………………………………….. 52
Министерство образования Российской Федерации
Южно-Уральский государственный университет
факультет Экономики и Управления
Кафедра «Экономической Теории и Мировой Экономики»
Выполнил:
ст. гр. ЭиУ-126
Скрипкин Д.И.
“ 13 ” декабря 2010 г.
Проверил:
Корнеев Д.Н.
Саламатов А.А
“ 18 ” декабря 2010 г.
Челябинск 2010
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Японская модель менеджмента………………………………… |
7 |
1.1 История возникновения…………………………………………… |
7 |
1.2 Характерные признаки………………………… |
8 |
1.3 Особенности японского управления…………………………………….. |
12 |
Вывод по 1 главе……………………………………………………………… |
21 |
Глава 2. Практические аспекты японского менеджмента…………….. |
24 |
2.1 Менеджмент одной
из японских корпораций…………………… |
24 |
2.2 Перенос и использование
японского опыта в другие |
30 |
2.3 Японский менеджмент в России………………………………………… |
40 |
Вывод по 2 главе……………………………………………………………… |
46 |
Заключение…………………………………………………… |
48 |
Глоссарий……………………………………………………… |
50 |
Библиографический список………………………………………………….. |
52 |
Введение
Актуальность. Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны восходящего солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание, вызывают смешанные чувства. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники.
Наука управления – принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности всех организаций. Без этого они обречены на исчезновение.
Наиболее ярко принципы управления проявляются в Японии. Японский менеджмент долгое время не привлекал внимание исследователей из других стран. Причина была в том, это эффективность японского управления, очевидная для японцев, не была очевидна для исследователей других стран, обогнавших Японию в экономическом отношении. И в нашей стране также видели лишь архаичность японского менеджмента и объяснили существование и возможность использования многих традиционных методов отсталостью японского общества.
Японский менеджмент отражает исторические особенности, культуру и общественную психологию этой страны. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом японского народа. Опыт накопленный Японией по развитию экономики – общепризнан. Успех в послевоенном развитии в значительной мере был обусловлен рациональной организацией производства и управления. В этой области Япония сумела создать свою оригинальную систему менеджмента. Сначала японские предприниматели широко перенимали зарубежный опыт в этой сфере, в основном американский. Но опыт других стран был скорректирован исходя из специфических национальных особенностей. И это дало свой ощутимый результат. В настоящее время Япония опережает своих конкурентов в области контроля за качеством, рационализации, автоматизации производства, управлении трудовыми ресурсами.
Японская модель находит своих сторонников во многих странах мира и вызывает интерес, т.к. за короткий срок был сделан огромный рывок в развитии экономики.
Актуальность этого вопроса состоит в том, что изучая положительный опыт японского менеджмента, было бы возможным изыскать пути совершенствования управления общественным производством в любой стране мира. Усвоение основ японского управления влечет за собой отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника, отсюда следует стабильная занятость, обучение в процессе работы. Все это необходимо каждой фирме, которая хочет существовать и преуспевать.
Японский менеджмент – это сочетание традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. С 60-70-х годов стал появляться термин «нихотеки кэйэй» - «управление по-японски» или «японский стиль управления».[20, стр.7-11]
Историография исследования. Труды по этому вопросу стали выходит не только за рубежом, но и в нашей стране.
В начале 90-х годов появились труды отечественных специалистов в этой области. Из них заслуживает внимания исследование труд В.А. Пронникова и И.Д. Ладанова «Управление персоналом в Японии». Исследование посвящено особенностям управления на японских предприятиях.
Кроме того, следует обратить внимание на работу Пшенникова В.В. В книге «Японский менеджмент. Уроки для нас» ему удалось осветить японский менеджмент именно на фоне историко-общественных особенностей этой страны.
Отдельно следует выделить исследование японского специалиста в области управления И. Каору «Японские методы управления качеством» в котором автор подробно останавливается на характеристике процесса контроля над качеством со стороны менеджеров на японских предприятиях.
Проблема исследования. В своей книге Морита Акио «Сделано в Японии» выделил наиболее характерные черты японского подхода к организации управления компанией, параллельно сравнив их с практикой управления в других странах.
В своей работе я
хочу рассмотреть вопрос об особенностях
японского менеджмента и практи
Тема исследования: Опыт и достижения японского менеджмента.
Цель на основе изученной теории разработка рекомендации по совершенствованию применение опыта и достижений японского менеджмента.
Объектом исследования в нашей работе является эффективная хозяйственная деятельность в мировом экономическим пространстве.
Предметом исследования является процесс внедрения элементов японского менеджмента в управлении мировым экономическим пространством.
В своей работе мы ставим следующие задачи для исследования:
1. Изучить историю возникновения;
2. Изучить характерные признаки;
3. Изучить особенности японского управления;
4. Рассмотреть менеджмент одной из японских корпораций;
5. Рассмотреть перенос и использование японского опыта в другие страны;
6. Рассмотреть возможность использования японского менеджмента в России;
Теоретико-методологическая база. В своей работе мы используем труды и исследования следующих авторов: Вахрушев В., Глиньский Б., Матрусова Т.Н., Шонбергер Р., Семенова И.И., Пшенникова В.В., Куцивол В.А., Фаризов И.О..
Методы исследования: изучение и анализ теоретического материала о японской модели менеджмента и ее практическом применении.
Наша работа состоит из: введения, 2-х глав, заключения, глоссария, библиографического списка.
Глава 1. Японская модель менеджмента
Японская система управление имеет в своей основе традиционные формы управления производством, которые в свою очередь основываются на религиозных, морально нравственных и этнических установках. Однако систему японского управления следует рассматривать как синтез импортированных идей и национальных, культурных традиций.
После второй мировой войны, Япония оказалась под жёстким контролем со стороны оккупационных властей США. В результате политики по ограничению деятельности крупнейших концернов Японии, которая проводилась с 1945 по 1951 годы, и децентрализации японской экономики пострадали самые мощные японские компании: Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, и Ясуда. На период с 1945 по 1951 годы активы этих концернов замораживались, а их головные компании распускались. С сентября 1946 г. действовала «комиссия по упорядочению держательных компаний» - правительственный орган, занимавшийся непосредственно роспуском концернов. К концу 1946 года были распущены головные компании четырёх крупнейших концернов. Кроме того, в начале 1947 года был издан указ об удалении с командных постов и лишения имущества некоторых членов семейств, стоявших во главе 11 крупнейших «дзайбацу» Японии. Целью американских оккупационных властей было создание в Японии системы финансово-экономической деятельности, которая не была бы связана с деятельностью государства и правительства «старых концернов», а с другой стороны могла бы воплотить в себе американские традиции и идеи, что, несомненно, поставило бы Японию в зависимость от США.
Однако этого не произошло, так как в стране были сильны национальные традиции и моральные устои, а американские методы управления производством основывались на совершенно иной системе социальной ориентации. Японские методы управления сохранили своё национальное своеобразие, однако, под влиянием времени и внешнего фактора претерпели изменения.
После 1951 года, вследствие прекращения компании по роспуску японских компаний, были восстановлены многие японские корпорации. К середине 60-х годов оформилась система господства шести крупнейших финансово - промышленных групп Японии: Мицубиси, Мицуи, Сумитомо, Фудзи, Санва, Дайити, сложившихся на основе довоенных концернов.
Кроме того, в 1946 году в Японии была создана организация «Кейдзай Доюкай». Данная организация была создана из представителей предприятий различных отраслей промышленности, и основной целью своей деятельности ставила выработку основных управления предприятием. Эти принципы отражали устремления и общие взгляды предпринимателей и управляющих. Исходившие от «Кэйдзай Дойюкай» заявления позволяли предпринимателям ориентироваться в своей деятельности, строить её, руководствуясь не только собственными интересами, но и интересами общества в целом. В одной из своих первых деклараций «Кэйдзай Дойюкай» заявила о необходимости введения на предприятиях контроля деятельности корпорации на всех уровнях управления. Предлагалось гарантировать минимальный доход, как управляющим, так и рабочим. Можно считать, что данная декларация послужила началом формирования единой совокупности идей управления.[17, стр.7-20]
1.2 Характерные признаки.
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.
Японский менеджмент,
основанный на коллективизме, использовал
все морально-психологические
Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран Европы и Америки? Прежде всего своей направленностью: основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в европейском и американском менеджменте основной целью является максимализация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями.[5, стр.123-150]
По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.
1. Гарантия занятости
и создание обстановки