Организационные структуры в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Особенно важна эта задача на уровне предприятий, имеющих сегодня право на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики.

Содержание

1 Введение 3
2 Сущность и содержание структуры управления предприятием 4
3 Характеристика основных типов организационных структур управления 8

Вложенные файлы: 1 файл

менеджмент.doc

— 577.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНАЯ АКАДЕМИЯ (СИБАДИ)»

 

 

Заочный факультет

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Общий менеджмент».

на тему: « Организационные структуры в менеджменте»

 

 

 

 

Выполнила: студентка  Лог -10z1

Лифонтова А.В.

Проверила:

Куликова  О.М.

 

Омск - 2013

Содержание 

1 Введение            3

2 Сущность и содержание структуры управления предприятием   4

3 Характеристика основных типов организационных структур управления 8

Введение

В современных  условиях приоритетным направлением перестройки  экономики страны является выработка  основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Особенно важна эта задача на уровне предприятий, имеющих сегодня право на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики.

Проблемы повышения  эффективности развития предприятия  во многом определяются организованностью  его системы управления, которая  в свою очередь зависит от четкой структуры, деятельности всех элементов для достижения поставленных целей. А все это и есть составляющие понятия «менеджмент», без знания принципов и методов которого невозможно сегодня управлять ни на каком уровне иерархической лестницы. Вот почему в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Сущность  и содержание структуры управления предприятием

Деятельность  любого предприятия зависит от изменения внешней и внутренней среды. Организационная структура управления (ОСУ) должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.

Сущность и  содержание структуры управления (СУ) предприятием проявляются в ее функциях, а форма – в организационных  структурах

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав и формы взаимосвязей единиц и звеньев, выполняющих функции управления предприятием. Другими словами, это – состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей

В СУ различают  уровни и звенья управления:

Звено – это организационно обособленный, самостоятельный структурный орган или группа людей, объединенных общим видом деятельности (выполняемых функций), – например, бухгалтерия, кадровая служба и т. д.

Количество  звеньев на каждом уровне определяется исходя из оптимальных требований специализации

Уровни управления – совокупность звеньев, находящихся на одном горизонтальном уровне, показывают последовательность подчинения органов управления. Количество уровней определяется исходя из оптимального соотношения централизации и децентрализации управления, а количество звеньев на каждом уровне – оптимальными требованиями специализации

Проектирование  ОСУ связано с определением следующих составляющих:

- состав и содержание функций управления;

- степень централизации и децентрализации функций, а также число уровней управления;

- число линейных и функциональных звеньев каждого уровня;

- функции каждого звена всех уровней;

- подчиненность между звеньями.

ОСУ должна обеспечивать устойчивый порядок и зависит  от целей организации, а также  от ее взаимоотношений с внешней  средой. Цели предприятия определяют выбор организационной структуры (ОС).

На выбор  и построение ОС оказывает влияние  ряд факторов, различных по своей природе и виду воздействия на структуру.

Основными факторами  являются функции управления, их состав, содержание и объем. Развитие функций  управления объясняет и обуславливает  развитие структуры управления.

 На СУ непосредственно также влияют:

-масштабы производства (единичное, серийное, крупносерийное, массовое);

-сложность производства;

-характер выпускаемой продукции;

-применяемые технологии;

-характер научно-технического прогресса и методы его осуществления (темпы обновления продукции и технологий, интеграция науки и производства);

-степень концентрации, специализации и кооперирования производства;

-размеры и территориальное размещение производства. Наряду с факторами, влияющими на структуру непосредственно, существуют опосредованные факторы, которые оказываются под влиянием ОСУ, Это:

-кадры;

-техника;

-технология управления;

-организация труда.

Рациональность  построения ОС определяется оптимальным  сочетанием, содержанием и количеством внутренних и внешних связей объекта управления. Целесообразно, чтобы внутренние связи объекта преобладали над внешними, иначе последние отрицательно повлияют на стабильность объекта.

Таким образом, при формировании СУ приходится учитывать  много факторов одновременно:

-цели;

-функции;

-объем работ;-

-норму управляемости;

-воздействие личности работника;

-применяемые средства техники управления.

 
Рис 1. Влияние основных факторов на ОСУ.

Основные  требования, предъявляемые к ОСУ:

 Направленность на достижение цели.

Так как цели являются главной  характеристикой любой организации. каждая ОСУ должна способствовать их достижению, что обеспечивается с помощью установления правил и необходимой полноты ответственности каждого управляющего звена. Кроме того, необходимо учитывать рациональное разделение и кооперацию труда между звеньями и уровнями управления.

  1. Перспективность.ОСУ не должна решать вопросы только оперативного характера, следует ориентироваться на определенную стратегию развития предприятия. С этой целью в ОСУ необходимо предусматривать блок перспективного стратегического управления, отделив его от текущего и оперативного управления.
  2. Способность к развитию.Необходимость развития ОСУ объясняется тенденцией постоянного совершенствования производства, изменением внешних условий и другими причинами. В этих условиях ОСУ должна быть достаточно эластичной, способной к восприятию корректирующих воздействий. На практике это может быть достигнуто с помощью, например, создания временных целевых групп (подразделений) или служб развития.
  3. Согласование интересов. ОСУ должен присутствовать механизм, позволяющий примирить противоречия, установить различные компромиссы. Этого можно достичь путем введения в структуру социологической, юридической службы и развитых подразделений кадровых служб, организации советов трудового коллектива.
  4. Индивидуализация. Каждое предприятие имеет особенности, обусловленные сложившимся составом кадров, оборудованием, формальными и неформальными управленческими связями и многим другим. Поэтому разработка и осуществление мер, связанных с созданием организационных структур, должны учитывать эти особенности, например творческий потенциал.
  5. Экономичность.ОСУ должна способствовать наиболее рациональному осуществлению процессов управления, повышению производительности труда и труда управляющих кадров. Кроме того, экономичности можно достигать с помощью различных мероприятий, в том числе создания подразделений, в функции которых входило бы проведение анализа действующей организационной структуры.

Характеристика  основных типов организационных  структур управления. 
Иерархические структуры управления имеют много разновидностей. При этом главное внимание ранее уделялось разделению труда на отдельные функции. 

Прообразом  современных организационных структур иерархического типа являются элементарные структуры управления. Элементарная организационная структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только на малых предприятиях. При такой структуре в организации выделяются верхний (руководитель) и нижний уровень (исполнитель).

Основным принципом  построения линейной структуры управления является вертикальная иерархия, т. е. соподчиненность звеньев управления снизу доверху (рис. 6.2). При такой структуре четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему звеньями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Данный вид структур характеризуется одномерностью связей: в них получают развитие только вертикальные связи.

Линейная организационная структура управления имеет следующие достоинства:

-единство распорядительства, простота и четкость подчинения;

-полная ответственность руководителя за результаты деятельности подчиненных ему подразделений;

-оперативность в принятии решений;

-согласованность действий исполнителей.

 
Рис.2. Линейная структура управления. 
 
 
К недостаткам этого вида структуры относят:

-большую информационную перегрузку руководителя, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными звеньями;

-высокие требования к квалификации руководителя;

-отсутствие гибкости, что не позволяет решать задачи, обусловленные постоянно меняющимися условиями внешней среды.

Линейная  организационная структура управления применима, как правило, только в низовых производственных звеньях (группах, бригадах и т. п.), а также на малых предприятиях в начальный период их становления. 
 
Для функциональной структуры управления характерно создание структурных подразделений, каждое из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности (рис. 6.3). В условиях данной структуры каждый орган управления, а также исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов управленческой деятельности (функций). В организации создается аппарат специалистов, отвечающих только за определенный участок работы. 
 
 
 
Рис.3. Функциональная структура управления. 

Ликвидации  недостатков линейной и функциональной организационных структур в определенной степени способствуют так называемые линейно-штабная и линейно-функциональная структуры управления, предусматривающие функциональное разделение управленческого труда в подразделениях разных уровней и сочетание линейного и функционального принципов управления. В этом случае функциональные подразделения могут проводить свои решения либо через линейных руководителей (в условиях линейно-штабной структуры), либо в пределах специальных полномочий прямо доводить их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне (в условиях линейно-функциональной структуры управления).

 Основу линейно-функциональных структур составляет, помимо линейных принципов руководства, специализация управленческой деятельности по функциональным подсистемам компании (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы и экономика, персонал и т. п.). По каждой функциональной подсистеме формируется иерархия служб, пронизывающая всю компанию сверху донизу (рис. 4). 
 
Рис.4. Линейно-функциональная структура управления. 
В качестве преимуществ линейно-функциональных структур отмечают:

-стимулирование деловой и профессиональной специализации в условиях этой структуры управления;

-уменьшение дублирования усилий в функциональных областях;

-улучшение координации деятельности в функциональных областях.

 

К недостаткам линейно-функциональных структур относят: 
-возможность возникновения противоречий между целями структурных подразделений и организации в целом;

-отсутствие тесных взаимосвязей на горизонтальном уровне между подразделениями;

-резкое увеличение объема работы руководителя компании и его заместителей из-за необходимости согласования действий разных функциональных служб;

-потерю гибкости во взаимоотношениях работников аппарата управления из-за применения формальных правил и процедур;

-слабую инновационную и предпринимательскую реакцию компании.

В настоящее  время классические линейно-функциональные структуры используются мелкими  и средними компаниями. Для крупных  организаций доминирующим стал дивизиональный подход к построению структур управления.

 Дивизиональные структуры управления основаны на выделении крупных производственно-хозяйственных отделений с предоставлением этим подразделениям оперативно-производственной самостоятельности и перенесением на этот уровень ответственности за получениеприбыли. Такой подход обеспечивает более тесную связь производства с потребителями, существенно ускоряя его реакцию на изменения, происходящие во внешней среде.

Информация о работе Организационные структуры в менеджменте