Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:34, курсовая работа
Время, в которое мы живем, - эпоха перемен, информационных технологий и быстрого ритма жизни. В экономике состоялся переход – от административно-командной системы к рынку, в жизни отдельного человека – превращение его в самостоятельного субъекта хозяйственной деятельности. Такие изменения в обществе, экономике, во всем жизненном укладе сложны тем, что они требуют изменения самих людей. Подобную ситуацию, в которой люди, привыкшие к резким поворотам судьбы, к конкуренции. По их понятию, каждая ситуация таит в себе для личности, организации, страны, как возможности, так и угрозы. Чтобы справиться с этим в жизни нынешних поколений вызовом, людям, кроме всего прочего, нужно овладевать новым знанием, информацией и научиться пользоваться ими на практике. Важная часть этого знания, как показывает мировой опыт, постижение науки и искусства менеджмента. С легкой руки это английское слово менеджмент стало известно сегодня практически каждому образованному человеку.
Введение……………………………………………………………...………
Организация как открытая система…………………………………………………6
1.2 Стадии жизненного цикла организации………………………………….……12
Внутренняя среда организации……………………………………………………..13
Цели и задачи организации……………………………………………………….....19
Структура организации…………………………………………………………..…....21
Персонал как объект организации……………………………………………….29
Внешняя среда организации…………………………………………………………..30
Анализ факторов внешней среды организации…………………………..32
Современные принципы управления организацией……………………..35
Заключение………………………………………………………………………………………………..…38
Список используемых источников…………………………………………………..… …..41
Исследования показывают,
что большие и сложные
По мере роста организации
высшие ее руководители вынуждены все
больше передавать свои обязанности
по выработке решений вышестоящим
звеньям. Однако поскольку руководители
высшего уровня отвечают за все решения,
их роль в организации изменяется:
от выработки решений руководители
высшего уровня переходят к управлению
процессами выработки решения. В
результате увеличение размеров организаций
приводит к необходимости разделения
труда в сфере управления. Одна
группа – руководители высшего уровня
– обладает первичными полномочиями
и несет ответственность за определение
характера системы управления организацией,
т.е. процесса, с помощью которого
должны разрешаться проблемы организации.
Другая группа руководителей подчиняется
руководству высшего уровня. Входящие
в нее люди являются компонентами
системы управления, а их основная
обязанность состоит в
Открытые системы добиваются
применения двух, часто конфликтующих,
курсов действий. Действия по подержанию
сбалансированности системы обеспечивают
согласованность и
1.2 Стадии жизненного цикла организации
Графически основные этапы жизненного цикла организации представлены на рисунке 1.4. Показано по восходящей линии создание, рост и зрелость организации, а также ее упадок, обозначенный ниспадающей кривой.
Рис. 1.4. Основные этапы жизненного
цикла организации
На основе проводимых исследований
и обобщения накопленного опыта
стадии жизненного цикла организации
можно представить более
Жизненный цикл организации – совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, отрочество, ранняя зрелость, расцвет сил, полная зрелость, старение, обновление.
2. Внутренняя среда организации
Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организации.
Фирма, перерабатывая ресурсы, производит продукцию либо оказывает услуги. Товары и услуги поставляются на рынок, обеспечивая покупателей соответствующей информацией (свойства товара, места продажи, гарантии и т.д.). С рынка фирма получает деньги и опять-таки информацию (объемы и темпы продаж, данные о товарах конкурентов и т.д.).
Фирма взаимодействует с поставщиками сырья, финансовыми органами (банками, налоговыми службами, страховыми компаниями), посредниками (транспортными учреждениями, торговыми агентами и т.д.), рекламными агентствами; изучает общественное мнение.
Фирма работает в определенной
стране. В этой стране существуют определенная
общая экономическая и
Всё вышеперечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние.
Факторы внешней среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне её.
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров.
Под внешними – переменные, находящиеся вне организации, которые способствуют (или нет) её функционированию, выживанию и эффективности.
Рассмотрим внутренние ситуационные факторы.
Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
Первый переменный фактор – цели. Организация, по определению, это группа людей с общими целями. Цель – это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа.
Постановка целей – очень важные момент в деятельности организации, ведь участники производства должны знать, к чему стремится.
Цель определяет направление движения, все последующие решения руководства направлены на то, чтобы приблизить организацию к цели.
У организации в зависимости от их типов могут быть разнообразными цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на:
Действительно, фирма может выжить, только найдя свое место в системе рыночных отношений. Значение прибыли в бизнесе трудно переоценить: это источник роста и процветания фирмы, средство увеличения благосостояния ее владельцев и работников. Не следует забывать и о перспективе развития фирмы: проблемы сегодняшнего дня не должны заслонить перспективу – возможность существовать в будущем.
Эти три главные в жизни фирмы цели тесно между собой связаны, менеджеры должны обеспечить их выполнение.
Крупные организации – многоцелевые . они формулируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. в подразделениях организации также вырабатываются цели для того, чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
Вторая внутренняя переменная – структура. Как уже говорилось в первой главе, формальные организации состоят из подразделений, уровней управления. Взятые в единстве и логическом соотношении между собой, они образуют определенную структуру организации.
Структура устанавливает также взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации.
Образование структуры – это следствие разделение труда между специалистами разных ее видов. Так, труд разделен между технологами, механиками, экономистами и др. при производстве любого продукта работа разделяется на многочисленные малые операции, что тоже представляет собой конкурентную специализацию труда. В больших организациях специалисты группируются в пределах функциональных областей (отделов, подразделений).
Рис. 2.1 Плоская структура управления организацией
И управленческий труд – специализированный вид труда. Внутри него тоже происходит специализация – разделение на конкретные виды управленческого труда, в результате чего выделяются уровни управления.
Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля – это группа лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Если руководитель контролирует большое количество подчиненных, то у него широкая сфера контроля. Если каждому руководителю подчиняется немного людей, то это узкая сфера контроля.
Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (рис. 2.2), с небольшим числом уровней управления, узкая сфера контроля – многоуровневую (или высокую) структуру.
Рис. 2.2 Высокая структура управления организацией.
Вопрос о том, какая сфера контроля и, какая структура наилучшая, некорректен. Всё зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею задач.
Третья внутренняя переменная – задачи.
Задача – это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.
Традиционно задачи делятся на три категории:
Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.
Технология – это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
Производственные задачи выполняют по определенным конкретным технологиям.
Вместе с развитием общества происходило совершенствование используемых в производстве технологий. Принципиальные изменениям в технологию производства внесли машины (первые из них появились в последней трети XVIII в.), стандартизация, конвейер, компьютеры. Они изменяли объем и характер выполняемых задач, в том числе связанных с управлением производством.
Люди – пятая внутренняя переменная, которая в свете современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте. Сегодняшний менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме. Один из руководителей крупной американской компьютерной фирмы сказал: « лишите меня всех моих достижений, оставьте только людей, с которыми я работаю, через пять лет мы снова достигнем того же уровня».
Для того чтобы руководить людьми, уметь успешно с ними взаимодействовать, следует знать, чем определяются поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер функционирования менеджера в роли лидера и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Здесь нужны знания в области психологических особенностей личностей личности, влияющих на ее поведение и деятельность.
Цели, задачи, структура, технология, люди – все внутренние переменные взаимосвязаны. Поскольку они состоят из социального (люди) и технологического компонентов, то их называют социотехническими подсистемами. Изменения одной из них влияет на все другие. Взаимосвязь внутренних переменных должна учитываться менеджерами при принятии управленческих решений.
2.1 Цели и задачи организации
Невозможно представить управление без целевой деятельности управляющих субъектов. Цель управления – это относящееся к будущему желаемое состояние объекта управления – организации. Вообще цель – мысленное предвосхищение результата деятельности. Значит, цель – это идеальное описание результата деятельности. Деятельность – процесс достижения результата или цели. Не сами цели как таковые приводят к результату, а процесс достижения их с помощью материальных средств или действий. Средства достижения – это существующие в природе и обществе предметы или действия (для организации – ее структура и процессы), включенные в систему целенаправленной деятельности обеспечивающие получение определенного результата. Цели являются существенным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую роль.
Иерархия целей означает, что индивидуальные цели определяет цели более высокого уровня и, наоборот, цели верхнего уровня складываются (логически) из целей нижнего уровня и далее до главной цели.
Классификация целей: по уровню (народно-хозяйственные, отраслевые, территориальные, предприятия и т.д.), сроку действия (перспективные, текущие), охвату проблемы и масштабу действия (стратегические, тактические).
Требования к целям: