Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:03, практическая работа

Краткое описание

Целью работы «Программа курса по дисциплине «Организационное поведение» является ознакомление студентов с основными темами лекционных и практических занятий, методикой преподавания дисциплины, заданиями для контрольных работ и рекомендуемой литературой.
Для студентов третьего и четвертого курсов института международного бизнеса и экономики и студентов ИЗДО, которые обучаются по учебным планам в рамках государственного стандарта по специальности «Менеджмент организации».

Вложенные файлы: 1 файл

Программа курса «организационное поведение» Владивосток Издатель.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики  и сервиса

______________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Е.А. БАРАУСОВА

ПРОГРАММА КУРСА

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

Издательство  ВГУЭС

2003

ББК 65.050.9(2)2

 

Целью работы «Программа курса по дисциплине «Организационное поведение» является ознакомление студентов с основными темами лекционных и практических занятий, методикой преподавания дисциплины, заданиями для контрольных работ и рекомендуемой литературой.

Для студентов третьего и четвертого курсов института международного бизнеса и экономики и студентов ИЗДО, которые обучаются по учебным планам в рамках государственного стандарта по специальности «Менеджмент организации».

 

 

Автор:        Е.А. Бараусова, ст. преп. кафедры экономики и

менеджмента ВГУЭС           

Рецензенты: В.Г. Степанов, к.э.н. доцент кафедры экономики и

менеджмента ВГУЭС;

Н.А. Шкуро, доцент кафедры экономики и

менеджмента ВГУЭС

ББК 65.050.9(2)2

 

 

 

©  Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

ВВЕДЕНИЕ

 

Дисциплина «Организационное поведение» (ОП) раскрывает теоретические основы поведения человека в социальных организованных системах различных типов и классов, сущность, принципы, законы и способы организации жизнедеятельности и поведения человека в обществе, а также особенности осуществления различных видов организационной деятельности, включая управленческую.

В программе подготовки менеджеров учебный курс «Организационное поведение» занимает одно из основных мест, т.к. понимание принципов и закономерностей организации жизнедеятельности и поведения человека в различных социальных образованиях является неотъемлемой частью системы знаний специалиста в области управления.

Организационное поведение  – научная дисциплина, в которой  к массиву знаний постоянно добавляются  результаты новых исследований и  концептуальных разработок. И в то же время ОП – прикладная наука, которая позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений. Знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп. И, наконец, организации могут рассматриваться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения. 

Объектом ОП являются работники организаций, представленные руководителями, специалистами, работниками вспомогательных служб. Люди, работающие в организациях, могут быть объектом анализа с точки зрения их должностного статуса и рабочего места, которое они занимают. Их поведение имеет специфику в зависимости от функциональных обязанностей. Кроме того, работники имеют и неофициальный статус, который зависит от того, позитивно или негативно относятся к каждому из них ближайшие сотрудники и руководство.

Данная программа состоит из аннотации и шести разделов. Первый раздел освещает задачи курса, методику преподавания, связь с другими дисциплинами, знания и навыки, которые должен приобрести студент в результате обучения, виды контроля знаний. Второй раздел посвящен темам и основным вопросам лекционных и практических занятий. В третьем разделе показано распределение часов по темам и видам учебных занятий. В четвертом разделе даны задания для контрольных работ студентов ИЗДО и домашних работ студентов очной формы обучения. В пятом разделе приводится список рекомендуемой литературы. Шестой раздел содержит вопросы для самостоятельной проверки знаний.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

1. 1. Цели и задачи дисциплины

 

Организационное поведение – это область знаний, изучающая влияние личностей, групп и структуры на поведение в организации с целью применения полученных знаний в управлении для повышения эффективности организации.

Задача курса: формирование у студентов системных знаний о поведении людей в различных социальных организациях, на различных уровнях управления, в различных сферах человеческой деятельности, влиянии функциональной и личностной компоненты коммуникативных отношений, социально-психологических особенностях взаимодействия людей, структуре мотивационных факторов поведения людей в организации; формирование практических навыков управления поведением людей в организации.

 

1.2. Связь с другими дисциплинами

 

Дисциплина «Организационное поведение» тесно связана с психологией, которая изучает основы поведения личности, социологией, предметом которой является социальная система, социальной  психологией, изучающей непосредственное влияние людей друг на друга, экономикой, историей и философией.

Также неразрывно ОП связано со всеми дисциплинами управленческого цикла: теорией организации, основами менеджмента, управлением персоналом, стратегическим менеджментом и др. Все эти дисциплины представляют собой характеристики отдельных аспектов организации производственной деятельности и поведения человека в организации, т.е. являются составными частями теории ОП. Отличительной особенностью данного предмета является междисциплинарный подход к его изучению.

 

1.3. Знания, навыки и умения

 

В результате изучения дисциплины «Организационное поведение» студенты должны получить базовые теоретические  знания для понимания поведения работников в организации, получить первичные навыки диагностики работников. У студентов должно сформироваться систематизированное представление о психологических и социальных основах поведения работника в группе.

Курс ОП призван развить навыки оперирования психологическими состояниями  индивидов и групп, сформировать теоретические и практические основы управления конфликтами, продемонстрировать инструментарий формирования команд и принципы его использования, ознакомить с технологией деловых и ролевых игр, методами психологического воздействия на людей с целью повышения эффективности работы организации.

 

1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения

 

Обучение дисциплине «Организационное поведение» проходит в форме лекционных и практических занятий. Для осмысления и усиления прикладного значения изложенного в лекциях материала на каждом практическом занятии рассматриваются и анализируются реальные ситуации. Значительный объем практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах, принимать решения в области управления персоналом.

При изучении организационного поведения  большое значение имеет внеаудиторная  работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных  видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, подготовка докладов и рефератов.

В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические  обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры.

 

1.5. Контроль знаний студентов

 

Текущий контроль знаний студентов  очной формы обучения производится в виде проверки домашних заданий, дискуссий, обсуждений конкретных ситуаций и опросов на практических занятиях.

Промежуточные и итоговая аттестации проводятся письменно в форме тестов.

Контроль знаний студентов  заочной формы обучения проводится в виде проверки контрольных работ  и письменной итоговой аттестации в форме теста.

 

 

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Лекционные занятия

Тема 1. Основы теории организационного поведения

 

Предмет теории организационного поведения. Понятие, генезис и цели организационного поведения. Междисциплинарный характер теории организационного поведения. Основополагающие концепции организационного поведения. Элементы системы организационного поведения. Модели организационного поведения. Современные проблемы ОП. Особенности организационного поведения в России.

Литература: 31, 6, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 19, 22, 23, 24, 26

Тема 2. Личность в организации

 

Понятие личности и ее структура. Развитие личности и социализация. Современные теории личности. Типологии личностей. Взаимодействие человека и организации. Критериальная основа поведения. Характеристика индивидуальности человека. Вхождение человека в организацию. Адаптация человека к организационному окружению. Установки работников организации. Удовлетворенность трудом.

Литература: 1, 3, 6, 9, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 24, 26

Тема 3. Процесс восприятия и управление впечатлением

Сущность  и значимость восприятия. Избирательность восприятия. Внешние факторы внимания. Набор внутренних факторов. Восприятие человеком организационного окружения. Организация восприятия. Социальное восприятие. Характеристики наблюдателя и наблюдаемого. Атрибуция. Стереотипизация. Эффект «ореола». Процесс управления впечатлением. Стратегии управления впечатлением.

Литература: 1, 6, 9, 14, 15, 22, 23, 24, 26

 

Тема 4. Научение и управление поведением

 Теоретические процессы обучения. Бихевиористские теории. Когнитивные теории. Теория социального научения. Принципы научения: подкрепление и наказание. Типы, формы и частота компенсации. Модификация организационного поведения (МОП). Управление поведением.

Литература: 1, 14, 24, 26

Тема 5. Конфликты в организации

 

Природа конфликта. Конфликтная ситуация. Инцидент. Фрустрация. Причины конфликтов. Модель конфликта. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтной ситуации. Методы разрешения конфликтов. Управление конфликтами. Роль конфликта в современных организациях.

Литература: 1, 3, 6, 7, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 19, 22, 23, 24, 26

Тема 6. Деловые переговоры

 

Переговоры как образ мышления и жизни. Предмет переговоров. Позиции и пропозиции. Диагностика переговоров. Этапы переговорного процесса. Типичные модели поведения на переговорах. Техника взаимодействия. Аргументация. Наиболее распространенные виды переговоров. Ведение переговоров в условиях критической ситуации. Влияние национальных различий на процесс деловых переговоров.

Литература: 7, 13, 14, 15, 16, 17, 23, 24, 25, 26

Тема 7. Стресс на рабочем месте

Причины и симптомы стресса. Влияние стресса на здоровье работников. Психологические проблемы, вызываемые стрессом. Поведенческие проблемы, обусловленные стрессом. Влияние стрессов на деятельность организации. Индивидуальные методы борьбы со стрессом. Способы борьбы со стрессом в организации.

Литература: 3, 6, 14

Тема 8. Жизненный цикл организации

 

Понятие жизненного цикла организации. Модель жизненного цикла Чендлера. Модель развития организации Дж. Гриббина. Циклы и стадии развития организации в бизнесе. Зависимость организационной структуры от стадии развития организации. Связь методов управления персоналом со стадиями жизненного цикла организации.

Литература: 5, 7, 10, 21

Тема 9. Управление организационными изменениями

 

Природа организационных  изменений. Сопротивление переменам: причины, виды, последствия. Три стадии изменений. Управление организационными изменениями. Подходы и методы организационного развития. Казуальные переменные. Современные направления организационных изменений. Будущее организационного поведения.

Литература: 3, 4, 14, 15, 23, 24, 26

Тема 10. Организационная культура

 

Концепция организационной  культуры. Развитие организационной  культуры. Влияние культуры на организационную  эффективность. Соответствие культуры принятой стратегии. Управление организационной культурой.

Литература: 1, 3, 8, 9, 10, 14, 15, 24, 26

 

Тема 11. Международные  аспекты организационного

 поведения

Влияние национальной культуры на особенности организационного поведения. Системный подход к изучению национального в ОК. Модель Хофстида. Модель Лэйн и Дистефано. Модель Оучи. Коммуникации в международной среде. Мотивация в разных культурах. Лидерство в разных культурах. Управление интернациональной рабочей силой.

Литература: 1, 3, 8, 9, 10, 14, 15, 24, 26

 

    1. Практические занятия
  1. Введение в организационное поведение

 

  1. Вопросы для обсуждения:
    • Предмет теории организационного поведения.
      • Основополагающие концепции организационного поведения.
      • Элементы системы организационного поведения.
      • Модели организационного поведения.
      • Особенности организационного поведения в России
      • Психологический портрет российского работника. Динамика его изменения.
  2. Конкретная ситуация «Любите ли вы свою работу?» [2, с.99-101].
  1. Определение индивидуальных психофизиологических свойств с помощью теста EPI (Eysench Personality Inventory) Г. Айзенка.

  1. Домашнее задание «Социальная система» (см. п. 4.3)2.
  1. Человек в организации

 

  1. Вопросы для обсуждения:
    • Понятие личности и ее структура
    • Развитие личности и социализация
    • Современные теории личности. Типологии личностей
    • Взаимодействие человека и организации
    • Процесс восприятия и управление впечатлением
    • Критериальная основа поведения
    • Характеристика индивидуальности человека
    • Установки работников организации.
    • Удовлетворенность трудом.

Информация о работе Организационное поведение