Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 08:38, реферат
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
Наряду с этим результаты перестройки могут быть оценены с помощью показателей, характеризующих работу самой системы управления. Обычно для этого используют такие параметры, как:
затраты на управление в абсолютном и относительном выражении;
производительность
удельный вес управленцев
в общей численности
Оценка эффективности новой структуры может быть дана также на базе экспертных суждений о ее гибкости, адаптивности и оперативности в принятии решений. Обычно для используют данные, характеризующие изменения параметров структуры; уровни иерархии, сочетание централизации и децентрализации, управляемость, механизмы координации, распределение прав и ответственности и др. Полезность такого подхода подтверждается опытом перестройки организации управления на ряде отечественных и зарубежных предприятий.
4.Совершенствование организационной структуры управления
Ни для кого не секрет, что в
последнее время многие российские
предприятия, в том числе крупные,
попали в крайне тяжелое финансово-
Естественно, руководство такого предприятия ищет выход из создавшегося положения. Пути выбираются разные: одни стараются обновить продукцию, другие - улучшить соотношение «цена/качество» выпускаемой, третьи - уменьшить издержки производства за счет сокращения численности работающих, четвертые - снизить непроизводственные расходы и т.п. Некоторые оставляют у себя только основное производство, отправляя «на вольные хлеба» все то, что к нему не относится непосредственно. Одним словом, решений принимается множество, особенно в организационном плане: в первые годы реформ это направление, можно даже сказать, было массовым.
Результаты движения по нему, если исходить не из общей картины, а из реальностей отдельно взятых предприятий. Далеко не однозначны. Одни сумели просто выжить: другие в конце 1999 и начале 2000г. стали и медленно, наращивать выпуск продукции: третьи формально сохранились, а фактически распались на отдельные фирмы и фирмочки и прекратили выполнять свои функции.
Анализ такого рода фактов свидетельствует
об одном, предприятия при переходе
то планово-распределительной к
рыночной экономике действительно
нуждаются в реструктуризации, в
том числе изменении
Логичнее всего решать эту проблему
на основании сравнения
Очевидно, что подразделения с
высокими потенциалом и
Что же касается неконкурентоспособных
подразделений, то, по всей видимости,
спасение для них будет заключаться
в изменении состава их владельцев,
привлечении новых
При этом чаще всего самый выгодный вариант - предоставление бизнес-единице определенной степени свободы - возможности ее выхода на эффективное функционирование при условии сохранения связей с основным предприятием. Однако здесь встает проблема относительно границ предоставляемой свободы. Если данная единица входит в “ядро” предприятия, то она должна сохранить связи внутренней кооперации; собственная ее свобода в принятии решений о стратегии дальнейшего развития должна быть ограниченной. Поставки по внутренней кооперации должны в этом случае приоритетными. Поэтому ответственность таких единиц должна касаться лишь формирования затрат и качества продукции. Если внутренние кооперационные связи подразделения относительно менее тесны, а его конкурентоспособность во многом зависит от приспособления к условиям внешнего рынка, то оно должно иметь возможность более свободного определения ассортимента и объема производства.
Наконец, если подразделение характеризуется низкой степенью соответствия корпоративной стратегии и находящееся в его ведении имущество никак не связано с профилем “ядра”, оно может стать самостоятельным, со степенью свободы, приближающейся к полной. Иными словами, при формировании новой организационной структуры предприятие не должно идти на чисто формальное наличие в ней отдельных бизнес-единиц, деятельность которых направлена не на осуществление целей, требующих реструктуризации, а исключительно на само выживание.
Несмотря на все трудности, изменение организационной структуры предприятий путем предоставления подразделениям определенной доли самостоятельности, как сказано выше, получает все большее распространение. Но сейчас в этом деле появляется новое: многие производства переходят на систему внутренних контрактов. Например, на многих предприятиях практически не встречается работа по “внутреннему маркетингу”, и процесс обсуждения требований внутреннего клиента еще предстоит разрабатывать и согласовывать. Вместе с тем все перечисленное выше необходимо. Это - логические шаги на пути формирования нового распределения ответственности на предприятии, которые обязательно должны сопровождать процесс реструктуризации и реформирования организационной структуры. То есть, если раньше система ответственности концентрировалось в центре, теперь ее нужно децентрализовать - той самой пропорции, в какой подразделения расширяют свои функции.
Кроме того, процесс предоставления подразделениям свободы подразумевает необходимость “прозрачности” всех действий головного предприятия. Это нужно для соблюдения приоритетности включения внутренних потребностей предприятия в планы производства и продаж его подразделений, а также для создания системы обязательных нормативов затрат, на которых основывается внутреннее ценообразование.
Таким образом, по нашему мнению, проблемы
организационной структуры
Основными типами структур управления организацией является: иерархический (линейный), линейно-штабной, дивизионный, матричный (программно-целевой).
Иерархический (линейный) тип структуры управления характерен для малых и средних предприятий; он предполагает иерархичность подчинения каждого уровня управления и выгоден там, где этих уровней немного и где решения принимаются оперативно, в основном руководителем высшего уровня.
Рис. Линейная структура управления
При
росте организации решение
Линейно-штабной тип структуры управления является развитием линейного и широко распространен в средних и крупных организациях (корпорациях).
Здесь
в штабах подразделений при функциональн
Рис. Линейно-штабная структура управления
В определенной степени недостатки линейно-штабного типа структуры управления преодолеваются в дивизионных структурах управления, которые позволяют управлять крупными многопрофильными предприятиями с численностью сотрудников более 5 тыс. человек. Здесь увеличена самостоятельность отделений при централизованном линейно-штабном типе структуры управления.
К
недостаткам дивизионных
Создание действующего отечественного и международных рынков товаров резко обострило конкуренцию среди предприятий, что потребовало еще более быстрой их реакции на изменения рынка и способствовало появлению давно известных на Руси еще более современных структур управления — бригадной (кроссфункциональной), проектной и матричной.
Сущность бригадной структуры управления является организация работ по рабочим группам (бригадам), ранее называемым артелями. Основой такой организации управления является артель — группа квалифицированных работников, возглавляемая бригадиром.
Рис.
Дивизионная структура
Этот тип организационной структуры динамичен и может быть как самостоятельной организацией (юридическим лицом), так и частью действующих структур других типов.
Эффективность бригадной формы организации труда обусловлена высокой квалификацией каждого работника бригады, возможностями совмещения профессий и самосовершенствования, простыми принципами управления и стимулирования труда с помощью коэффициентов трудового вклада (КТВ) и коэффициентов трудового участия (КТУ) близок по духу к бригадной проектный тип структуры управления, где возможно сочетание бригадной и дивизионной структур.
Рис. Структура организации, состоящей из рабочих групп (бригадная)
Главный отличительный признак этого типа структуры управления — полная финансовая самостоятельность. Для каждого проекта выделяются все виды ресурсов, и руководитель проекта осуществляет формирование структуры бригад, подразделений, планирование и организацию работ. Все подразделения существуют до окончания проекта и могут работать на договорной основе.
Преимуществами этого типа управления являются высокая гибкость формирования выполнения качественных характеристик проекта, высокая квалификация исполнителей, моральная и материальная ответственность каждого исполнителя и каждого подразделения.
Матричный (программно-целевой) тип структуры управления строится на принципе двойного подчинения подразделений исполнителей: функциональному руководителю в целях обеспечения проекта ресурсами и руководителю проекта (работы) — до создания проекта (окончания работы).
В некоторых организациях формируются коллективы с постоянным профилем деятельности, определенным их целевыми программами. Пример матричной программно-целевой структуры приведен на рис.
К
преимуществам матричной
Заключение
Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия подразделений.
Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей - организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.
Согласно существующей теории и практики, взаимодействие на уровне "подразделение - подразделение" или "группа - группа" реализуется с помощью комбинаций различных типов департаментизации и выступает в рамках организационных структур: линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной, а так же других более совершенных и наиболее приспособленных к современным жизненным требованиям структурам.
Таким образом, организация рассматривается как социальная система, и ее можно определять как объединение людей, занимающихся совместной деятельностью для достижения определенных целей.
Все внутриорганизационные процессы протекают в рамках организационной структуры, которая отражает сложившиеся в организации разделение труда, связи и отношения между подразделениями. Организационная структура закрепляет задачи, функции, права и обязанности за каждым структурным подразделением, обеспечивает их взаимодействие в процессе работы. Существуют различные варианты построения организации - от жестко централизованной до гибкой, динамичной. От выбора типа организационной структуры и своевременного проведения изменений во многом зависит эффективность организации в целом.
Организационная структура
управления строится в соответствии
с целями и стратегией развития организации,
разработка и утверждение которых
являются начальным этапом внесения
изменений в организацию
Информация о работе Организационные формы и структура управления организацией