Организационное проектирование системы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ системы управления на предприятии. Цель работы определяет ее задачи:
Организационное проектирование системы управления персоналом
Оценка персонала организации
Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления организацией.

Содержание

Введение 2
1. Организационное проектирование системы управления персоналом 4
2. Оценка персонала организации 17
3. Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления организацией 32
Заключение 42
Литература 44

Вложенные файлы: 1 файл

организационное проектирование тема 17.docx

— 206.38 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение 2

1. Организационное проектирование  системы управления персоналом 4

2. Оценка персонала организации 17

3. Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления организацией 32

Заключение 42

Литература 44

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В сегодняшних организациях управление человеческими ресурсами выделилось в отдельную систему, являющуюся частью общей системы организации. Служба управления персоналом является частью системы управления персоналом и представляет собой подразделение в организационной иерархии, осуществляющее управление сотрудниками в системе управления персоналом. Также в настоящее время в различных организациях вместо традиционных отделов кадров все чаще создаются данные службы управления персоналом. Сейчас в службах управления персоналом реально функционирующих в России организаций выделяются целые функциональные группы, которых становится все больше и больше. Структура функционала в отечественных и зарубежных службах управления персоналом зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются размеры организации, уровень организационного, финансового, технико-экономического развития компании, сложность и степень автоматизации производственных процессов, основные и вспомогательные направления деятельности, степень реализации передовых технологий персонального менеджмента, обеспеченность кадрами служб управления персоналом и пр.

Как показывает изучение опыта управления организациями и анализ литературы по вопросу, при немногочисленном персонале и соответственно незначительной суммарной трудоемкости функций системы управления персоналом выполнение отдельных задач может быть поручено конкретному специалисту, а не подразделению. На малых предприятиях ряд функций по персоналу может быть передан другим подразделениям, не входящим в службу управления персоналом. Например, отдельные функции могут выполнять подразделения технического развития, подразделения по организации управления. В крупных организациях при достаточно обособленных в пространственном и административном отношениях функциональных сферах организации возможно наличие независимых служб управления персоналом в каждом крупном департаменте. Данная подсистема должна состоять из более мелких функциональных групп и подразделений: линейного руководства, планирования и маркетинга персонала, управления наймом и учетом персонала, управления трудовыми отношениями, обеспечения комфортных условий труда, управления развитием персонала, управления мотивацией поведения персонала, управления социальным развитием персонала, управления развитием организационной структуры, правового обеспечения, информационного обеспечения и пр.

В практической деятельности российских организаций внедрение такого обширного количества функций встречается нечасто, чем во многом и обусловлены значительные сложности по управлению трудовыми ресурсами в уже сформировавшихся в нашей стране условиях рыночной экономики.

Обеспечение предприятия методикой формирования комплексной системы управления персоналом на базе комплексного проектирования и оценки эффективности предложенных проектов системы управления персоналом – важнейшая задача науки управления, что делает теоретические разработки в этой области очень актуальными.

Целью данной работы является анализ системы управления на предприятии. Цель работы определяет ее задачи:

Организационное проектирование системы управления персоналом

Оценка персонала организации

 Разработка рекомендаций по оптимизации системы управления организацией.

Предмет исследования – система управления.  Объект исследования -  ООО «Кент».

 

 

 

 

 

 

1. Организационное  проектирование системы управления  персоналом

Проектирование работы — процесс создания как формальной, так и неформальной спецификации выполнения задачи, поставленной перед работником, включающей ожидаемые межличностные отношения и взаимозависимость данной задачи с другими задачами, решаемыми как внутри, так и вне организации.

Организационное проектирование — процесс разработки проектов организации производственных систем и систем управления. Организационное проектирование позволяет формировать системы с заранее заданными характеристиками, содержащимися в проектной документации [1, c.124].

Целью организационного проектирования является придание процессу создания новых систем или развитию действующих целенаправленности, научной обоснованности.

При комплексном проектировании предполагается использовать системный функционально-целевой подход, который предусматривает решение организационных вопросов одновременно для производственной системы и системы управления проектируемой организации, для каждой составляющей их подсистемы и элемента.

Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления организацией, т.к. первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей — от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями.

Системный функционально-целевой подход к разработке проектов систем управления всех уровней иерархии позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы.

Проектируются все подсистемы:

1) подсистема линейного  руководства;

2) все функциональные  и целевые подсистемы;

3) подсистемы обеспечения  управления (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Состав проектируемых элементов производственной системы и системы управления организации [1, c.127]

 

Подсистема линейного руководства включает:

1) директора организации;

2) начальников цехов и  участков;

3) мастеров, бригадиров;

4) линейных руководителей  непроизводственных подразделений;

5) соответствующих линейных  руководителей научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических  организаций и их заместителей.

Факторы проектирования организации — параметры внешней и внутренней среды, которые необходимо учитывать при создании проекта организационной структуры.

Выделяют 4 группы факторов.

1. Внешняя среда, т.е. все  то, что окружает организацию: сложность  и динамизм среды.

2. Технология работы в  организации:

1) неопределенность в  сроках начала работы;

2) неопределенность в  способе выполнения работы.

3. Стратегический выбор  руководства организации в отношении  ее целей:

1) идеология управления;

2) типы потребителей;

3) типы рынков сбыта  и территориальное размещение  производства.

4. Поведение работников:

1) потребности;

2) квалификация;

3) мотивированность.

Элементы организации — подструктуры, части, составляющие организации, задающие ее неповторимость, отличие от всех других.

Элементы проектирования организации:

1) разделение труда и  специализация;

2) департаментизация и  кооперация;

3) связи в организации  и координация;

4)масштаб управляемости  и контроля;

5) иерархия в организации  и ее звенность;

6) распределение прав  и ответственности;

7) централизация и децентрализация [4, c.253].

Этапы проектирования кадровой политики — последовательность шагов по формулированию целей кадровой работы, оценке способов их достижения, соотнесению с корпоративной культурой и закреплению в специфических кадровых инструментах.

Процесс разработки и внедрения проекта системы управления организации состоит из 4 основных стадий (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Цикл организационного

проектирования систем управления [2]

 

Диагностический этап предназначен для комплексного изучения сложившихся условий и стратегии развития компании, выработки целей и задач изменений, а также для подготовки технического задания на организационное проектирование будущей системы. Он включает пять стадий:

— определение целей и задач общего проекта;

— исследование текущей ситуации и стратегии компании;

— анализ и систематизация полученных данных;

— подготовка основных выводов и концепции улучшений;

— формирование задания на организационное проектирование.

Другая важная сторона диагностического этапа — формулирование предложений по развитию исследованной ситуации. В разработку предложений нужно вовлечь как можно больше представителей функциональных направлений, прежде всего высших и линейных руководителей.

Перед подготовкой технического задания на организационное проектирование важно согласовать выводы и предложения с руководством фирмы. Часто в крупных компаниях в принятии окончательного решения участвуют корпоративные органы управления (совет директоров и его профильные комитеты, например комитет по вознаграждениям, комитет по корпоративному управлению и назначениям). Требуется создание специальных форм вынесения вопроса на рассмотрение и официальное оформление решений с помощью внутрикорпоративных регламентов.

Второй этап — этап проектирования системы. Его целью является разработка рабочего проекта системы управления, анализ эффективности предложений и определение механизма внедрения. Прикладной целью проекта является подготовка комплекта необходимой документации (форм, регламентов, инструкций) [2].

Этап проектирования включает пять стадий:

— формализация и регламентация процедуры разработки проекта;

— создание рабочего проекта;

— анализ эффективности проекта;

— подготовка сопроводительной документации;

— экспертиза и утверждение рабочего проекта.

Ключевой стадией проектирования является разработка рабочего проекта системы управления. Рабочий проект разрабатывается на основе технического задания, подготовленного на предыдущем этапе. Он включает основные параметры будущей системы управления, а также полный набор рабочей документации.

При расчете экономической целесообразности проекта могут быть использованы различные методы, например ФСА или метод прямых аналогий. Используют различные методы проведения экспертизы проектов (индексный, балансовый, графический).

Этап внедрения. Сводится к подготовке бизнес-плана организационных преобразований, формированию и обучению команды, а также к организации внедрения проекта. Этап подразделяется на пять стадий:

— подготовка и утверждение бизнес-плана организационных преобразований;

— материально-техническая подготовка к внедрению;

— создание проектной мотивации;

— формирование и обучение команды;

— коммуникация предполагаемых изменений.

Одним из ключевых факторов успеха внедрения является личное участие высшего руководства в коммуникации важности проекта для всей организации. Другой фактор успеха — система контроллинга эффективности внедрения, которая начинает разрабатываться уже на стадии формирования рабочего проекта и подготовки бизнес-плана, но начинает работать при внедрении не сразу.

Приемку системы осуществляет приемочная комиссия, состоящая из представителей заказчика, исполнителя и вышестоящей организации.

По окончании работы комиссии по приемке составляется акт о внедрении проекта, к которому прилагаются протоколы работы приемочной комиссии

Анализ эффективности предназначен для измерения пользы от внедрения системы управления. Данный этап включает четыре стадии:

— выбор системы измерений;

— формирование показателей и целевых значений;

— построение регулярного контроля показателей;

— создание механизма постоянных улучшений работы системы.

В общем виде проект системы управления организации состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления, задания наоргпроектирование (ЗО), организационного общего проекта (ООП), организационного рабочего проекта (ОРП) [1, c.124].

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления предназначено для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности совершенствования системы управления организаций. Включает следующие разделы: введение, характеристика существующих производственной системы и системы управления, цели и критерии совершенствования системы управления, ожидаемые технико-экономические результаты совершенствования системы управления, выводы и предложения.

Основным разделом этого этапа является «Характеристика существующей производственной системы и системы управления», он включает следующие данные: характеристику производственной системы организации и ее основных элементов (кадры производства, средства труда, предметы труда, методы организации производства, технологию производства, производственные функции, производственную структуру, продукцию); характеристику системы управления организации и ее составных частей (подсистемы линейного руководства, целевых, функциональных, обеспечивающих подсистем: кадры управления, технические средства управления, информация, методы организации управления, технология управления, функции управления, оргструктуры управления, управленческие решения; перечень и характеристику недостатков, резервов, узких мест в производственной системе и системе управления (в том числе по отдельным составляющим их элементам); оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в производственной системе и системе управления в целом, и по составляющим их элементам, степень ухудшения технико-экономических и социальных показателей деятельности. Данный раздел включает результаты обследования существующей производственной системы и системы управления организации.

Информация о работе Организационное проектирование системы управления персоналом