Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:12, дипломная работа
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации, образцы положительного и отрицательного поведения и многое другое, что относится к ценностям и нормам, имеют важное значение для эффективного управления. Если можно говорить, что организация имеет «душу», то этой душой является организационная культура.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА..6
Организационная культура как нормативный регулятор и
практическая деятельность……………………………………………..6
Формирование и реализация организационной культуры………….16
Сила организационной культуры и методы ее поддержания………24
ГЛАВА II. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО……………………………..31
2.1 «Российский характер»………………………………………………..31
2.2 Регуляторы поведения российского государственного служащего..41
2.3 Комплексная модель культуры российского государственного и
муниципального служащего……………………………………………56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….62
СПИСОК ЛИТУРАТУРЫ…………………………………………………………67
Рис. 1.2 Три уровня изучения организационной культуры (по Э. Шайну)
Познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного», или «символического» уровня, включающего такие видимые внешние факты, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемое поведение, язык, лозунги и т.п., или все то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека (видеть, слышать, ощущать вкус и запах, осязать). На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать и терминах организационной культуры.
Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже затрагивают ее второй, «подповерхностный» уровень. На этом уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
Третий,«глубинный» уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.
Итак, организационная культура охватывает большую область явлений духовной и материальной жизни коллектива, а именно: доминирующие в нем моральные нормы и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы.
При изучении опыта передовых организаций можно выделить следующие основные признаки развитой организационной культуры, которые формируют некоторую совокупность стоящих перед ними основных целей:
Эти три обязательных элемента организационной культуры в различных организациях могут быть представлены по-разному.
В общей организационной культуре выделяют субъективную организационную культуру и объективную организационную культуру
Субъективная организационная культура исходит из разделяемых работниками образцов предположений, веры и ожиданий, а также из группового восприятия организационного окружения с его ценностями, нормами и ролями, существующими вне личности. Сюда включают ряд элементов «символики», особенно ее «духовной» части: герои организации, мифы, истории об организации и ее лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, восприятие языка общения и лозунгов.
Субъективная организационная культура служит основой формирования управленческой культуры, т.е. стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различие между схожими на вид организационными культурами.
Объективную организационную культуру обычно связывают с физическим окружением, создаваемым в организации: само здание и его дизайн, место расположения, оборудование и мебель, цвета и объем пространства, удобства, кафетерий, комнаты приема, стоянки для автомобилей и сами автомобили. Все это в той или иной степени отражает ценности, которых придерживается данная организация.
Хотя оба аспекта организационной культуры важны, однако субъективный аспект создает больше возможностей для нахождения как общего, так и различий между людьми и между организациями.
Существует много подходов
к выделению различных
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
КУЛЬТУРЫ
КУЛЬТУРЫ
Рис.1.3 Содержание отношений организационной культуры (по В. Сате)
Члены организации, разделяя
веру и ожидания, создают свое физическое
окружение, вырабатывают язык общения,
совершают адекватно
Культура организации определяет каков климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия1. Любая вновь возникшая организационная структура вырабатывает свою культуру, которая предопределяет место этой структуры, ее внутренние и внешние отношения и является как бы образцом, стереотипом при формировании стратегии, распределении власти, принятии решений, в поведении персонала. Сущность культуры организации выражается в предписаниях, принятых ритуалах и церемониях, а также в образцах неформального общения и поведения
Содержание организационной
культуры влияет на направленность поведения
и определяется не простой суммой
предположений, а тем, как они связаны между собой и
как они формируют определенные образцы
поведения2 Отличительной чертой той или иной культуры
является относительный порядок, в котором
располагаются формирующие ее базовые
предположения, что указывает на то, какая
политика и какие принципы должны превалировать
в случае возникновения конфликта между
разными наборами предположений. Так,
две компании в равной мере могут заявлять
как об одной из своих
ценностей о развитии кооперации и внутренней
конкуренции в работе. Однако в одной компании
кооперация будет иметь больше отношения
к процессу принятия решения, а внутренняя
конкуренция - к планированию карьеры.
В другой компании акценты могут быть
расставлены в обратном порядке. Культуры
этих двух организаций будут достаточно
различны по содержанию, несмотря на то,
что набор предположений в сущности один
и тот же.
Приведенное выше еще
раз наглядно показывает, что говорить
об
организационной культуре как монолитном
феномене не приходится. Тем не менее необходимо
понимать, что в одной организации может
быть много «локальных» культур. При этом имеется в виду одна,
преобладающая во всей организации культура
и культура ее частей (уровней; подразделений;
профессиональных, региональных, национальных,
возрастных, половых и других групп). Эти
различные субкультуры могут сосуществовать
под крышей одной общей культуры.
Одна или несколько
субкультур в организации могут
по своей
природе находиться в том же измерении,
что и доминирующая в
организации культура, или создавать как
бы второе измерение в ней.
В первом случае это будет некий анклав,
в котором приверженность
ключевым ценностям доминирующей культуры
проявляется в большей мере, чем в других
частях организации. Обычно это имеет
место
с субкультурой центрального аппарата
какой-либо организации. Во втором случае
ключевые ценности доминирующей в организации
культуры принимаются членами какой-нибудь
из ее групп одновременно с отдельным
набором других, часто неконфликтующих
ценностей для себя. Такое можно наблюдать
на периферии организации или в территориальных
органах
управления. Таким путем может идти приспособление
к специфике
деятельности (функциональные службы)
или местным условиям
(территориальные отделения).
Подобно тому, что имеет место в обществе, в организации может существовать третий тип субкультур, которые достаточно упорно отвергают то, чего организация в целом хочет достигнуть. Среди этих организационных контркультур могут быть выделены следующие виды:
На организацию значительное
влияние оказывает внешняя
Используя выработанный совместный опыт, члены организации развивают общие подходы, помогающие им в их деятельности. Люди должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что так красиво заявляется с высоких трибун для акционеров. Это поможет им сформировать понимание их вклада в выполнение организацией своей миссии.
Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других — работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в-третьих — может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое (рис. 1.4)1.
В любой организации ее работники склонны участвовать в следующих процессах:
• выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации;
• разрабатывать пути
и способы измерения
• находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.
Процесс внутренней интеграции связан с установлением и поддержанием эффективных отношений по работе между членами организации. Это процесс нахождения методов совместной работы и сосуществования в организации. Процесс внутренней интеграции часто начинается с установления специфики в определении себя, что относится как к отдельным группам (субкультуры), так и ко всему коллективу организации. Нередко это ведет к дифференциации организации.
Информация о работе Организационная культура современного предприятия