Организационное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:03, практическая работа

Краткое описание

Целью работы «Программа курса по дисциплине «Организационное поведение» является ознакомление студентов с основными темами лекционных и практических занятий, методикой преподавания дисциплины, заданиями для контрольных работ и рекомендуемой литературой.
Для студентов третьего и четвертого курсов института международного бизнеса и экономики и студентов ИЗДО, которые обучаются по учебным планам в рамках государственного стандарта по специальности «Менеджмент организации».

Вложенные файлы: 1 файл

Программа курса «организационное поведение» Владивосток Издатель.doc

— 336.00 Кб (Скачать файл)

При разработке теоретических  вопросов работа студента методически строится следующим образом:

    1. подбор литературы по выбранной теме;
    2. изучение состояния вопроса и библиографический обзор;
    3. собственно написание работы.  

Контрольная работа должна носить не реферативный, а аналитический характер и быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению контрольных работ (титульный лист, ясный, грамотный язык, объем не менее 10 машинописных страниц и т.д.)

 

 

4.3. Домашние  задания для студентов

очной формы  обучения

 

 

Задание 1 «Социальная система»

Опишите основные черты социальной системы организации, в которой вы работаете или учитесь. Покажите как социальная система влияет на вас и ваши трудовые качества?

 

Задание 2 «Анкета для подбора кадров»

По каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) составить не менее пяти вопросов к кандидату на работу в организации. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них наилучшим образом раскрывали личность кандидата.

 

Задание 3 «Ситуационное усиление поведения»

Выберите один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и опишите факты и события из своей жизни, когда к вам применялся данный тип усиления.

 

Задание 4 «Конфликты в нашей жизни»

Проанализируйте ситуации и определите тип конфликта, наличие конфликтной ситуации и инцидента. Что следует делать в подобных ситуациях для предотвращения или разрешения конфликта?

  • Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя тем, что эта работа требует более высокого разряда. Добавляет при этом, что ему уже 5 лет не повышали разряд.
  • На аттестации заместитель начальника отдела выступил с рядом замечаний в адрес одной из аттестуемых, указав на серьезные просчеты в ее работе. Замечания были вескими и обоснованными. В ответ работница разразилась слезами и заявила, что зам. начальника сводит с ней личные счеты: ее собака якобы не дает ему спать по ночам.
  • Одна из сотрудниц постоянно опаздывает на работу, может и уйти раньше. Но она – отличный специалист, работу выполняет всегда в срок и лучше всех, за что неоднократно поощрялась. При очередном опоздании был издан приказ о наказании. Это вызвало бурную реакцию. Работница сгоряча подала заявление об увольнении, а затем и ушла в конкурирующую организацию, принеся с собой много ценной для конкурентов информации.
  • Частное такси подвезло пассажира к нужному месту. Водитель называет цену, с которой пассажир не согласен. Счетчика нет, о цене заранее не договаривались.

 

Задание 5

Подготовить доклады на темы:

  1. Деловой разговор
  2. Беседа
  3. Обсуждение и собеседование
  4. Спор, полемика, дискуссия, дебаты, прения, диспут
  5. Торги
  6. Многосторонние переговоры

 

Задание 6 «Наблюдаемые изменения в организации»

Из своего жизненного опыта  приведите примеры организационных  изменений, которые вам лично приходилось наблюдать или в которых вы непосредственно участвовали. Используйте форму 4.1.

 

Форма 4.1

Организационные изменения

Изменения

в организации

в области…

 

Факты и события  из личной жизни

…целей

 

…стратегий

 

…технологии

 

…ролей и задач

 

…структуры

 

…персонала

 

…культуры

 

Задание 7 «Национальное в управлении бизнесом»

Используя изученные  модели национальных организационных культур, сформулировать 10 вопросов, в ответах на которые будет раскрываться влияние национальной культуры на управление бизнесом. При этом важно, чтобы эти вопросы максимально охватывали все аспекты управления деловой организацией.

 

 

  1. список рекомендуемой литературы

5.1. Основная  литература

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.,2002.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М., 2002.
  3. Ньюстром Д.В., Дэвис К. Организационное поведение. СПб., 2000.

5.2. Дополнительная  литература

 

  1. Гуияр Ф.Ж., Келли Д.Н. Преобразование организации. М., 2000.
  2. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.
  3. Еропкин А.М. Организационное поведение. Конспект лекций. М.. 1998.
  4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. Минск, 2002.
  5. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб., 2001.
  6. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Поведение в организации: Учебник. М., 1999.
  7. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. М., 2001.
  8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. М.,1997.
  9. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
  10. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры (пособие для деловых людей). Ростов-на-Дону, 1997.
  11. Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.
  12. Молл Е.Г. Менеджмент. Организационное поведение: Учеб. пособие. М., 1998.
  13. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцева, В.Н. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. Новосибирск, 1997.
  14. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1997.
  15. Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., 2000.
  16. Спивак  В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СПб, 2000.
  17. Gibson J.L., Ivancevich J.M., Donnelly J.H. Organizations: Behavior, Structure, Processes. 7th ed. (Boston, 1991). 
  18. Greiner L. Evolution and Revolution as Organizations Grow// HBR. 1972. July-August.
  19. Kolb D.A., Osland J.S., Rubin I.M. Organizational Behaqvior: an Experiential Approach. 6th ed. (Prentice-Hall, 1995).
  20. Klein S.M., Ritti R.R.Understanding Organizational Behavior. 2nd ed. (Kent Publishing Company, Boston, 1984).
  21. Robbins S.P Essentials of Organizational Behavior, 4th ed. (Prentice-Hall, 1994).
  22. Roy J. Lewicki, Joseph A. Litterer, David M. Saunders, John W. Minton. Negotiation. Readings, Exercises, and Cases. 2 nd. ed. (Irwin, 1993).
  23. Wagner J.A., Hollenbeck J.R. Management of Organizational Behavior. (Prentice-Hall, 1992).

 

 

  1. контрольные вопросы для самопроверки

 

 

6.1. Введение в организационное поведение

 

  1. Дайте определение организационного поведения (ОП). Какова связь ОП с менеджментом, теорией организации, управлением персоналом, психологией и другими науками?
  2. Почему менеджеры должны изучать, уметь анализировать и прогнозировать поведение людей в организации?
  3. Назовите основные концепции, формирующие базис ОП. Выделите наиболее значимые из них и поясните свой выбор.
  4. Почему философия и видение включены в систему организационного поведения? Приведите пример организационного видения, о котором вы читали или слышали.
  5. Сравните четыре модели ОП между собой. Что у них общего и чем они отличаются друг от друга?
  6. Почему поддерживающая и коллегиальная модели ОП распространяются, прежде всего, в высокоразвитых странах?

 

6.2. Личностьв организации

 

  1. Дайте определение понятия «личность». Перечислите общечеловеческие свойства личности. Какое отношение имеет личность к организационному поведению?
  2. В чем необходимость существования людей и организаций друг для друга? Перечислите основные ожидания человека и организации.
  3. Сравните природу человека и природу организации: в чем сходство и различия?
  4. Какие человеческие качества сугубо индивидуальны? В чем люди в основном похожи? Что доминирует: различия или сходство?
  5. .Что такое установка? Назовите основные характеристики и составляющие компоненты установок. Какие функции выполняют установки в жизни людей?
  6. Что подразумевается под термином «удовлетворенность трудом»? Какие основные факторы оказывают влияние на удовлетворенность трудом? Каковы важнейшие следствия удовлетворенности трудом?

 

6.3. Процесс восприятия и управление впечатлением

 

  1. Чем ощущение отличается от восприятия? Какие факторы влияют на восприятие человека окружающими.
  2. Приведите примеры внешних факторов, которые влияют на избирательность восприятия
  3. Что означает Стереотипизация? Почему этот эффект рассматривается как проблема восприятия?
  4. Что называется эффектом «ореола»? Обобщите современные представления об этом эффекте.
  5. Что подразумевается под управлением впечатлением? Что означает мотивация впечатления и формирование впечатления?
  6. Какие основные приемы используют работники при управлении вечатлением?

 

6.4. Научение и управление поведением

 

  1. Согласны ли вы с утверждением, что научение является частью практически любой деятельности? Поясните ответ.
  2. Назовите основные параметры теорий научения: бихевиористской, когнитивной и социального научения. В чем разница между классическим и оперантным обусловливанием?
  3. В чем различие между положительным и отрицательным подкреплением? Приведите примеры.
  4. Перечислите возможные формы адаптации человека к организационному окружению.
  5. Перечислите пять этапов МОП. Кратко охарактеризуйте важнейшие аспекты каждого этапа.
  6. Какие факторы влияют на модификацию поведения? В каких областях успешно применялись методы управления поведением?

 

6.5. Конфликты в организации

 

  1. Что такое фрустрация? В чем заключаются некоторые из ее проявлений? Каким образом модель фрустрации может быть использована для анализа организационного поведения?
  2. Дайте определение конфликта, конфликтной ситуации, инцидента. Опишите процесс развития конфликта. Каковы возможные последствия конфликта?
  3. Каковы основные источники межличностного конфликта? Какие из них, по вашему мнению, наиболее соответствуют современным организациям?
  4. Какие методы разрешения конфликтов вы знаете?
  5. Как ведут себя группы в конфликтной ситуации? Какие четыре стратегии могут быть использованы для эффективного управления межгрупповым конфликтом?
  6. Назовите основные типы конфликтов. Какова степень неизбежности конфликта каждого типа. Как следует разрешать конфликт каждого типа?

 

6.6. Деловые переговоры

 

    1. Какие виды переговоров вам известны? Опишите основные этапы процесса переговоров.
    2. На основе каких критериев производится оценка эффективности переговоров?
    3. Какие модели поведения на переговорах вы знаете?
    4. Назовите базовые элементы метода принципиальных переговоров.
    5. Какова наиболее эффективная тактика поведения на переговорах с более сильным партнером?
    6. Как влияют национальные различия на процесс переговоров? Какие рекомендации вы можете дать представителям других стран, готовящимся к переговорам с российской стороной.

 

    1. Стресс на рабочем месте

 

      1. Дайте определение стрессу. Всегда ли он вреден человеку?
      2. Что такое общий синдром адаптации? Назовите три его этапа.
      3. На какие основные категории можно подразделить факторы стресса, воздействующие на человека в организации? Приведите примеры для каждой категории.
      4. Какие основные черты характера определяют реакцию человека на стресс? Приведите примеры.
      5. Стресс может привести к эффектам физиологического, психологического и поведенческого характера. Дайте примеры каждого из них. Какова взаимосвязь этих эффектов со стрессом на рабочем месте?
      6. Опишите индивидуальные и организационные способы борьбы со стрессом.

6.8. Жизненный цикл организации

 

  1. Что такое «жизненный цикл организации»? Опишите циклы развития организации в бизнесе?
  2. Назовите каждую стадию жизненного цикла организации. Какие условия изменяют характеристики стадий?
  3. От каких факторов зависит длительность стадий ЖЦО?
  4. Укажите основные причины кризисов каждого цикла развития организации.
  5. Чем определяется возможность длительного существования организации на этапе «Инновационной организации»?
  6. Проанализируйте зависимость организационных структур от этапов ЖЦО.

 

6.9. Управление организационными изменениями

 

  1. Что понимают под организационными изменениями?
  2. Перечислите основные виды сопротивления изменениям. Назовите причины, по которым люди сопротивляются изменениям.
  3. Опишите три стадии процесса изменений.
  4. В чем суть концепции организационного развития? В чем достоинства и ограничения концепции ОР?
  5. Что такое казуальные переменные?
  6. Опишите типовую программу ОР.

 

6.10. Организационная культура

 

        1. Дайте определение понятия «организационная культура».
        2. Что такое «субкультура», и какие субкультуры бывают в организации. Что такое «контркультура»?
        3. Назовите методы формирования, поддержания и изменения ОК.
        4. Возможно ли провести изменения в организационной культуре без изменения поведения работников? Поясните.
        5. Какие модели используются для определения влияния культуры на организационную эффективность?
        6. Что предпринимают организации для сохранения своей культуры? Опишите основные шаги.

Информация о работе Организационное поведение