При разработке теоретических
вопросов работа студента методически
строится следующим образом:
- подбор литературы по выбранной теме;
- изучение состояния вопроса и библиографический обзор;
- собственно написание работы.
Контрольная работа должна носить не
реферативный, а аналитический характер
и быть оформлена в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к оформлению контрольных
работ (титульный лист, ясный, грамотный
язык, объем не менее 10 машинописных страниц
и т.д.)
4.3. Домашние
задания для студентов
очной формы
обучения
Задание 1 «Социальная
система»
Опишите основные черты социальной системы организации,
в которой вы работаете или учитесь. Покажите как социальная система влияет на вас
и ваши трудовые качества?
Задание 2 «Анкета
для подбора кадров»
По каждой категории различия
личности (наследственность, культура,
семья, социальная группа, жизненный опыт)
составить не менее пяти вопросов к кандидату
на работу в организации. Вопросы должны
быть составлены так, чтобы ответы на них
наилучшим образом раскрывали личность
кандидата.
Задание 3 «Ситуационное
усиление поведения»
Выберите один из типов ситуационного
усиления (подкрепления) поведения и опишите
факты и события из своей жизни, когда
к вам применялся данный тип усиления.
Задание 4 «Конфликты
в нашей жизни»
Проанализируйте ситуации и определите
тип конфликта, наличие конфликтной ситуации
и инцидента. Что следует делать в подобных
ситуациях для предотвращения или разрешения
конфликта?
- Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя тем, что эта работа требует более высокого разряда. Добавляет при этом, что ему уже 5 лет не повышали разряд.
- На аттестации заместитель начальника отдела выступил с рядом замечаний в адрес одной из аттестуемых, указав на серьезные просчеты в ее работе. Замечания были вескими и обоснованными. В ответ работница разразилась слезами и заявила, что зам. начальника сводит с ней личные счеты: ее собака якобы не дает ему спать по ночам.
- Одна из сотрудниц постоянно опаздывает на работу, может и уйти раньше. Но она – отличный специалист, работу выполняет всегда в срок и лучше всех, за что неоднократно поощрялась. При очередном опоздании был издан приказ о наказании. Это вызвало бурную реакцию. Работница сгоряча подала заявление об увольнении, а затем и ушла в конкурирующую организацию, принеся с собой много ценной для конкурентов информации.
- Частное такси подвезло пассажира к нужному месту. Водитель называет цену, с которой пассажир не согласен. Счетчика нет, о цене заранее не договаривались.
Задание 5
Подготовить доклады на темы:
- Деловой разговор
- Беседа
- Обсуждение и собеседование
- Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут
- Торги
- Многосторонние переговоры
Задание 6 «Наблюдаемые
изменения в организации»
Из своего жизненного опыта
приведите примеры организационных
изменений, которые вам лично приходилось
наблюдать или в которых вы непосредственно
участвовали. Используйте форму 4.1.
Форма 4.1
Организационные
изменения
Изменения
в организации
в области… |
Факты и события
из личной жизни |
…целей |
|
…стратегий |
|
…технологии |
|
…ролей и задач |
|
…структуры |
|
…персонала |
|
…культуры |
|
Задание 7 «Национальное
в управлении бизнесом»
Используя изученные
модели национальных организационных культур,
сформулировать 10 вопросов, в ответах
на которые будет раскрываться влияние
национальной культуры на управление
бизнесом. При этом важно, чтобы эти вопросы
максимально охватывали все аспекты управления
деловой организацией.
- список рекомендуемой литературы
5.1. Основная
литература
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.,2002.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М., 2002.
- Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.
5.2. Дополнительная
литература
- Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. М., 2000.
- Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.
- Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций. М.. 1998.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Минск, 2002.
- Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
- Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Поведение в организации: Учебник. М., 1999.
- Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. М., 2001.
- Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. М.,1997.
- Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
- Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). Ростов-на-Дону, 1997.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.
- Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. М., 1998.
- Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцева, В.Н. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. Новосибирск, 1997.
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
- Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., 2000.
- Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб, 2000.
- Gibson J.L., Ivancevich J.M.,
Donnelly J.H. Organizations: Behavior, Structure, Processes. 7th ed. (Boston, 1991).
- Greiner L. Evolution and Revolution
as Organizations Grow// HBR. 1972. July-August.
- Kolb D.A., Osland J.S., Rubin
I.M. Organizational Behaqvior: an Experiential Approach. 6th ed. (Prentice-Hall, 1995).
- Klein S.M., Ritti R.R.Understanding
Organizational Behavior. 2nd ed. (Kent Publishing Company, Boston, 1984).
- Robbins S.P Essentials of
Organizational Behavior, 4th ed. (Prentice-Hall, 1994).
- Roy J. Lewicki, Joseph A.
Litterer, David M. Saunders, John W. Minton. Negotiation. Readings,
Exercises, and Cases. 2
nd. ed. (Irwin, 1993).
- Wagner J.A., Hollenbeck J.R.
Management of Organizational Behavior. (Prentice-Hall, 1992).
- контрольные вопросы для самопроверки
6.1. Введение в организационное
поведение
- Дайте определение организационного поведения (ОП). Какова связь ОП с менеджментом, теорией организации, управлением персоналом, психологией и другими науками?
- Почему менеджеры должны изучать, уметь анализировать и прогнозировать поведение людей в организации?
- Назовите основные концепции, формирующие базис ОП. Выделите наиболее значимые из них и поясните свой выбор.
- Почему философия и видение включены в систему организационного поведения? Приведите пример организационного видения, о котором вы читали или слышали.
- Сравните четыре модели ОП между собой. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?
- Почему поддерживающая и коллегиальная модели ОП распространяются, прежде всего, в высокоразвитых странах?
6.2. Личностьв организации
- Дайте определение понятия «личность». Перечислите общечеловеческие свойства личности. Какое отношение имеет личность к организационному поведению?
- В чем необходимость существования людей и организаций друг для друга? Перечислите основные ожидания человека и организации.
- Сравните природу человека и природу организации: в чем сходство и различия?
- Какие человеческие качества сугубо индивидуальны? В чем люди в основном похожи? Что доминирует: различия или сходство?
- .Что такое установка? Назовите основные характеристики и составляющие компоненты установок. Какие функции выполняют установки в жизни людей?
- Что подразумевается под термином «удовлетворенность трудом»? Какие основные факторы оказывают влияние на удовлетворенность трудом? Каковы важнейшие следствия удовлетворенности трудом?
6.3. Процесс восприятия и управление
впечатлением
- Чем ощущение отличается от восприятия? Какие факторы влияют на восприятие человека окружающими.
- Приведите примеры внешних факторов, которые влияют на избирательность восприятия
- Что означает Стереотипизация? Почему этот эффект рассматривается как проблема восприятия?
- Что называется эффектом «ореола»? Обобщите современные представления об этом эффекте.
- Что подразумевается под управлением впечатлением? Что означает мотивация впечатления и формирование впечатления?
- Какие основные приемы используют работники при управлении вечатлением?
6.4. Научение и управление поведением
- Согласны ли вы с утверждением, что научение является частью практически любой деятельности? Поясните ответ.
- Назовите основные параметры теорий научения: бихевиористской, когнитивной и социального научения. В чем разница между классическим и оперантным обусловливанием?
- В чем различие между положительным и отрицательным подкреплением? Приведите примеры.
- Перечислите возможные формы адаптации человека к организационному окружению.
- Перечислите пять этапов МОП. Кратко охарактеризуйте важнейшие аспекты каждого этапа.
- Какие факторы влияют на модификацию поведения? В каких областях успешно применялись методы управления поведением?
6.5. Конфликты в организации
- Что такое фрустрация? В чем заключаются некоторые из ее проявлений? Каким образом модель фрустрации может быть использована для анализа организационного поведения?
- Дайте определение конфликта, конфликтной ситуации, инцидента. Опишите процесс развития конфликта. Каковы возможные последствия конфликта?
- Каковы основные источники межличностного конфликта? Какие из них, по вашему мнению, наиболее соответствуют современным организациям?
- Какие методы разрешения конфликтов вы знаете?
- Как ведут себя группы в конфликтной ситуации? Какие четыре стратегии могут быть использованы для эффективного управления межгрупповым конфликтом?
- Назовите основные типы конфликтов. Какова степень неизбежности конфликта каждого типа. Как следует разрешать конфликт каждого типа?
6.6. Деловые переговоры
- Какие виды переговоров вам известны? Опишите основные этапы процесса переговоров.
- На основе каких критериев производится оценка эффективности переговоров?
- Какие модели поведения на переговорах вы знаете?
- Назовите базовые элементы метода принципиальных переговоров.
- Какова наиболее эффективная тактика поведения на переговорах с более сильным партнером?
- Как влияют национальные различия на процесс переговоров? Какие рекомендации вы можете дать представителям других стран, готовящимся к переговорам с российской стороной.
- Стресс на рабочем месте
- Дайте определение стрессу. Всегда ли он вреден человеку?
- Что такое общий синдром адаптации? Назовите три его этапа.
- На какие основные категории можно подразделить факторы стресса, воздействующие на человека в организации? Приведите примеры для каждой категории.
- Какие основные черты характера определяют реакцию человека на стресс? Приведите примеры.
- Стресс может привести к эффектам физиологического, психологического и поведенческого характера. Дайте примеры каждого из них. Какова взаимосвязь этих эффектов со стрессом на рабочем месте?
- Опишите индивидуальные и организационные способы борьбы со стрессом.
6.8. Жизненный
цикл организации
- Что такое «жизненный цикл организации»? Опишите циклы развития организации в бизнесе?
- Назовите каждую стадию жизненного цикла организации. Какие условия изменяют характеристики стадий?
- От каких факторов зависит длительность стадий ЖЦО?
- Укажите основные причины кризисов каждого цикла развития организации.
- Чем определяется возможность длительного существования организации на этапе «Инновационной организации»?
- Проанализируйте зависимость организационных структур от этапов ЖЦО.
6.9. Управление организационными
изменениями
- Что понимают под организационными изменениями?
- Перечислите основные виды сопротивления изменениям. Назовите причины, по которым люди сопротивляются изменениям.
- Опишите три стадии процесса изменений.
- В чем суть концепции организационного развития? В чем достоинства и ограничения концепции ОР?
- Что такое казуальные переменные?
- Опишите типовую программу ОР.
6.10. Организационная культура
- Дайте определение понятия «организационная культура».
- Что такое «субкультура», и какие субкультуры бывают в организации. Что такое «контркультура»?
- Назовите методы формирования, поддержания и изменения ОК.
- Возможно ли провести изменения в организационной культуре без изменения поведения работников? Поясните.
- Какие модели используются для определения влияния культуры на организационную эффективность?
- Что предпринимают организации для сохранения своей культуры? Опишите основные шаги.