Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение организационной структуры управления предприятиями, типов организационных структур и их характеристик, рассмотреть этапы проектирования структур, принципы построения, а так же анализ имеющегося теоретического различным уровням и подразделениям управленческой иерархии. Базой для построения организационной структуры управления материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.
Ещё А. В. Файоль отмечал, что централизация как таковая не может быть принята или отвергнута по воле руководителя или в зависимости от обстоятельств, она всегда существует объективно. Проблема заключается в определении меры централизации или децентрализации, приемлемой для данной организации.
Например, централизация
высока на небольших предприятиях,
где распоряжения их руководителей
передаётся непосредственно работникам
низших ступеней, тогда как на крупных
предприятиях, где руководитель отдалён
от работников низшего звена многоступенчатой
системой управления, распоряжения проходят
через ряд промежуточных
На соотношение централизации и децентрализации в системе управления существенное влияние оказывает: объём, особенности движения и преобразования информации, ориентируясь на которую можно определить относительную значимость различных уровней управления и пункты принятия решений.
Централизация представляет собой аккумуляцию власти (право принятия решений) на высшем уровне. Децентрализация означает передачу определённых властных полномочий и соответствующей им ответственности более низким ступеням организационной иерархии.
Децентрализация ориентированная на улучшение структуры организаций и взаимосвязи внутри неё.
Было бы неверно противопоставлять понятие централизации и децентрализации как взаимоисключающие. В действительности они отображают различия в степени распределения власти, ответственности и контроля по вертикали управления.
Итак, децентрализация не может рассматриваться вне связи с централизацией, она существует лишь в связи с централизацией и в единстве с нею.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования. Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и меняться вместе с происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правками и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. Наиболее полный перечень принципов формирования, сформирован на основе исследований Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. и мн. др.: принцип единства распорядительства и персональной ответственности - исключает двойственность подчинения и возможность получения противоречивых указаний; соответствие звеньев управления функциям управления ;принцип четкого функционального разграничения - каждое звено должно иметь четко очерченные функции, не затрагивающие функций других подразделений; принцип установления точных границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство - управление производством, функциональное - помощь линейному руководству; принцип распространенности контроля, то есть правильное определение нормы управляемости; принцип минимизации ступеней управления: чем меньше ступеней в структуре, тем более гибко и оперативно будут приниматься меры на случай любых осложнений, а следовательно, эффективнее будет работа предприятия в целом; сосредоточение на каждой ступени всех необходимых функций управления; принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности каждого звена управления и должностного лица; принцип рационального сочетания централизации и децентрализации выполнения функций. При децентрализации руководства повышается активность низовых звеньев управления, которые ближе находятся к производству. При централизации создаются условия для эффективного применения современных средств управленческой техники, специализации подразделений и исполнителей, однако при этом может пострадать оперативность принятия и реализации решений, значительно понизится активность и ответственность нижестоящих звеньев; принцип гибкости (в том числе желание модифицировать себя, так как система, по мнению Лебедева О.Т., Каньковской А.Р. сопротивляется изменениям, касающимся способа ее организации) и экономичности - реагировать на изменения внешней и внутренней среды с наименьшими затратами.
3.1 Организационная структура управления ООО "Прометей"
Организационная структура управления - понятие сложное "многослойное".
Рассмотрим схематично:
Производственная структура
фирмы отражает состав производственных
подразделений (в т. ч. филиалы, представительства,
подсобные и вспомогательные
службы), располагающих обособленными
(отдельными) производственными мощностями,
направление технологических
Структура управления фирмы отражает:
во-первых, отношения по линии собственник - Фирма;
во-вторых, по линии исполнительные органы управления - подразделения (центры прибыли и центры затрат);
в-третьих, вертикальные (линейные и функциональные) связи;
в-четвертых, численность выборных органов, служб аппарата управления, подразделений.
Сущность организационной и управленческой структуры
В любой фирме существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Причиной этого является специализация - повышается эффективность. Структура системы управления представляет собой в самом простом виде субъект управления, воздействующий на объект управления. Субъект управления - это управляющая часть системы, она вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект. Это top-менеджмент, а также исполнительные руководители. Объект управления - управляемая часть системы управления - это часть системы управления, состояние которой приводится к желаемому результату. Объект и субъект управления появились по причине разделения труда:
Если субъект управления управляет собственными действиями, то есть субъект и объект являются одним целым, то в этом случае мы имеем дело с самоуправлением.
Организационная структура - форма управления, представляющая собой механизм и способ разделения труда и кооперации труда. Следствием будет специализация и высокая эффективность. Разделение труда существует горизонтальное и вертикальное. Структура системы управления представляет собой субъект управления, воздействующий на объект управления. Субъект управления - управляющая часть системы - вырабатывает управляющие воздействия и подает их на объект. Объект управления - управляемая часть системы - состояние которой приводится к желаемому результату.
Структура управления фирмы:
1.Большаков А.С. Менеджмент. Спб. Питер, 2003
2.Боумен К. Основы
3.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2003.
4.Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах, - М., Юнити, 2007.
5.Герчникова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перепаб. И доп. - М.: 2002. - 501 с.
6.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 501с.