Организационные структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:14, контрольная работа

Краткое описание

Практика показывает, что улучшение взаимодействия между отдельными подразделениями банка ускоряет процесс принятия решений, усиливает надзор и контроль, содействует рационализации банковской Деятельности. Даже простая реорганизация аппарата управления, связанная с упразднением излишних структурных подразделений, в конечном счете, положительно сказывается на экономии затрат. Напротив, создание некоторых центров (например, по управлению ликвидностью) позволяет избежать тех или иных ошибок, приводящих к прямым потерям ресурсов.

Вложенные файлы: 1 файл

Организационные структуры управления.docx

— 110.91 Кб (Скачать файл)
 

Банк в процессе своего функционирования и развития как открытая система постоянно  испытывает воздействие внешней  среды 

Фактор  внешней среды Содержание  фактора Влияние на систему
Факторы внешней среды прямого воздействия
потребители Физические и  юридические лица Для привлечения  новых клиентов постоянно разрабатываются  новые услуги, учитываются предложения  клиентов, таким образом, потребители  влияют на ассортиментную политику банка
конкуренты Банки, кредитные  учреждения, инвестиционные фонды Конкурентная борьба на рынке заставляет постоянно снижать  ставки, придумывать новые тарифы
государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим органом проявляется в установлении налоговой системы, государственной  защиты, регулирует ставки процента по кредитам
поставщики энергии, топлива, оборудования и других ресурсов может проявляться  через уровень цен на данные ресурсы, качество, объемы и сроки их поставки
посредники фирмы или отдельные  физические лица  которые помогают  банку продвигать, доставлять потребителям  и продавать их продукты
Факторы косвенного воздействия
экономические величина ВНП, темп инфляции, уровень безработицы Ставка рефинансирования, снижение деловой активности.
политические  Согласно Гражданского кодекса РФ можно создавать филиалы Охватить больше аудиторию и получить прибыль
Социально-культурные отношение людей  к работе и качеству жизни, демографические структуры общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей что влияет на увеличение объема розничного кредитования, внутреннее вознаграждение, мотивирование потребностей верхнего уровня
Информационные  технологии Автоматизирование банковской системы постоянно обновляются  и усовершенствуются, требуют новых  современных технических устройств повышение качества и расширение спектра предлагаемых услуг, увеличение их объема, занятие устойчивой позиции на рынке

 

Таблица 3  Характеристика внешней среды 

     Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в рамках установленных полномочий обязаны выполнять его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.

     Сущность  деятельности руководителя состоит  в творческой организаторской работе, причём по мере роста должности требования к творчеству увеличиваются.

     Однако  руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости  оказывает влияние на поведение. Для обеспечения эффективной  работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач.

     Особенность положения руководителя состоит  в следующем: он сосредоточивает  функции реальной решающей силы и  власти; имеет ограниченные и с  каждым уровнем иерархии всё более  уменьшающиеся возможности общения; как правило, исключён из окружения  и первичного коллектива; является воплощением справедливости, поэтому  выполняет для подчинённых функции  арбитра; всё его поведение постоянно  оценивается подчинёнными.

    В нашем банке роль руководителя по Г. Минцбергу является Лидер 

  Фактически  все управленческие действия  с  участием подчиненных, направленные на совмещение потребностей организации  и сотрудников, отвечает за мотивацию подчиненных, набор и подготовку персонала. Характер деятельности: все управленческие действия с участием подчиненных.

Управленческая  решетка— разработанная американскими специалистами в теории менеджмента Р. Блейком и Дж.С. Мутон теоретическая матрица типологических методов и способов управления внутригрупповыми взаимодействиями, в том числе и конфликтными, помогающая найти наиболее эффективные направления и приемы управленческого влияния на деятельность организации - предприятия, банка и т.п. 

 В нашем банке 9.9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую производительность. Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который одинаково бережно относится как к людям, так и к возглавляемому им производству. Причем наилучшим способом увеличения производительности, повышения качества выпускаемой продукции и услуг они считают активное вовлечение подчиненных в процесс принятия решений. Это позволяет повысить удовлетворенность трудом всех работающих и учесть малейшие нюансы, влияющие на эффективность процесса производства. 
 

Вне зависимости  от того, сколько существует уровней  управления, руководителей традиционно  делят на три категории. Социолог Талкотг Парсонс рассматривает эти три категории с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Согласно определению Парсонса, лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители на институциональном уровне заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, а также обществом, в котором существует и функционирует данная организация . 

Более общеупотребимый способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена, или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена. Рис. 1.4. иллюстрирует соответствие между этими уровнями и концепцией уровней управления по Парсонсу. 

РУКОВОДИТЕЛИ  НИЗОВОГО ЗВЕНА. Младшие начальники, которых также называют руководителями первого (низового) звена или операционными  руководителями — это организационный  уровень, находящийся непосредственно  над рабочими и другими работниками (не управляющими). МЛАДШИЕ НАЧАЛЬНИКИ** в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов, таких как сырье и оборудование. Типичным названием должности на данном уровне является мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей вообще — это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

мастера проводят около половины своего рабочего времени в общении. Они много общаются со своими подчиненными, немного с другими мастерами и совсем мало со своим начальством. 

РУКОВОДИТЕЛИ  СРЕДНЕГО ЗВЕНА. Работа младших начальников  координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия  среднее звено управления значительно  выросло и по своей численности, и по своей значимости. В большой  организации может быть столько  руководителей среднего звена, что  возникает необходимость в разделении данной группы. И если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним  уровнем среднего звена управления, второй — низшим. Таким образом, образуются четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний  и низовой. Типичными должностями  руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов  считаются руководителями среднего звена в своих организациях. 

Трудно сделать  обобщения относительно характера  работы руководителя среднего звена, так  как она значительно варьирует  от организации к организации  и даже внутри одной и той же организации. Некоторые организации  предоставляют своим руководителям  среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени  похожей на работу руководителей  высшего звена. Исследование работы 190 руководителей в 8 компаниях показало, что руководители среднего звена  были органичной частью процесса принятия решений. Они определяли проблемы, начинали обсуждения, рекомендовали действия, разрабатывали новаторские творческие предложения 7. 

Руководитель  среднего звена часто возглавляет  крупное подразделение или отдел  в организации. Характер его работы в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, деятельность начальника производства в промышленной фирме в основном включает координирование и управление работой руководителей низового звена, анализ данных о производительности труда и взаимодействия с инженерами по разработке новой продукции. Руководитель отдела по внешним связям на той  же фирме проводит основную часть  своего времени, подготавливая бумаги, за чтением, в разговорах и беседах, а также на заседаниях различных комитетов. 

Б основном, однако, руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена и передают эти решения обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым линейным руководителям. Хотя существуют вариации, большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями среднего и низового звеньев. Одно исследование по вопросам работы руководителя среднего звена на производственном предприятии показало, что они проводят около 89% времени в устном взаимодействии 8. В другом исследовании указывается, что руководитель среднего звена проводит только 34% своего времени в одиночестве, там также подчеркивается, что большая часть времени затрачивается этими руководителями на устное общение. 

Руководители  среднего звена как социальная группа испытывали особенно сильное влияние  различных изменений экономического и технологического характера на производстве в течение 80-х годов. Персональные компьютеры ликвидировали  некоторые их функции и изменили другие, дав возможность руководителям  высшего звена получать информацию непосредственно за своим рабочим  столом прямо из первоисточника, вместо того, чтобы подвергать ее фильтрации на уровне руководителей среднего звена. Волна корпоративных слияний  и общее давление с целью повышения  эффективности в работе также  вызвало радикальные сокращения числа руководителей среднего звена  в некоторых организациях. «Крайслер», например, сократил число руководителей  среднего звена на 40%, а «Краун Зеллербах» и «Фай-ерстоун» — на 20%. 

РУКОВОДИТЕЛИ  ВЫСШЕГО ЗВЕНА. Высший организационный  уровень — руководство высшего  звена — гораздо малочисленное других. Даже в самых крупных организациях руководителей высшего звена — всего несколько человек. Типичные должности руководителей высшего звена в бизнесе — это председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации. В армии их можно сопоставить с генералами, в среде государственных деятелей — с министрами, а в университете — с канцлерами (ректорами) колледжей. 

РУКОВОДИТЕЛИ  ВЫСШЕГО ЗВЕНА отвечают за принятие важнейших решений для организации  в целом или для основной части  организации. Если высшее руководство  фирмы «Ар Си Э й» решает перевести корпорацию на выпуск компьютеров до того, как компания будет в состоянии бороться с конкуренцией «Аи Би Эм», то руководители среднего и низового звеньев мало что могут сделать, чтобы препятствовать крупному провалу. Сильные руководители высшего звена накладывают отпечаток своей личности на весь облик компании. Например, атмосфера, в которой действует федеральное правительство, да и вся страна, обычно претерпевает значительные изменения при новом президенте. Вспомните о контрастах между правлениями администрации Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгана. Влияние руководителя высшего звена в компании может быть блестяще проиллюстрировано на примере драматических изменений, которые претерпела компания «Крайслер» под руководством Л и Якокки***. Поэтому успешно действующие руководители высшего звена в больших организациях ценятся очень высоко, и их труд оплачивается очень хорошо. 

Но велики и  тяготы такого поста: человек на этой должности, как правило, очень одинок. После тщательного изучения деятельности пяти руководителей высшего звена  Минцберг пришел к такому выводу:

«Таким образом, работу по руководству большой организацией можно назвать крайне изматывающей. Количество работы, которую приходится выполнять руководителю или которую он считает необходимым выполнять в течение дня, — огромно, а темп, с которой она должна быть выполнена, очень напряженный. И после долгих часов работы главный руководитель (как, впрочем, и другие руководители), не в состоянии уйти от своей среды ни физически (т.к. среда признает авторитет и статус его должности), ни в своих мыслях, которые нацелены на непрерывный поиск новой информации10. 

Основной причиной напряженного темпа и огромного  объема работы является тот факт, что  работа руководителя высшего звена  не имеет четкого завершения. В  отличие от агента по сбыту, который  должен сделать определенное количество телефонных звонков, или рабочего на производстве, который должен выполнить  норму выработки, на предприятии  в целом не существует такого момента,- если не считать полной остановки  этого предприятия, когда работу можно считать законченной. Поэтому  и руководитель высшего звена  не может быть уверен, что он (или  она) успешно завершили свою деятельность. Посколько организация продолжает действовать и внешняя среда продолжает меняться, всегда существует риск неудачи. Хирург может закончить операцию и считать свою задачу выполненной, но руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше. Рабочая неделя продолжительностью 60 — 80 часов для него не редкость. На рис. 1.5. приводится пример того, как расходуется это время.

Информация о работе Организационные структуры управления