Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:47, реферат
1 – этап. Фирма, которая хочет выйти на зарубежные рынки с одним или двумя продуктами, вводит должность управляющего по экспорту, который подчиняется руководству отдела маркетинга и в иерархии занимает не высокий пост.
2 – этап. Создание заграничных филиалов.
Руководитель зарубежного филиала подчиняется непосредственно президенту или исполнительному директору.
Сурс 1 Организационные структуры управления международными компаниями и их объединениями.
1 Эволюция
организационных структур
1 – этап. Фирма, которая хочет выйти на зарубежные рынки с одним или двумя продуктами, вводит должность управляющего по экспорту, который подчиняется руководству отдела маркетинга и в иерархии занимает не высокий пост.
2 – этап. Создание заграничных филиалов.
Руководитель зарубежного
Центральное руководство оказывает помощь зарубежным филиалам в вопросах 1) производства; 2) маркетинга; 3) финансов; 4) людских ресурсов.
Часть штабного персонала главного управления фирмы переводится в зарубежные филиалы для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию стратегических планов и задач фирмы в целом.
Доля зарубежных продаж в общем объеме концерна невелика.
3 – этап. Создание международного
отделения в штаб-квартире
Создание международного отделения
происходит по мере роста деловой
активности фирмы на международных
рынках. Все функции (производство,
сбыт, управление, кадры), обеспечивающие
деятельность фирмы на зарубежных рынках,
концентрируются в этом подразделении.
Устанавливается должность
Руководитель международного отделения имеет достаточно широкие полномочия во всех функция и видах деятельности зарубежных филиалов.
Организационное выделение международных
операций позволяет работникам со специальной
подготовкой заниматься такими разнообразными
вопросами, как 1) оформление экспортной
документации, 2) заключение валютных сделок,
3) установление отношений с правительствами
зарубежных стран. Объединив все
заграничные операции, соответствующий
отдел может обрести
Следовательно, международный отдел в организационной структуре фирмы:
- способствует накоплению «
- может столкнуться с
Создание международного отдела характерно для компаний США, для которых национальный бизнес имеет приоритетное значение.
Рисунок 16.1 (А) иллюстрирует
случай выделения зарубежных операций
в самостоятельное
В то же время фирмы, которые создают
структуру с международным
- относительно небольшой объем
зарубежных продаж по
- ограниченную номенклатуру
- ограниченную географию
По мере роста объема зарубежных продаж, расширения ассортимента выпускаемой продукции и продвижения фирмы в новые регионы международная дивизиональная структура начинает стеснять фирму. В этот момент организации обычно переходят к формированию глобальной структуры.
4 этап - глобальная структура.
Когда подразделения фирмы внутри
страны и за рубежом действуют
порознь, предприниматель лишен
возможности придать глобальную
ориентацию своей деловой активности.
Следовательно, чтобы принимать
действительно эффективное
«Глобальные решения, - отмечал А. Фатака, – это решения о том, где развивать новые производственные мощности, в какие области увеличить капиталовложения, в каких областях начинать предпринимательство и какую продукцию выпускать, откуда получать ресурсы, какие использовать методы для внедрения на зарубежные рынки».
Существует два наиболее широко распространенных типа глобальных структур – это глобальная продуктовая структура и глобальная региональная структура.
Продуктовая структура подходит для тех фирм, у которых различия между выпускаемыми видами продукции имеют большее значение, чем различия между регионами, в которых их продают.
Различия в продукции зачастую
обуславливаются тем, что фирма
производит широкую гамму изделий,
которые требуют различных
Кроме этого, различия в продукции могут появиться потому, что методы маркетинга мало соответствуют каналам реализации этой продукции (сбыт-фактор).
Если структурировать
Продуктовая организационная структура популярна у компаний, работающих с диверсифицированными (прежде всего путем приобретения других фирм) группами продукции, как, например, у «Моторолы». Зачастую продуктовые группы даже в производстве внутри страны бывают полностью независимы друг от друга. Отметим, что при этом разные филиалы в одной и той же зарубежной стране отчитываются перед руководством различных продуктовых отделов в штаб-квартире.
Глобальная региональная структура. Структуризация по географическим регионам более подходит там, где региональные различия имеют большее значение, чем различия в продукции.
Региональные различия часто обусловливаются тем, что разнообразные зарубежные клиенты фирмы концентрируются в различных регионах (богатые страны, бедные).
В результате проектирования организации осуществляется по критерию соответствия покупательского спроса и методов маркетинга в данных регионах.
Структурируя фирму по географическому принципу, можно достичь требуемой специализации и координации в системе потребитель – рынок.
Региональная структура
Подразделение, образованное по региональному
признаку, популярно, прежде всего, у
компаний с очень развитыми
5 этап – матричные организационные структуры.
Матричные модели объединяют в себе идею продукта и региона при сохранении функциональных подразделений (кадры, финансы, планирование, НИОКР) в штаб-квартире головной компании.
Основная идея матричной организационной
структуры – это объединение
продуктовых, региональных и функциональных
подразделений с целью
Она рекомендуется многопрофильным
продуктовым
Сильная сторона – интеграция усилий руководства разных структурных подразделений при достижении стратегических целей компаний.
В матричной организационной
К примеру, управляющие различными
продуктовыми группами стремятся к
тому, чтобы персонал подразделения
исследований и разработок, находящийся
в соответствующей
Те же управляющие продуктовыми группами должны добиваться, чтобы региональные управляющие уделяли достаточное внимание цехам по производству их продукции в регионе. Конкурируют между собой не только продуктовые группы – функциональные и территориальные подразделения также должны бороться за ресурсы, находящиеся в распоряжении других подразделений в матричной структуре.
Матричная форма организационной структуры позволяет в процессе принятия стратегических решений учесть все основные перспективы, но тем не менее она не лишена недостатков. Одна из проблем заключается в том, что 1) группы и коалиции с неизбежностью вступают в борьбу за дефицитные ресурсы, и когда руководители менее высоких уровней не могут достичь согласия, приходится принимать управленческие решения и распределять ресурсы на уровне выше группового. Такие факторы, как особое доверие начальства конкретному руководителю или группе, могут обусловливать преобладание решений в их пользу. Видя все это, другие сотрудники могут прийти к выводу, что относительная сила определяется принадлежностью к конкретной группе или близостью к конкретному руководителю, вследствие чего управляющие начнут тратить свою энергию на усилия, способствующие, как, как им кажется, усилению их авторитета, но в результате различия в относительной силе подразделений только усугубятся. В итоге в процессе принятия корпоративных решений могут быть совсем не представлены именно те сфере деятельности, которые могли бы составить наилучший глобальный стратегический выбор. Таким образом, достоинства матричной структуры будут нейтрализованы недружественными межличностными отношениями. Отдельные методы позволяют отчасти разрешить описанную проблему, например, регулярное перераспределение работников между группами и разработка дополнительных систем отчетности и контроля, отражающих потребности каждой из групп (продуктовой, функциональной и региональной) на глобальном уровне. Однако применение таких методов сопряжено с дополнительными издержками.
2 Сетевые структуры
Переход к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми компаниями, сетевыми организационными структурами. Впереди эпоха компаний-сетей и сетей из компаний, исповедующих новые принципы менеджмента.
К началу нового века использование сетевых принципов организации компаний становится в западных странах ведущим направлением в менеджменте. Это обусловлено следующим:
постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям;
постоянным усложнением
повышением значения фактора времени
(повышение оперативности
расширением пространства компании (если она хочет выжить, надо очень быстро раздвинуть свой рынок до национальных, а затем до мировых масштабов);