Организационные формы внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:43, реферат

Краткое описание

Планирование как функция управления включает действия, направленные на: определение конечных и промежуточных целей предприятия, определение задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 Цели и задачи внутрифирменного планирования…………………………. 4
2 Формы и виды планов промышленного предприятия…………………….. 7
3 Организационные формы внутрифирменного планирования……………. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 13

Вложенные файлы: 1 файл

КСР 1.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Планирование как функция  управления включает действия, направленные на:  определение конечных и промежуточных  целей предприятия, определение  задач, решение которых необходимо для достижения целей, определение  средств и способов решения этих задач, требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

 

1 Цели и задачи внутрифирменного планирования

Внутрифирменное планирование имеет две главные  цели:

  • определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его реализации и спроса рынка;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов фирмы.

Задачи внутрифирменного планирования предусматривают:

  1. Конкретизацию целей развития предприятия и каждого подразделения в отдельности на планируемый период.
  2. Определение, детализацию и координацию хозяйственных задач, обеспечивающих достижение целей предприятия.
  3. Определение сроков и последовательности реализации задач подразделений для достижения целей предприятия в целом и отдельных его подразделений (производственных отделений, предприятий, дочерних компаний и других структурных образований).
  4. Определение и выявление материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач и достижения целей.
  5. Обеспечение взаимоувязки научных исследований, разработки, производства и сбыта продукции (услуг).
  6. Интеграция и согласование процесса планирования с маркетинговой деятельностью предприятия и другими функциями управления (организация, контроль, мотивация) в целях повышения обоснованности принимаемых решений, постоянной корректировки и адаптации показателей производства и сбыта к условиям рынка (в том числе обеспечение оперативного учета конкретного спроса и требований на определенную продукцию).
  7. Разработку комплекса мероприятий по достижению конкретных целей и задач предприятия, его производственных отделений и дочерних компаний с учетом возможностей и наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

Внутрифирменное планирование базируется на выявлении и прогнозировании потребительского спроса, анализе и оценке имеющихся ресурсов и перспектив развития рыночной (хозяйственной) конъюнктуры.

Потребность в развитии внутрифирменного планирования  на промышленном предприятии обусловлена также возрастающим обобществлением, концентрацией, специализацией и кооперацией производства, осуществляемого в международном масштабе.

Процесс планирования включает в себя  определение целей и  задач, а также способов достижения этих целей.  Являясь начальной фазой управления, планирование включает по крайней мере шесть взаимосвязанных элементов, образующих цикл. Процесс планирования, реализующий этот цикл, можно представить как концептуальную модель планирования.


Основными элементами концептуальной модели являются:

  1. Миссия или предназначение предприятия, которая служит обоснованием его создания и существования. Миссия определяется до начала хозяйственной деятельности и изменяется в редких случаях, когда предприятие принимает решение о полной переориентации своей деятельности.
  1. Принципы, которыми руководствуются в работе все сотрудники. Эти принципы определяют организационную культуру предприятия (корпорации). Принципы редко корректируются. Это может быть связано с изменением миссии или более глобальными изменениями в социально-экономическом укладе общества и оценке его ценностей.
  1. Провозглашенные перспективные цели и задачи определяют долгосрочные направления деятельности предприятия, рассчитанные на 10-15 лет.
  1. Количественные результаты (стратегические цели), которые предприятие планирует достигнуть в установленный плановый период в рамках долгосрочных направлений деятельности, выраженные как планируемые параметры эффективности этой деятельности.
  1. Стратегии определяют способы достижения заданных параметров эффективности деятельности (целей) предприятия.
  1. Средства обеспечения реализации намеченной стратегии, определяемые как тактика. Под тактикой понимают конкретные краткосрочные цели и задачи, выполнение которых рассчитано на 1-3 года.

Реализация концептуальной модели требует определенной последовательности управленческих действий и необходимых методологических средств, основными элементами которых являются: технологическая модель процесса планирования, механизмы, методы и инструменты, применяемые в процессе планирования, организация планирования деятельности предприятия и его подразделений.

Технологическая модель планирования определяет назначение и содержание основных этапов (стадий) процесса планирования и включает:

  1. Определение целей предприятия.
  2. Определение задач деятельности предприятия и его подразделений (данный этап должен осуществляться одновременно на всех уровнях управления при обязательном согласовании принимаемых решений).
  3. Составление планов выполнения работ по решению поставленных задач. Одновременно с разработкой планов осуществляется определение критериев и стандартов, по которым может быть оценена эффективность решения конкретной задачи.
  4. Разработку общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне.
  5. Разработку конкретных процедур и правил выполнения планов, обеспечивающих их координацию и направленность на успех в процессе планирования.

Процесс планирования может  быть представлен в виде технологической модели, представленной на рис. 1.

Блок “Цели” реализует определение (постановку) целей организации.

Блок “Задачи” обеспечивает формирование и постановку задач подразделениям по видам деятельности, достижение которых обеспечивает реализацию целей организации.

Блок “План” формирует детальный план деятельности организации в определенный период путем разработки конкретных мероприятий с выделением необходимых ресурсов для их реализации в установленные сроки и с определенным качеством решения задач, обеспечивающих достижение целей организации.

Блок “Стандарты и критерии” определяет конкретные характеристики задач по достижению целей организации. Эти характеристики одновременно служат показателями успешности достижения целей, а также позволяют согласовать деятельность отдельных подразделений предприятия или отдельных компаний корпорации на этом пути.

Плановые органы организации устанавливают  определенные показатели для каждого  подразделения в процессе разработки детальных планов. Эти показатели устанавливаются в качественном, количественном и стоимостном выражениях. Такая система показателей для подразделений организации получила название “система ограничений”. В настоящее время широко распространен другой подход: для каждого производственного подразделения устанавливается единый показатель – прибыль. Этот подход применяется для больших корпораций, где подразделения зачастую не связаны между собой единым производственным процессом.  

Блок “Общие направления” предназначен для выработки общих направлений выполнения планов подразделений и организации в целом, обеспечивающих реализацию целей. Общие направления помогают менеджерам всех уровней управления принимать скоординированные решения по выполнению планов и решению задач на каждом управленческом уровне для достижения целей организации.

Блок “Процедуры и правила” предусматривает разработку процедур и правил выполнения планов.

Процедура - это серия последовательных действий по решению поставленной задачи.

Правила служат в качестве специфических и детальных указаний как надо (или, наоборот, нельзя) делать ту или иную работу.  

Блок "Оперативное планирование" отражает оперативное вмешательство в процесс планирования на любом этапе (в любой блок модели), если внутренние или внешние условия и факторы претерпели изменения, влияющие на достижение целей организации.

 

2 Формы и виды  планов  промышленного предприятия

Основные механизмы  и инструменты внутрифирменного планирования, а также организация  этой деятельности на предприятии определяются формами и видами планов, обеспечивающих скоординированную работу всех видов  деятельности предприятия и его подразделений.

Методологической основой  внутрифирменного планирования на промышленном предприятии является широкое использование  программно-целевого подхода и методов  планирования. Важной характеристикой  этого подхода служит точная (корректная) формулировка целей развития предприятия и их согласование с ресурсами.

Цели предприятия обычно разрабатываются на длительную перспективу  и определяют основные направления  и общие показатели его развития. Для каждого подразделения формируются  четкие задачи, определяющие его место и роль в достижении целей предприятия в целом и связанные с осуществлением им конкретных функций (маркетинг, производство, финансы и т.д.).

В зависимости от целей, задач и  содержания деятельности по планированию выделяют следующие формы планирования, реализация которых предусматривает использование различных методов:

  1. долгосрочное планирование (перспективное и долгосрочное стратегическое планирование),
  2. среднесрочное планирование (среднесрочный стратегический план и среднесрочный бюджет),
  3. краткосрочное планирование (текущее, оперативное планирование и краткосрочный бюджет).

Вопросы использования  методов планирования применительно  к конкретным формам планирования рассматриваются  во второй части темы.

Планы предприятия различаются также по видам в зависимости от содержания планируемой хозяйственной деятельности и применительно к уровню управления с учетом его организационной структуры.

Дифференциация планирования в зависимости от содержания хозяйственной деятельности  предусматривает разработку планов:

  • НИОКР,
  • производства,
  • продаж (план сбыта),
  • финансовый план,
  • план материально-технического обеспечения,
  • план капитальных вложений (план инвестиций),
  • план технического перевооружения и др.

В зависимости  от организационной структуры разрабатываются планы: предприятия в целом, планы производственных отделений, дочерних компаний и  других структурных образований, планы всех подразделений.

Уровень и качество планирования на предприятии определяются многими факторами. Определяющими из них являются:

  1. компетентность и профессионализм менеджерского корпуса фирмы на всех уровнях управления;
  2. квалификация конкретных специалистов, занимающихся планированием;
  3. наличие достоверной информационной базы для планирования на всех уровнях управления;
  4. оснащенность функциональных подразделений планирования современной организационной и вычислительной техникой.

Для современного уровня внутрифирменного планирования характерно широкое использование экономико-математических методов анализа и обоснования  при принятии управленческих решений в процессе планирования.

 

 
3 Организационные формы внутрифирменного планирования

Сложившаяся методология  планирования ориентирована на обеспечение  согласования и увязки целей и  конкретных задач с ресурсами, на определение средств и методов наиболее эффективного достижения поставленных целей и обеспечивающих их задач в рамках каждого хозяйственного подразделения предприятия.

Организационно процесс  планирования у большинства промышленных предприятий осуществляется “сверху  – вниз”.

На высшем уровне управления определяются цели, основные направления деятельности предприятия, главные хозяйственные задачи его развития и организуется взаимоувязка всех звеньев производственного механизма.

Информация о работе Организационные формы внутрифирменного планирования