Организационные структуры менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие организации инноваций;

Содержание

Введение 3
1. Теоретический обзор организационных структур менеджмента 5
1.1. Научно-техническая и инновационная деятельность 5
1.2. Организационные структуры инновационного менеджмента. Научная организация 8
2. Анализ и проектирование организационной структуры ГУП
"Зилаирское районное производственное управление жилищно-
коммунального хозяйства" РБ 20
2.1 Краткая характеристика предприятия 20
2.2 Характеристика существующей организационной структуры ГУП "Зилаирское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ 26
2.3 Проектирование возможных видов организационных структур ГУП "Зилаирское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ 27
3. Особенности формирования и совершенствования структур инновационного предприятия 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVIK.doc

— 228.50 Кб (Скачать файл)

Московский гуманитарно-экономический институт

Чувашский филиал

 

 

 

Факультет  

Кафедра  

Дисциплина  

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

На тему:  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил (а) студент (ка)

_   курса,группы  


 

 

 

(Ф.И.О.)

 

 

(подпись студента) (число, месяц. год)

 

Руководитель - консультант:


 

 

(ученая степень, звание)

 

 

(Ф.И.О.)

Защищена  

(число, месяц, год)

с оценкой   

 

 

Подписи:  


(подпись) (расшифровка подписи)

 

(подпись) (расшифровка подписи)


 

(подпись) (расшифровка подписи)

 

 

 

Дата поступления  работы в деканат


 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары 2012 
Содержание

 

 

Введение 3

1. Теоретический обзор организационных  структур менеджмента 5

       1.1. Научно-техническая и инновационная деятельность 5

       1.2. Организационные структуры инновационного менеджмента. Научная организация 8

2. Анализ и проектирование организационной  структуры ГУП

"Зилаирское районное производственное  управление жилищно-

коммунального хозяйства" РБ 20

        2.1 Краткая характеристика предприятия 20

        2.2 Характеристика существующей организационной структуры ГУП "Зилаирское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ 26

        2.3 Проектирование возможных видов организационных структур ГУП "Зилаирское районное производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" РБ 27

3. Особенности формирования и совершенствования структур инновационного предприятия 29

Заключение 36

Список использованной литературы 38

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях развития рыночных тенденций в России, обусловленных  качественно новой системой хозяйственных связей и механизмов конкурентных отношений, одной из актуальных задач адаптации хозяйствующих субъектов к условиям неопределенности является совершенствование стратегии и структуры организации управления производством. В новых условиях наметились основные тенденции и концепции управления, предъявляющие новые требования к организации управления предприятиями, заключающиеся, главным образом, в совершенствовании системы управления в целом и организационной структуры в частности как одной из важнейших ее составляющих. Необходимость изменения организационной структуры большинства российских предприятий, оздоровления и развития системы управления, перехода на новые стандарты управления, недостаток квалифицированных менеджеров определяют важность и актуальность для российских предприятий проблемы выбора организационной структуры управления предприятием, способствующей наиболее эффективному достижению целей. В качестве приоритетного способа решения указанной проблемы предлагается разработка и внедрение механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием. Актуальность темы определяется необходимостью рассмотрения теоретических положений для разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием в условиях неопределенности, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.

Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических положений по разработке механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие организации  инноваций;

- изучить особенности и задачи  организации инновационных процессов;

- определить сущность и принципы  формирования организационных структур;

- классифицировать организационные  структуры инновационных предприятий;

- выявить особенности формирования  структур инновационных предприятий.

Предметом исследования являются теоретические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.

 

1. Теоретический обзор организационных структур менеджмента

1.1. Научно-техническая  и инновационная деятельность

 

Научно-техническая и инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных процессов и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджмента.

Научно-техническая деятельность связана с рождением, развитием, распространением и применением научно-технических знаний. Она включает: научные исследования и  разработки; научно-техническое образование и подготовку кадров; научно-технические услуги.

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.

Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Фундаментальные исследования – экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение новых знаний. Их результатом могут быть теории, гипотезы, методы и т.п. Они могут завершаться рекомендациями о проведении прикладных исследований, научными докладами, публикациями.

В отличие от фундаментальных исследований, прикладные исследования имеют целью решение конкретных практических задач. Они представляют собой оригинальные работы, направленные на получение новых знаний, поиск путей использования результатов фундаментальных исследований; новых методов решения тех или иных проблем.

Разработки – это работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие. Они могут быть связаны с разработкой: определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); идей и вариантов нового объекта, в том числе нетехнического, на уровне чертежа или другой системы знаковых средств (проектные работы); технологических процессов, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему, производящую определенный полезный продукт (технологические работы); созданием опытных образцов (оригинальных моделей, обладающих принципиальными особенностями создаваемого новшества); проведением испытаний для получения технических и других данных и накопления опыта . (это находит отражение в технической документации по применению  нововведений).

Таким образом, научные исследования и разработки включают: конструкторские работы, проектные работы, технологические работы, создание опытных образцов и проведение испытаний.

Для изучения рынка новшеств инновационный  менеджер должен учитывать, что статистическая информация о научных исследованиях и разработках дается не только по видам работ, но и по секторам науки, социально-экономическим целям и отраслям науки.

Рассмотрим теперь понятие научно-технической  услуги.

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний. Научно-техническими услугами могут заниматься:

- научные организации в качестве неосновной деятельности;

- самостоятельные организации, созданные для этих целей (институты научно-технической информации, библиотеки, архивы и др.).

К научно-техническим услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовке и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и разработки отличаются от других видов деятельности наличием в них значительного  элемента новизны.

Объектами управления в инновационном менеджменте является процесс внедрения инноваций, деятельность органов управления и финансирования научных исследований и разработок.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций выделяют следующие виды инновационной деятельности:

- инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);

- пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;

- маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);

- приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;

- приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);

- производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

Источниками финансирования науки  и инноваций в России являются собственные средства организаций (предприятий), выполняющих научные  исследования и разработки или осуществляющих инновации; средства бюджета, в том  числе федерального (для научных исследований и разработок), бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемые организацией непосредственно или по договорам с заказчиком; средства внебюджетных фондов (фонда стабилизации экономики, фонда регионального развития, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, российского фонда технологического развития и др.); иностранные источники (средства, получаемые от юридических и физических лиц, находящихся вне политических границ государства, а также от международных организаций).

1.2. Организационные структуры инновационного менеджмента. Научная организация

 

Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками.

Научная организация – организация (учреждение, предприятие, фирма), для которой научные исследования и разработки являются основным видом деятельности. Научные исследования и разработки могут быть основной деятельностью для подразделений, находящихся в составе организации (учреждения, предприятия, фирмы). Наличие таких подразделений не зависит от принадлежности организации в той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы собственности.

В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций, объединенных по организационным признакам, характеру и специализации выполняемых работ:

Таблица 1

Секторы науки (деятельности)

 

Сектор

Содержание

Государственный

  • Организации министерств и ведомств, которые обеспечивают управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом (государственное управление, оборона, общественный порядок; здравоохранение, культура, досуг, социальное обеспечение и т. п.), включая федеральные и местные органы.
 
  • Бесприбыльные (некоммерческие) организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Эти организации в первую очередь обслуживают правительство и не ставят своей задачей получение прибыли, а в основном вовлечены в исследовательскую деятельность, касающуюся общественных и административных функций.

Предпринимательский

  • Все организации и предприятия, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в цепях продажи (отличных от услуг сектора высшего образования), в том числе находящиеся в собственности государства.
 
  • Частные бесприбыльные (некоммерческие) организации, в основном обслуживающие вышеназванные организации.

Высшее образование

  • Университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования или правового статуса.
 
  • Научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники, находящиеся под непосредственным контролем или управлением или ассоциированные с высшими учебными заведениями.
 
  • Организации, непосредственно обслуживающие высшее образование (организации системы Госкомитета по высшему образованию).

Частный бесприбыльный (некоммерческий)

  • Частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли (профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору.
 
  • Частные индивидуальные организации.

 

Среди организационных структур инновационного менеджмента особая роль принадлежит  малым фирмам.

Для рыночной экономики характерно распространение рыночных отношений  на все хозяйственные сферы. Поэтому инновация рассматривается как товар.

Американская практика организации  поисковых исследований породила своеобразную форму предпринимательства –  рисковый (венчурный) бизнес.

Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.

Небольшой коллектив гораздо мобильнее  может воспринимать и генерировать новые идеи.

Малый исследовательский бизнес сформировался  в 60-х годах.

Мелкие и средние исследовательские  фирмы создавались, например, вблизи крупных университетских центров. Они совместно арендовали участки  земли, использовали лабораторную и информационную технику университета. Так, в США вблизи Стэнфордского университета сосредоточено свыше 3 тысяч средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190-200 тысяч человек. Каждая из них ориентируется на разработку и освоение одного-двух видов новой продукции, а в целом покрывает 20% мировых потребностей в компьютерных и электронных компонентах определенных видов.

В зарубежной практике к малому и  среднему предпринимательству относят  фирмы с числом работающих до 500 человек. Интересны примеры специфических, внутриотраслевых и внутрифирменных подходов к выработке критериев разграниченных предприятий. Так, в американской компании "Мак-Гроу-Хилл" к малым предприятиям относятся предприятия с числом работающих до 50 человек, к средним – до 99, крупным – от 100 и более.

На заводе по производству автомобильных  шин компании "Гудьир" организационно-производственная структура состоит из 164 отдельных  рабочих групп (производственных центров) с числом работающих от 5 до 27 человек.

В перерабатывающей промышленности Японии 750 тысяч заводов, из них 70% – это маленькие предприятия, где работают от 1 до 9 человек; 10% – предприятия с численностью работающих от 10 до 20 человек.

Знаменитые автомобили "Тойота" и "Хонда" на больших японских заводах просто собираются, десятки тысяч средних и малых предприятий изготавливают для них отдельные детали и узлы. Например, на заводе, который поставляет пластмассовые детали для фирмы "Хонда", работают 9 человек, площадь завода всего лишь 300 кв. метров. Пресс-формы для этих деталей изготавливает один человек, имеющий на своем дворе в подсобном помещении два станка. Этот человек является хозяином своего предприятия и работает на нем. Но он выпускает такие пресс-формы, которые отвечают самым высоким требованиям фирмы "Хонда". Это возможно потому, что материал для их производства, очень высокого качества, поступает из Швеции, где его выпускают более крупные заводы.

Информация о работе Организационные структуры менеджмента