Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 09:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы определена ролью малых предприятий в масштабах экономики страны в целом и их значением как потребителя банковских услуг. Малое предпринимательство – не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка .
Значимость изучения проблемы малого предпринимательства усиливается тем, что именно ему, как подчеркивают авторы большинства публикации на эту тему, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки.
В контексте вышесказанного цель курсовой работы – изложить концепцию организации работы банка по кредитованию проектов малого среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
 определить роль малых и средних предприятий в масштабах национальной экономики
 определить особенности взаимодействия банков с субъектами малого и среднего предпринимательства;
 исследовать механизм кредитования малого и среднего бизнеса Первым Микрофинансовым Банком Таджикистана ( ПМБ-Т);
 выявить проблемы взаимодействия банков с субъектами предпринимательства и разработать рекомендации их преодоления.
Объектом исследования является процесс кредитования МСБ. Предмет исследования является организация процесса кредитования МСБ.
При написании курсовой работы были использованы инструкции, положения и указания ЗАО «ПМБ-Т» по исследуемой проблеме.

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYA original1.docx

— 105.48 Кб (Скачать файл)

Можно выделить четыре основных фактора, которые приводят к повышению степени риска по кредитованию, что снижает способность малых и средних предприятий получить кредит в банке.



 


 

 

Рис. 2.3 Основные факторы, которые приводят к повышению степени риска по кредитованию МСБ

Во-первых, собственные средства данной категории предприятий ограничены. Нехватка собственных средств ухудшает финансовое положение предприятия с точки зрения его кредитоспособности, в частности, ухудшается соотношение между собственным и заемным капиталом (коэффициент финансового рычага). Следовательно, повышается степень риска, который берет на себя банк при кредитовании данной категории предприятий.

Во-вторых, в то время как  в современных экономических условиях огромное значение для ведения бизнеса имеет его информационное обеспечение. На рынке практически нет качественной информации о положении отдельных малых и средних предприятий. Это объясняется следующими причинами:

• отсутствием у владельцев малых и средних предприятий  необходимого образования и опыта по предоставлению финансовой информации, бизнес-планов, притом, что на предприятии может не быть сотрудников – бухгалтеров;

• отсутствием доступа  к финансовым рынкам, которые являются основными поставщиками общедоступной информации;

• отсутствием специализированных рейтинговых агентств, занимающихся оценкой финансового положения малых и средних предприятий.

Наиболее часто для  получения доступа к банковским кредитам малым и средним предприятиям необходимо предоставлять в банки такие документы, как баланс и отчет о прибылях и убытках.

В дополнение к общей информации об итогах функционирования предприятия за прошедший период, банкам также требуется прогнозная финансовая отчетность на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимость предоставлять  информацию о финансовом положении физического лица – владельца бизнеса, с ростом размера предприятия сокращается.

В процессе анализа банком заявки на получение кредита на основе, полученной от предприятия информации, главное значение имеют такие показатели финансового анализа, как, например, коэффициент финансового рычага, оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности. Нехватка информации приводит к тому, что банкам приходится отклонять неудовлетворительные по данному параметру заявки на получение кредита, исходящие от малых и средних предприятий. Помимо этого, возрастают издержки банков по сопровождению выданных кредитов, по контролю над соблюдением заемщиком условий кредита, что ведет к увеличению его стоимости.

Существенной проблемой  зачастую является низкое качество информации, поступающей в банки от малых и средних предприятий. Решение текущих проблем, связанных с деятельностью предприятия, может не оставлять его владельцу времени на должное составление требуемых банком документов. Следовательно, для подготовки заявок на получение кредита и предоставления необходимой информации малым и средним предприятиям требуются консультации и помощь. Например, это может быть подготовка самими банками стандартизированных бизнес-планов и программных продуктов, позволяющих прогнозировать результат от применения выбранной стратеги развития бизнеса. Подобная практика может быть полезной, поскольку, с одной стороны, упрощает процесс предоставления необходимой информации малыми и средними предприятиями, и, с другой стороны, повышает ее качество для банков, поскольку они сами задают требуемые стандарты получение кредита11.

Однако в целом сведения, поступающие от малых и средних  предприятий, не так полны, систематизированы и достоверны, как информация от крупных фирм. Неполнота сведений, получаемых банками, главным образом касается стратегической информации (например, прогнозных отчетов о прибылях и убытках и движении денежных средств). Кроме того, с точки зрения банков, финансовые прогнозы малых и средних предприятий зачастую носят слишком оптимистичный характер. Бизнес-планы часто составляются на основе возможностей или предпочтений владельца предприятия, а не на основе стратегического планирования.

Третий фактор, повышающий степень риска по кредитованию малых  и средних предприятий, связан с формированием их репутации. В частности, подобная репутация может создаваться в процессе развития кредитных взаимоотношений с банками. Банки собирают необходимую информацию о своих должниках и формируют собственное представление об их положении. Если кредиты погашаются согласно графику, то у предприятия начинает складываться благоприятная кредитная история, которая повышает его шансы получить очередную ссуду в будущем, причем, вероятно, на более выгодных условиях с точки зрения процентной ставки, срока и величины заимствования. Однако построение подобных взаимоотношений требует времени, и недавно созданные предприятия оказываются за рамками такого взаимодействия. Другой способ формирования положительной репутации — это регулярное выполнение предприятием своих платежных обязательств, вследствие чего банк может предоставить такой фирме более низкие процентные ставки по сравнению с теми, которые предлагаются новым, еще не известным должникам. С течением времени репутация предприятия становится активом, имеющим определенную стоимостную оценку. Если компания имеет положительную репутацию, то процентная ставка по проекту с относительно высокой степенью риска может быть даже ниже по сравнению с более надежным проектом.

Отсутствие репутации  затрудняет поиск кредитора недавно  созданными предприятиями, а необходимость завоевания положительной репутации подталкивает фирмы к более осторожному поведению на рынке.

Преодолению проблемы ненадежности репутации малых и средних предприятий может способствовать их сотрудничество с крупными фирмами. Существование постоянных коммерческих отношений между вновь создаваемым малым или средним предприятием и другим, чаще превосходящим по размеру, предприятием в рамках договора о сотрудничестве или же в рамках договора о субподряде снижает степень неуверенности банков в оценках ожидаемого оборота малых и средних предприятий. Например, заказчик, заключая новые контракты субподряда, часто берет на себя обязательство в течение определенного периода не менять поставщиков и не производить самостоятельно данную продукцию. Таким образом, обеспечивается относительно регулярный объем оборота малого или среднего предприятия, который банки могут учитывать при проведении финансового анализа, поскольку снижается степень неопределенности окружающей предприятия малого и среднего бизнеса среды12.

Наконец, четвертый фактор, повышающий степень риска по кредитованию предприятий малого и среднего бизнеса, связан с тем, что определенная часть их активов носит специфический характер. Это выражается в следующем:

• данные активы сложно реализовать  на вторичном рынке, поскольку не для всех активов рынок развит в достаточной степени;

• специфические активы далеко не всегда могут выступать в качестве обеспечения по кредиту, поскольку они неразрывно связаны с конкретной фирмой (например, какое-либо специализированное оборудование), и возможность их переуступки по определению ограничена.

В условиях неопределенности высока вероятность того, что в  случае изменения экономической ситуации малое или среднее предприятие не сможет исполнить свои обязательства по кредитному договору, при этом специфические активы в связи со сложностями, связанными с их реализацией, не смогут обеспечить их выполнение.

Самый выгодный источник финансирования подобных активов (обеспечивающий минимальные транзакционные издержки) — это либо финансирование за счет собственных средств, либо при помощи рынков капитала, а банки занимаются этим неохотно. Учитывая, что доступ на рынки капитала для малых и средних предприятий ограничен, подходящим вариантом становится лизинг.

К прочим причинам отказа в  предоставлении кредита можно отнести:

• риск, связанный с сильной  зависимостью предприятия от одного лица или небольшой группы лиц;

• непредсказуемые факторы  риска (болезнь, семейные конфликты  и т.д.);

• невозможность разграничить право собственности на активы между частным лицом или предприятием;

• неспособность управляющих  четко и ясно объяснить кредитным экспертам цели и задачи бизнеса;

• нежелание банков иметь  дело с данной группой клиентов, поскольку работа с крупными предприятиями может быть более простой и выгодной;

• повышение степени стандартизации банковских операций, тогда как малые и средние предприятия испытывают потребность в установлении личного контакта;

• низкая степень доверия  кредиторов личным гарантиям;

• нежелание банков инвестировать  средства в малые и средние предприятия на средне- или долгосрочный период;

• высокие операционные издержки по кредиту (связанные с оформлением операции, оказанием услуг по подготовке заявки на получение кредита, ее рассмотрением, проверкой обеспечения, отслеживанием соблюдения графика погашения кредита) относительно показателя прибыли, которую банк сможет получить.

Таким образом, предприятия  малого и среднего бизнеса составляют особую группу риска для банков, что серьезно затрудняет их доступ к банковскому кредиту на благоприятных условиях. Повышенная степень риска приводит либо к отказу в выдаче кредита, либо к повышению его стоимости. Возможность получения кредитов по предлагаемым банками ставкам, которые оказываются относительно высокими, не всегда удовлетворяет интересам малого и среднего бизнеса.

Особенности, связанные с  кредитованием малых и средних предприятий, на фоне разницы в подходах к формированию финансовых ресурсов различных категорий предприятий малого и среднего бизнеса, обуславливают необходимость дифференцированной поддержки в целях расширения объемов кредитования малых и средних предприятий. Так, для микропредприятий, имеющих ограниченный выбор достаточно дорогих источников финансирования, на первый план выходит развитие микрофинансовых институтов, в частности, кредитных кооперативов, тогда как для малых и средних предприятий будет важна поддержка со стороны гарантийных институтов, позволяющая преодолеть проблему нехватки обеспечения по кредиту.

 

Глава III. Организация кредитования малого и среднего

предпринимательства на примере«ПМБ-Т»

3.1.  Общая характеристика ПМБ-Т

Будучи учрежденным в 2003 году, «Первый Микрофинансовый  Банк в Таджикистане» был первым банком своего рода в Центральной Азии и коммерческим банком в Таджикистане с основным направлением по предоставлению микро-кредитов. Национальным мандатом Банка является предоставление обширного ряда финансовых услуг бедному слою населению по всей стране.

Кроме своего Головного офиса  в г. Душанбе, банк в настоящий  момент имеет филиалы в Хороге, Гарме и Ходженте. Постепенно во всех основных городах будут открываться еще филиалы с районными офисами, которые будут обслуживать городские и сельские местности.

Банк является дочерней компанией  Сети Ага Хана по Развитию (САХР)    -    группой    из    девяти    агентств    по    развитию    в    области  здравоохранения, образования, культуры, экономики и развития сельской местности, в основном, в странах Азии и Африки. Начиная с 1990 года, две программы САХР начали предоставлять кредиты таджикским предпринимателям и фермерам. Программа Поддержки Развития Сообществ Горных Регионов (ППРСГР), которая предоставляла кредит малым фермерам и группам женщин, оказала помощь и поддержку Таджикистану по осуществлению тяжелого перехода в период независимости. Основой Первого Микрофинансового Банка послужила еще одна микрофинансовая программа под названием «Программа Содействия Предпринимательству» (ПСП). Это программа была создана Фондом Ага Хана по Экономическому Развитию (ФАХЭР) в 1996 году и, в основном поддерживала малый и средний бизнес. Сотрудники ПСП предоставили Банку основную микрофинансовую компетенцию и богатый опыт, а также прочную клиентскую базу, на которую создавалось ее кредитная деятельность.

Являясь коммерческим банком, Первый Микрофинансовый Банк предлагает финансовые продукты и услуги, уделяя особое внимание микро-кредитованию. В настоящем выделены четкие принципы, политика и методы, согласно которым Банк осуществляет свою деятельность в области кредитования. Составление данного принципа ставит Банк в один ряд с наилучшими образцами осуществления банковской деятельности и является свидетельством того, что целью Совета Директоров является:

  • защищать средства вкладчиков, помещенные в Банк;
  • удовлетворять потребности населения, занимающегося малым бизнесом в получении кредита, охватывая необслуживаемые и бедные слои населения, а также население, проживающее в отдаленных сельских местностях;
  • вести кредитную политику для пользы и руководства персонала, внешних аудиторов и регулирующих органов, что показывает четкую, прозрачную политику и методы, в соответствии с которыми Банк осуществляет свою деятельность в области кредитования;
  • информировать их кредитный персонал о кредитной культуре, политике и методах в Банке;
  • защищать и увеличивать инвестиции акционеров  Банка; 
  • сохранять  репутацию   Банка,   как  института,   высококвалифицированного в своей первичной деятельности- кредитовании.

Информация о работе Организация процесса кредитования малого и среднего бизнеса