Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и их значением как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка .
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикации на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки.
В контексте вышесказанного цель курсовой работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
 определить роль малых и средних предприятий в масштабах национальной экономики
 определить особенности взаимодействия банков с субъектами малого и среднего предпринимательства;
 исследовать механизм кредитования малого и среднего бизнеса Первым Микрофинансовым Банком Таджикистана ( ПМБ-Т);
 выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.
Объектом исследования является процесс кредитования МСБ. Предмет исследования является организация процесса кредитования МСБ.
При написании курсовой работы были использованы инструкции, положения и указания ЗАО «ПМБ-Т» по исследуемой проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYA original1.docx

— 105.48 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Жизненно важной и интересной проблемой, широко изучаемой и обсуждаемой сегодня, является становление бизнеса, рассматриваемое во всей своей многогранности и неоднозначности.

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и их значением как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка .

Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикации на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки.

В контексте вышесказанного цель курсовой работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого среднего бизнеса.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:

    • определить роль малых и средних предприятий в масштабах национальной экономики
    • определить особенности взаимодействия банков с субъектами малого и среднего предпринимательства;
    • исследовать механизм кредитования малого и среднего бизнеса Первым Микрофинансовым Банком Таджикистана ( ПМБ-Т);
    • выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.

Объектом  исследования является процесс кредитования МСБ. Предмет исследования является организация процесса кредитования МСБ.

При написании курсовой работы были использованы инструкции,  положения и указания ЗАО «ПМБ-Т» по исследуемой проблеме.

 

 

Глава I. Малые и средние предприятия как объекты кредитования

    1. Роль и место малого и среднего бизнеса в национальной экономике

Практически в каждой стране существует свое понятие предприятий  малого и среднего бизнеса. Основой для определений могут служить один или несколько критериев. В качестве одного критерия может выступать, например, число занятых на предприятии, или максимальная величина дохода, который получает компания. В некоторых странах определение малых и средних предприятий базируется на двух критериях одновременно: на числе занятых и на обороте компании.

Существуют следующие критерии отнесения к малым и средним предприятиям (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Критерии отнесения предприятий  к категории малых

Класс малых предприятий

Весьма малые

Малые

Средние

Крупные

Высокоразвитые  страны

До 19 человек

До 99 человек

От 100 до 499

Свыше 500

Кыргызстан

-

До 50 человек

От 50 до 100

Свыше 100

Таджикистан

-

До 30 человек

От 30 о 100

Свыше 100


 

Размеры предприятий зависят  от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размеров, а напротив, именно малые оказываются более предпочтительными .

Значение малого бизнеса  в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике1.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 – 70 процентов ВНП.

Поэтому абсолютное большинство  развитых государств поощряют деятельность малого бизнеса.

Не так давно было замечено, что, начиная с определенного  момента, все больше и больше размеры  предприятия означают повышение  средних общих издержек. Экономисты определили это как отрицательный  эффект роста масштабов производства или «эффект масштаба». Положительный эффект масштаба довольно подробно изучен. Отрицательная стороны «эффекта масштаба» вызвана определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность компании, превратившейся в крупномасштабное производство. Еще Питерс и Уотермен отмечали, что, по их наблюдениям, организации с числом занятых более 500 человек становятся плохо управляемыми, неповоротливыми, невосприимчивыми к нововведениям и не реагируют на возникающие проблемы. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.2

Данные рассуждения логически  подводят к выводу о том, что положительные и отрицательные эффекты масштаба являются важнейшими факторами, определяющими структуру экономики. Это нужно учитывать экономическими и государственными структурами при формировании концепции управления малым бизнесом. Однако это не говорит о предпочтения крупного или мелкого производства. Их преимущества реализуются лишь в том случае, если правильно выбрана сфера деятельности и созданы условия для успешного функционирования.

Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, – складывающаяся под влиянием многих факторов.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.

Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т. д.. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Большое значение имеет способность  малых предприятий расширять  сферу приложения труда, создавать  новые возможности не только для  трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развёртывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей.

Многие экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса  в развертывании НТР.3 Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоемкие стадии промышленного развертывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом .

Для того чтобы предприятия  малого бизнеса могли развиваться  и успешно выполнять свою роль в экономике страны, им необходим доступ к финансированию. Оно может поступать из различных источников.

 

    1. Источники формирования финансовых ресурсов малых и средних предприятий

 

В целях осуществления  своей деятельности предприятие может задействовать финансовые ресурсы, поступающие из различных источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Л.Т. Ибадова определяет внутренние финансовые ресурсы как ресурсы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности организаций, а к основным формам внешнего финансирования относит «получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д.»4

В странах СНГ вложения из собственной прибыли наряду с личными сбережениями учредителей или средствами, зарабатываемыми в других фирмах, являются главным источником финансирования малых предприятий.

Внешние источники формирования финансовых ресурсов малых и средних предприятий можно классифицировать в зависимости от различных параметров. Так, с точки зрения формализации отношений кредитора и заемщика они подразделяются на формальные (кредиты банков, средства, предоставленные лизинговыми, венчурными, факторинговыми компаниями) и неформальные (займы у родственников и друзей владельца бизнеса, полученные им личные ссуды). Соотношение формальных и неформальных источников, используемых предприятием, зависит от размера и срока существования фирмы: прослеживается тенденция, согласно которой мелкие по размеру предприятия и предприятия на начальных этапах деятельности в относительно меньшей степени привлекают формальные источники, чем более крупные малые и средние предприятия и фирмы, прошедшие начальный период своей деятельности.

Среди источников денежных средств, привлекаемых на финансовом рынке, можно выделить две основные альтернативы внешнего финансирования для малых и средних предприятий: финансирование за счет привлечения заемных средств (кредитование) и финансирование за счет уступки доли капитала (акционирование). Использование этих источников распространено среди малых и средних предприятий в различных странах неодинаково.

Малыми и средними предприятиями используются два альтернативных источников внешнего финансирования — кредитование и акционирование.

I. Кредитование представляет собой получение кредита с обязательством возвратить полученную сумму вместе с процентами в течение определенного периода времени. Согласно определению Л.П. Кроливецкой и Е.В. Тихомировой, под кредитом понимается «система экономических отношений, возникающих в процессе предоставления денежных или иных материальных средств кредитором во временное пользование заемщику на условиях возвратности, срочности и, как правило, с уплатой процента»5. Основным преимуществом кредитования является то, что после возврата кредита владелец сохраняет свой контроль над предприятием и не несет более никаких обязательств перед своим кредитором.

II. Акционирование, подразумевающее продажу некоторой доли капитала другому лицу, представляет собой другой источник финансовых ресурсов для малых и средних предприятий. Наиболее привлекательным его аспектом является то, что полученные компанией денежные средства остаются в ее распоряжении, поскольку не существует обязательств перед акционерами (частными инвесторами, компаниями венчурного финансирования), предусматривающих их возврат в прямой форме.

В целом финансирование за счет уступки доли капитала менее популярно у малых и средних предприятий в промышленно развитых странах, чем долговое финансирование.

Так называемые «гибридные»  формы финансирования (субординированные займы, конвертируемые акции, акции, не имеющие права голоса) сочетают в себе преимущества обоих основных источников внешнего финансирования, кредитования и акционирования.

При использовании данных инструментов не требуется предоставление активов предприятия в качестве гарантии. Кроме того, фактически происходит возрастание доли пассивов в структуре баланса фирмы, следовательно, улучшаются финансовые показатели, благодаря чему возрастают шансы предприятия в дальнейшем получить банковский кредит. Однако, стоимость «гибридного» финансирования для заемщика выше, чем долгового, поскольку инвестор в первом случае несет более крупный риск: в случае банкротства предприятия он не обладает преимущественным правом требования по взысканию долгов, это право принадлежит кредиторам.

Информация о работе Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса