Организация НИОКР на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Задачи работы:
- раскрыть понятие НИОКР, его сущность и процесс организации в современных условиях;
- рассмотреть процесс финансирования НИОКР в целом в Российской Федерации, и посредством внебюджетных фондов в частности
В первой главе было дано определение понятия НИОКР в Российском законодательстве; раскрыта роль НИОКР на современном этапе экономического развития страны; организация НИОКР в РФ.
Вторая глава раскрывает организацию финансирования НИОКР на современном этапе; проблемах качественного совершенствования современного механизма финансирования НИОКР, исходя из количественного ограничения объемов финансовых ресурсов, которые возможно направить на данные цели.

Содержание

Введение
1. Сущность и организация НИОКР в России
1.1 Содержание понятия НИОКР
1.2 Организация НИОКР
2. Поддержка НИОКР посредством внебюджетных фондов
2.1 Внебюджетные фонды как звено финансовой системы
2.2 Концепция развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

ниокр на предприятии.doc

— 284.50 Кб (Скачать файл)

 

При реорганизации или  ликвидации федеральных министерств  и других федеральных органов  исполнительной власти средства их внебюджетных фондов передаются во внебюджетные фонды  новых федеральных органов исполнительной власти, являющихся их правопреемниками, а при отсутствии правопреемников — в Российский фонд технологического развития. При реорганизации или ликвидации объединений средства внебюджетных фондов передаются во внебюджетные фонды правопреемников, а при отсутствии правопреемников — в Российский фонд технологического развития или другой внебюджетный фонд по решению ликвидационной комиссии.

 

В 1998 г. действовали 84 отраслевых и межотраслевых внебюджетных фонда  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ. Из общего количества фондов 22 образованы в федеральных органах исполнительной власти, 54 — в ассоциациях, союзах и объединениях и 8 — в крупных корпорациях и концернах, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ.

 

Приведем примеры.

 

1. Внебюджетный фонд  финансирования НИОКР и освоения  наукоемкой продукции в строительстве,  образуемый Министерством РФ  по земельной политике, строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству (Минземстрой РФ). Установлен следующий порядок формирования и использования специального внебюджетного фонда НИОКР Минземстроя РФ. Источником формирования фонда являются средства, образуемые за счет отчислений в размере 1,5% от полной себестоимости товарной продукции, работ и услуг предприятий и организаций стройиндустрии, промышленности строительных материалов и строительного машиностроения, строительных и монтажных организаций, проектных, изыскательских и научно-исследовательских организаций, входящих в состав строительного комплекса. Эти средства, включаемые в себестоимость токарной продукции, работ, услуг и в цену строительной продукции, подлежат перечислению предприятиями строительного комплекса на специальный счет Минземстроя РФ.

 

Внебюджетный фонд формируется за счет отчислений предприятий и средств, поступивших от реализации научно технической продукции. Минземстрой РФ 25% перечисленных средств направляет в Российский фонд технологического развития при Миннауке России. Объединения строительного комплекса принимают участие в формировании и использовании внебюджетного фонда Минземстроя РФ на основе соответствующих соглашений. Средства фонда используются целевым назначением на финансирование общеотраслевых и отраслевых целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на развитие научно-технического прогресса в отрасли, включая следующие основные направления:

 

- формирование научно-технической  политики;

 

- разработка прогнозов научно-технического развития в архитектуре, градостроительстве и строительстве;

 

- научно-техническое обеспечение  модернизации материально-технической  базы строительства; 

 

- совершенствование методов  производства строительных материалов, деталей, конструкций, строительно-монтажных  работ; 

 

- материально-техническое  обеспечение проведения исследований;

 

- научное обеспечение  решения проблем безопасности, подготовки  научных кадров;

 

- участие в международных  научно-технических программах сотрудничества  и др.

 

2. Фонд поддержки малого  предпринимательства. Это некоммерческая  организация, создаваемая с целью  финансирования программ, проектов  и мероприятий, направленных на  поддержку и развитие малого предпринимательства путем аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства. Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основные направления деятельности фонда поддержки малого предпринимательства:

 

- развитие конкуренции  путем привлечения и эффективного  использования финансовых ресурсов  для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области  малого предпринимательства;

 

- участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном  отборе, а также в реализации  программ развития и поддержки  малого предпринимательства, демонополизации  экономики, создания новых рабочих  мест;

 

- участие в формировании  инфраструктуры рынка;

 

- поддержка инновационной  деятельности предпринимательских  структур, стимулирование разработки  и производства принципиально  новых видов продукции, содействие  в освоении новых технологий  и изобретений; 

 

- содействие в привлечении  отечественных и иностранных инвестиций.

 

Федеральный фонд поддержки  малого предпринимательства создается  Правительством РФ и осуществляет финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки  малого бизнеса. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Он выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым РФ на поддержку малого предпринимательства, а также по инвестиционным кредитам, предоставляемым кредитными организациями РФ субъектам малого предпринимательства на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов. Государственными и муниципальными, в т.ч. специализированными, фондами поддержки малого бизнеса являются учрежденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления фонды, в уставном капитале которых участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований составляет не менее 50%.

 

Доходы от деятельности федерального, государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении и не подлежат налогообложению. Порядок выделения средств из государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и предоставления за счет этих средств гарантий субъектам малого предпринимательства устанавливается фондами при наличии технико-экономических обоснований программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства. Государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность.

 

Отраслевые внебюджетные фонды являются важным институтом в социально-экономическом развитии общества. Они стимулируют устойчивое развитие отраслей экономики и науки.

 

 

2.2. Концепция развития  фондов поддержки научно-технической  деятельности и инноваций

 

Задачи изменения сложившейся структуры российской экономики в пользу высокотехнологических секторов и экономики знаний, а также обеспечение динамичного развития этих сегментов требуют не только создания действенной инновационной системы, но и существенного повышения эффективности в области как фундаментальных, так и прикладных исследований. Активное использование системы различных конкурсов позволит обеспечить доступ к финансированию наиболее квалифицированным и творческим исследователям, изобретателям и исследовательским коллективам, малым инновационным фирмам. Можно утверждать, что конкурсность и состязательность при получении финансирования при обеспечении контроля за уровнем, результативностью и качеством работ является единственным способом изменения сложившейся ситуации в лучшую сторону. В качестве специальных институтов для реализации механизма конкурсного финансирования, позволяющего, в том числе, обеспечивать контроль за уровнем, результативностью и качеством работ является наиболее успешной, и зарекомендовали себя такие институты как разнообразные фонды.

 

Как показывает и зарубежный и российский опыт, наиболее эффективным  является механизм конкурсного финансирования научных и инновационных проектов через систему фондов, нацеленных на поддержку исследований и разработок. При этом механизм финансирования через фонды в равной степени пригоден как для поддержки научных исследований фундаментального и поискового характера, так и поддержки инновационной активности на финальных стадиях – коммерциализация результатов и поддержка инновационного бизнеса. Таким образом, к основным преимуществам механизма финансирования научно-технической и инновационной деятельности через фонды относятся:

 

- возможность обеспечить  квалифицированную и прозрачную  техническую, экономическую и  юридическую экспертизу как на стадии отбора заявок на финансирование, так при оценке хода работ и полученных результатов, что, в частности, обеспечивается законодательно установленной независимостью органа, принимающего решения об инвестировании и дивестировании и оперативной деятельности фонда, от учредителей и/или спонсоров;

 

- возможность для индивидуальных  заявителей и творческих коллективов  получить финансирование для  инициативных проектов, которые  могут не найти поддержки в  рамках других установленных  государством механизмов, таких как сметное финансирование организаций, программно-целевые методы финансирования и т.п.;

 

- возможность реально  реализовать принципы государственно-частного  партнерства в сфере поддержки  науки и инноваций, поскольку  в рамках фонда легче аккумулировать средства различных источников, включая средства бюджетов разных уровней, частные инвестиции, пожертвования и гранты, взносы в натуральной и другой неденежной форме и т.д.

 

В России механизм поддержки  исследователей и инновационных  фирм через фонды существует достаточно давно: Российский фонд фундаментальных исследований и Российский фонд технологического развития созданы с апреля 1992, Российский гуманитарный научный фонд – в сентябре 1994 г., Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере - в феврале 1994 г. Вместе с тем, данные фонды не привлекли частный капитал и в результате масштабы их деятельности в России существенно ниже, чем в других странах. Так, доля грантового финансирования в поддержке науки в России составляет сейчас около 8%, а в США – 25-30%. В странах Европейского союза эта доля составляет около 10%, но планируется ее значительное увеличение – до примерно 20%.

 

То, что, практически все  действующие в России фонды, направленные на поддержку науки и инноваций - государственные, не позволяет использовать потенциал частного капитала для расширения масштабов их деятельности. Крайне малые средства, выделяемые на методы поддержки инновационной деятельности через фонды, в том числе на поддержку малых инновационных фирм, привели к тому, что влияние фондов на процессы создания негосударственных фирм, занимающихся исследованиями и разработками, новых инновационных организаций, весьма ограничено, а, кроме того, в России все еще слабо развиты инструменты и фонды венчурного инновационного финансирования.

 

Очевидно, что для повышения  эффективности государственной  инновационной политики необходима «достройка» российской инновационной  системы за счет развития и модификации  существующих и создания новых фондов в научной и инновационной сфере. Безусловно, финансирование через фонды не является универсальным инструментом и не в состоянии решить все задачи государства и общества в сфере развития науки и инноваций. Развитие фондов должно идти не в ущерб существующим формам и другим инструментам реализации государственной научно-технической и инновационной политики, а дополнять их за счет приоритетного распределения на эти цели дополнительных средств, выделяемых государством на поддержку науки и инновационной деятельности. Вместе с тем, расширяющаяся система фондов поддержки научно-технической и инновационной деятельности должна стать и одним из основных механизмов финансовой селекции при реструктуризации государственного сектора науки.

 

Основные направления  развития фондов поддержки научно-технической деятельности и инноваций определены в соответствии со следующими принципами:

 

- преемственность и  последовательность, создание условий  эффективного использования потенциала  существующих фондов, сочетание  с мерами по формированию новых фондов;

 

- сбалансированность, обеспечение  развития поддержки по всем  фазам инновационного цикла и  рациональность распределения ресурсов;

 

- проблемная ориентированность,  выделение в рамках каждого  из направлений наиболее важных  для его реализации мер с учетом соответствующей специфики;

 

- опора на частно-государственное  партнерство, создание условий  для привлечения частного капитала, для развития спонсорских и  благотворительных форм поддержки,  для участия бизнеса в принятии  решений;

 

- координация и согласованность, учет усилий и инициатив различных министерств и ведомств по развитию фондов поддержки науки и инновационной деятельности, обеспечение механизмов координации.

 

С учетом существенной специфики  выделяются следующие основные объекты  поддержки:

 

1) фундаментальные исследования;

 

2) прикладные исследования;

 

3) поддержка инноваций.

 

Основными целями деятельности фондов в области финансирования фундаментальных научных исследований применительно к предметной области  данной Концепции является:

 

- достижение мирового уровня в фундаментальных научных исследованиях в приоритетных для страны областях знаний;

 

- обеспечение высокого  уровня преемственности между  фундаментальными и прикладными  исследованиями, как в приоритетных, так и в остальных областях знаний.

 

Основными задачами в  сфере фундаментальной науки  применительно к деятельности фондов являются:

 

- Активизация процессов  поддержки наиболее эффективных  и результативных творческих  коллективов и отдельных ученых, в основном, за счет совершенствования деятельности РФФИ и РГНФ.

 

- Комплексная поддержка  научных коллективов, работающих  на мировом уровне в приоритетных  для страны областях знаний, включающая, в том числе: финансирование  работ, закупку необходимого оборудования, проведение организационных и институциональных преобразований.

 

- Системное выделение  и обеспечение возможности работы  на качественном уровне лучшим  научным лабораториям, группам, отдельным  исследователям, обеспечивающим мировой  уровень исследований вне зависимости  от текущего положения академического института.

Информация о работе Организация НИОКР на предприятии