Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 16:25, контрольная работа
Цель работы состоит в исследовании сущности и основных категорий организационного поведения.
Задачи работы: определить внутреннюю структуру дисциплины «организационное поведение»; выявить основные проблемы, изучаемые в рамках данного предмета; рассмотреть подходы к изучению дисциплины, раскрыть основные модели поведения в организациях; изучить поведение личности в группе; раскрыть свойства группового поведения; определить основные факторы, влияющие на поведение в организации.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
I. Сущность организационного поведения
1.1. Введение в организационное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 5
1.2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . …6
1.3. Подходы к изучению организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . …..8
1.4. Модели организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...11
II. Категории поведения в организации
2.1. Личностный уровень поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….15
2.2. Групповое поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..16
2.3. Факторы, влияющие на эффективность групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..17
2.4. Поведение в неформальных группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….24
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский Государственный Социальный университет
Филиал в г.Красноярск
Кафедра туризма, управления и административного права
Контрольная работа
Организационное поведение:
сущность и содержание
Выполнил:
Студент группы МЕНЗ 509
Цепенникова Кристина Николаевна
Красноярск 2013
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …3
I. Сущность организационного поведения
1.1. Введение в организационное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . … 5
1.2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины . . . . . . . . . . . . . . …6
1.3. Подходы к изучению организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . …..8
1.4. Модели организационного поведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...11
II. Категории поведения в организации
2.1. Личностный уровень поведения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….15
2.2. Групповое поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..16
2.3. Факторы, влияющие на эффективность групп. . . . . . . . . . . . . . . . . . . …..17
2.4. Поведение в неформальных группах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …...21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….24
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
Введение
В настоящее время требуются
новые подходы к управлению организаций,
так как происходит увеличение изменений
условий производства: ускорение
нововведений, поиск высококвалифицированных
кадров, тесное взаимодействие технологических,
социально-экономических и
1) планирование, заключающееся
в выборе целей и плана
2) функция организации,
посредством которой
3) руководство, состоящее
в мотивировании исполнителей
к осуществлению
4) контроль, заключающийся
в соотнесении реально
Поэтому управление организацией
– это, прежде всего, управление людьми.
Именно искусство управления поведением
людей становится в современном
обществе решающим условием, обеспечивающим
конкурентоспособность
Актуальность темы обусловлена необходимостью постоянного изучения и обобщения материалов исследований в области организационного поведения в условиях реформирования государственных структур, изменениях в общественно-политических, коммерческих организациях для выработки наиболее оптимальной модели поведения в организации.
Практическая значимость работы продиктована потребностью знания руководителями всех уровней основ организационного поведения для своевременного и грамотного координирования процессов поведения, возникающих при управлении в организации.
Объект исследования – процесс формирования специальной науки по управлению человеком в организации.
Предмет исследования - теоретические основы дисциплины «организационное поведение».
Цель работы состоит в исследовании сущности и основных категорий организационного поведения.
Задачи работы: определить внутреннюю структуру дисциплины «организационное поведение»; выявить основные проблемы, изучаемые в рамках данного предмета; рассмотреть подходы к изучению дисциплины, раскрыть основные модели поведения в организациях; изучить поведение личности в группе; раскрыть свойства группового поведения; определить основные факторы, влияющие на поведение в организации.
В данной работе были использованы такие методы исследования как метод обобщения и метод анализа.
I. Сущность организационного поведения.
1.1. Введение в организационное поведение
Организационное поведение
– это наука, изучающая поведение
людей (индивидов и групп) в организациях,
с целью практического
Появление понятия обычно
связывают с докладом Р. Гордона
и Д. Хауэла в 1959г., в котором авторы
на основе анализа результатов опросов
студентов и преподавателей бизнес-школ
пришли к выводу, что будущим менеджерам-
Структура дисциплины «организационное поведение» была предложена Г. Левиттом: психологические явления, связанные с индивидуальным поведением человека и могущие иметь отношение к его жизни в организации; феномены общения и взаимодействия в парах; малые группы, насчитывающие до 20 участников; взаимодействие между малыми группами; группы, в которых может участвовать до сотни человек; явления, характерные для больших групп, насчитывающих сотни и тысячи человек.
1.2. Объект, предмет, цели, задачи и методы дисциплины
Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.[3]
Объекты изучения организационного поведения:
• поведение индивидов в организации;
• проблемы межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник – подчиненный»);
• динамика отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных);
• возникающие межгрупповые отношения;
• организации как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения.
Целями организационного поведения являются:
1. систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;
2. объяснение причин поступков
индивидов в определенных
3. предсказание поведения работника в будущем;
4. овладение навыками
управления поведением людей
в процессе труда и их
Организационное поведение изучает поведение людей в организации и оценивает его влияние на результаты ее деятельности, поэтому основными задачами данной дисциплины являются:
1. Выявление поведенческих отношений между руководителем и его подчиненными и в том числе между коллегами.
2. Обеспечение формирования
благоприятного
3. Систематическое описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях.
4. Объяснение поступков людей в определенных условиях.
5. Умение предвидеть ситуацию.
6. Овладение навыками управления поведением людей в процессе работы и поиск путей повышения эффективности их деятельности.
В основу организационного поведения положено использование социально-психологических методов управления. Социально-психологические методы - это методы управления, базирующиеся на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.
Социальное воздействие осуществляется путем:
- целенаправленного
- морального стимулирования работников;
- использования методов
управления индивидуальным
- осуществления коллективной
деятельности работников и
Психологическое воздействие базируется на:
- использовании методов психологического побуждения (мотивации);
- учете индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);
- психологических аспектах деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).
Поэтому при изучении организационного поведения используются такие методы, как опросы (интервью, анкетирование, тестирование), сбор фиксированной информации (изучение документов), наблюдения и эксперименты. Интервью могут проводиться “лицом к лицу”, по телефону, с использованием компьютеров. Разработано большое количество стандартизированных опросников (анкет). Например, с их помощью измеряется удовлетворенность трудом, организационный климат. При исследовании организационного поведения широко используется метод структурированного наблюдения. Например, при наблюдении организационной среды выделяются следующие элементы: помещение, обстановка и оборудование, оформление, освещение и цвет, внешний облик членов организации. Основу исследований в этой области составляют лабораторные и естественные эксперименты.
Исследование – это
процесс сбора и интерпретации
данных, которые подтверждают или
опровергают теоретические
Научным фундаментом дисциплины “организационное поведение” является то, что:
• сбор данных осуществляется систематически, контролируется их надежность и достоверность;
• предлагаемые объяснения фактов тщательно проверяются;
• в качестве закономерностей, которые могут быть использованы на практике, рассматриваются только неоднократно подтвержденные устойчивые связи и отношения.
1.3. Подходы к изучению организационного поведения.
Организационное поведение
объединяет поведенческие (бихевиористские)
науки (систематизированные знания
о характере и причинах поступков
людей) с другими дисциплинами –
менеджментом, экономической теорией,
экономико-математическими
При биологическом подходе
делается акцент на зависимости поведения
от физических и биологических потребностей
и побуждений: жажда, голод, недостаток
сна. Социологический подход основывается
на том, что поведение человека –
результат воздействия людей
и событий социального
Более подробно можно остановиться на когнитивном и бихевиористском подходах, а также подходе социального научения, теоретические элементы которых можно использовать для создания общей модели организационного поведения.
Когнитивный подход оценивает человека по более «высоким» критериям, чем другие подходы. Когнитивный подход делает акцент на позитивных и добровольных аспектах поведения, использует такие понятия, как ожидание, потребности и поощрение. Познание является базовым элементом когнитивного подхода - это акт восприятия некоторой информации. Такие инструменты, как когнитивные карты используются в качестве визуальных элементов для уяснения и понимания отдельных элементов мыслей индивида, групп или организаций. Поведение может быть элементом анализа, однако оно направленно на достижение цели. Важно, что когнитивный подход не содержит предположений о том, что происходит в мозгу; это всего лишь термины для описания поведения.
Информация о работе Организационное поведение: сущность и содержание