Организационные законы управления. Психологические законы управления. Организационный, социально-психологический и экономический аспек

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:52, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются законы и основы управления персоналом в организации.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность «управления персоналом»……………..………4
2. Организационные законы управления персоналом………………..…7
3. Психологические законы управления персоналом………………….10
4. Организационный, социально-психологический и экономический аспекты курса…………….…………………………………………….12
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Управление.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

5. Правило обусловленности  отношения подчинения отношением  обслуживания. Управление можно  представить как систему, обслуживающую  производство управленческими услугами. Чем выше уровень управленческого  обслуживания производства организационными  услугами, тем выше коэффициент  исполнительности. Коэффициент исполнительности  определяется путем соотнесения  выполненных с первого предъявления  команд к их общему числу  (под командой понимается любое  вербализованное воздействие руководителя  на подчиненного).

6. Правило оптимального  соотношения управленческих ориентаций  диктует необходимость опережения  ориентации на развитие производства  перед ориентацией на его функционирование. Это означает, что время, затрачиваемое  на совершенствование производства, число принимаемых решений по  внедрению новинок, число управленческих  команд, связанных с развитием  производства, должно опережать  число управленческих воздействий,  обеспечивающих текущую работу  хорошо организованного хозяйства.  Нарушение этого правила приводит  к медленному внедрению инноваций.

7. Правило потенциальной  имитации. Каждый работник управляющей  подсистемы должен уметь имитировать  функции по крайней мере четырех  других сотрудников: вышестоящего, нижестоящего и двух работников  его уровня.

 Предварительным  условием имитации функций является  соответствующее обучение и практика  работы данного руководителя  на других должностях (в других  подразделениях) аппарата управления. Такое потенциальное имитирование  одним работником функций четырех  других сотрудников, осуществленное  по всей системе управления, создает  имитационную сеть, покрывающую  все задачи управления. Управляющая  подсистема становится способной  осуществить необходимую работу  в течение некоторого времени  даже при дефиците 30% всего состава  работников.

  1. Психологические законы управления персоналом.

Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом  его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными  и другими особенностями. Как  сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. В связи с этим необходимо рассмотреть  психологические законы управления персоналом.

1. Правило зависимости  восприятия людьми внешних воздействий  от различий их психологических  структур. Дело в том, что разные люди и даже один человек в разное время могут по-разному реагировать на одинаковые воздействия.

 Это может  приводить и нередко приводит  к непониманию потребностей субъектов  управленческих отношений, их  ожиданий, особенностей восприятия  той или иной конкретной деловой  ситуации и как результат - к использованию моделей взаимодействия, неадекватных ни особенностям  психологических структур вообще, ни психическому состоянию каждого  из партнеров в конкретный  момент в частности.

2. Правило неадекватности  отображения человека человеком.  Суть его состоит в том, что ни один человек не может постичь другого человека с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно этого человека.

 Это объясняется  сверхсложностью природы и сущности  человека, который непрерывно меняется  в соответствии с законом возрастной  асинхронности. В самом деле, в  разные моменты своей жизни  даже взрослый человек определенного  календарного возраста может  находиться на разных уровнях  физиологического, интеллектуального,  эмоционального, социального, сексуального, мотивационно-волевого решения.  Более того, любой человек осознанно  или неосознанно защищается от  попыток понять его особенности  во избежание опасности стать  игрушкой в руках человека, склонного  к манипулированию людьми.

 Имеет значение  даже то обстоятельство, что нередко  сам человек не знает себя  достаточно полно.

 Таким образом,  любой человек, каким бы он  ни был, всегда что-то скрывает  о себе, что-то ослабляет, что-то  усиливает, какие-то сведения  о себе отрицает, что-то подменяет,  что-то приписывает себе (придумывает), на чем-то делает акцент и  т.п. Пользуясь подобными защитными  приемами, он демонстрирует себя  людям не таким, каков он  есть на самом деле, а таким,  каким бы он хотел, чтобы  его видели другие.

3. Закон неадекватности самооценки. Дело в том, что психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов - осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально - чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга.

4. Закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице управления. Это обусловлено, с одной стороны, иносказательными возможностями используемого естественного языка информации, что ведет к возникновению различий толкования информации, с другой - различиями в образовании, интеллектуальном развитии, физическом и, тем более, психическом состоянии субъектов анализа и передачи управленческой информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которых она проходит

5. Закон самосохранения. Его смысл состоит в том, что ведущим мотивом социального поведения субъекта управленческой деятельности является сохранение его личного социального статуса, его личностной состоятельности, чувства собственного достоинства. Характер и направленность моделей поведения в системе управленческой деятельности напрямую связаны с учетом или игнорированием этого обстоятельства.

6. Правило акцентуации  черт характера при воздействии  определенного стиля управления. При высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях среды к человеку нехватка каких-либо способностей для успешной конкретной деятельности возмещается другими способностями или навыками. Этот компенсаторный механизм часто срабатывает бессознательно, и человек приобретает опыт в ходе проб и ошибок. Однако следует иметь в виду, что данный закон практически не срабатывает на достаточно высоких уровнях сложности управленческой деятельности.

4. Организационный, социально-психологический  и экономический аспекты курса

Управление персоналом как деятельность и как учебная  дисциплина является комплексной. Управление включает все аспекты, связанные с возникновением, структурированием, функционированием, развитием, движущими силами объектов различной природы. Как деятельность, управление персоналом можно рассматривать сквозь призму следующих аспектов:

  1. организационно-управленческого (управление персоналом в системе управления организацией, структура и функции кадровой службы);
  2. социально-психологического (так как объект и субъект управления – люди, необходимо учитывать социально-психологические факторы общения и взаимодействия людей);
  3. экономического (оплата труда, иные формы материального стимулирования работника).

Организационный аспект предполагает выбор системы  управления  предприятия  с учетом его организационной  структуры, размера профиля деятельности.    Организационный аспект управления персоналом во многом определяется стилем управления.

  Специализация, стандартизация массового производства невозможна без адекватного управления. Целостность управленческого процесса (планирование, организация, руководство, координация, контроль) требует уделять особое внимание человеческому фактору, отношениям в коллективе. Это позволяет утверждать, что именно психологические аспекты управления играют важную роль в гармоничном сосуществовании групп общества. И поскольку производственный  коллектив представляет собой ведущий элемент в экономической сфере общества, их эффективное управление возможно только при реализации психологического капитала сотрудников.

Психологические аспекты управления   ориентируют  личность на раскрытие  своего потенциала, повышение достоинства, свободы  самовыражения. Социально-психологический  аспект  члена коллектива определяется его интеллектуально – физическими  возможностями, производительностью  труда, степенью сплоченности персонала  и признанием уникальности каждого  сотрудника. Управление как искусство  должно учитывать проблемы формального  и неформального лидерства, ротации  кадров, методы разрешения конфликтов. Именно от  управления в конечном итоге зависит эффективная работа команды в условиях нестабильности системы  отношений.

Тесное переплетение личных, коллективных и общественных интересов в деятельности хозяйствующих  субъектов настоятельно требует  их интеграции посредством организующего макроэкономического воздействия  на процесс труда.  Ключевым звеном, которое способствует достижению баланса интересов работников, менеджеров и собственников, является нормирование труда. Оно играет большую роль в организационных и статусных технологиях управления социально-трудовыми отношениями на современных предприятиях. С помощью нормирования обе стороны трудового процесса могут решить 2 проблемы: приведет ли затраченное усилие  к повышению производительности, дадут ли достигнутые рузультаты ожидаемое значение. Взаимосвязь нормирования труда с основными факторами повышения эффективности производства, внедрением новых технологий, сокращением затрат ручного труда, улучшением условий труда, снижением потерь рабочего времени отводит ему ключевую роль не только в оперативном, но и в стратегическом  управлении предприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Деятельность  по управлению персоналом - целенаправленное воздействие на человеческую составляющую организации, ориентированное на приведение в соответствие возможностей персонала  и целей, стратегий, условий развития организации.

 Основу концепции  управления персоналом организации  в настоящее время составляют  возрастающая роль личности работника,  знание его мотивационных установок,  умение их формировать и направлять  в соответствии с задачами, стоящими  перед организацией.

Как и любая  система, система управления характеризуется  законами своего построения и функционирования. Для того, чтобы предприятие могло  добиться реализации своих целей, задачи должны быть скоординированы посредством  организации процесса управления. Поэтому  организация  процесса управление является важной задачей для предприятия Управление насквозь пронизано психологическим содержанием, т.к. главным действующим лицом его является человек со своими способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими. В связи с этим необходимо рассматривать и учитывать как организационные, так и психологические законы управления персоналом.

Управление персоналом как деятельность и как учебная  дисциплина является комплексной. Управление включает все аспекты, связанные  с возникновением, структурированием, функционированием, развитием, движущими  силами объектов различной природы. Как деятельность, управление персоналом необходимо рассматривать сквозь призму 3 аспектов: организационного, социально - психологического и экономического.

 

 

Список использованной литературы

    1. Багаев А. Сферва социума: психологические аспекты управления – 2009 - №5 – с. 112-118
    2. Беноева Д. Антикризное управление персоналом: социально-психологичесие аспекты// Человек и труд – 2011 - № 9  - с. 45-46
    3. Верещагина Л.А. Психология персонал: потребности, мотивации и ценности – Харьков: Нова, 2012 – с. 56
    4. Кафидов В.В. Управление человеческими ресурсами -  СПб:Питер, 2012 – с. 138
    5. Третьякова Е.А. Управление персоналом предприятия: социально-экономические аспекты//  Менеджмент в России и за рубежом – 2009 - № 1 –с.118-25
    6. Управление персоналом/ Под ред. И.Б. Дураковой –М.: Инфра-М, 2012 – с. 87
    7. Холодков А.В. Экономические аспекты управления человеческими ресурсами // Менеджмент в России и за рубежом – 2009 - № 1 –с.134-135
    8. http://www.aup.ru/books/m152/2_1.htm
    9. http://www.ido.rudn.ru/open/menegment/t3_3.htm
    10. http://www.managment.aaanet.ru/management/psideyatelnost.php

 

 

 


Информация о работе Организационные законы управления. Психологические законы управления. Организационный, социально-психологический и экономический аспек