Организация стратегического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться прежде всего помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .2

Глава 1. Сущность и смысл

контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Понятие контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Виды контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Управленческий контроль. . . . . . . . . . . .

2.1. Организация управленческого

контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.2. Информационно-управляющие

системы в контроле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2.3. Стратегический контроль

функционирования и развития

фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 3. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.1. Понятие контроллинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.2. Значение контроллинга

в деятельности и развитии фирмы. . . . . . . . . . . . . .

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

KONTR.DOC

— 82.17 Кб (Скачать файл)

реализации          экспертно- аудиторской диагностики,

контрольной         аналтическое тестирование, подтвержда-

функции  ющее реальность финансового состоянияпредприятия и качества принятия управленческих решений менеджером.

 

На основе характеристики основных элементов внутреннего аудита, приведенных выше можно сделать следующие выводы:

- внутренний аудит, выступая органической частью общей системы менеджмента на предприятии, осуществляет по существу внутрихозяйственный контроль, целью которого является выяснение степени соответствия получаемых доходов и структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства и продаж;

- необходимость во внутреннем аудите возникает обычно из-за того, что высшее звено руководства предприятия испытывает потребность в соответствующей информации или нуждается в подтверждении достоверности отчетов менеджеров более низкого уровня управления.

 

Можно констатировать, что большинство руководителей российских предприятий пока особого внимания созданию системы внутреннего аудита не уделяют, хотя такая система хорошо налаженная, несомненно, способна облегчить проведение аудиторской проверки и снизить риск. Внутренний аудит предназначен для улучшения оперативного учета, обеспечения достоверности документов, сохранности ценностей и повышения эффективности проводимых мероприятий.

В любой организации, независимо от типа, размера и формы собственности, менеджеры и бухгалтера обязаны знать все элементы используемой бухгалтерской системы и контроля. Спектр предоставляемых бухгалтерских услуг меняется в зависимости от решаемой задачи. Однако главная их цель - оказание помощи менеджерам в эффективном управлении организацией. Поэтому внутренний аудит, реализуя внутрихозяйственный контроль, является средством снижения риска банкротства предприятия.

Контроллинг - новое дело не только для российских фирм, но и для многих компаний на Западе. Для его широкого внедрения (а он особенно эффективен в условиях порой непредсказуемых экономических трансформаций в России) у нас все предпосылки. Наиболее эффективно здесь применение экономико - методических методов. Каждому среднему и даже мелкому предприятию необходима своя аналитическая служба для сбора и анализа поступающей информации и последующего прогнозирования возможных тенденций методами математической статистики. Такой подход объективно необходим для России.

Для успешного антикризисного управления анализа рынка недостаточно. Важной составной частью системы такого управления является организация системы контроля, призванная обеспечиватьсвоевременное выявление наиболее рискованных позиций, обеспечение менеджера всей необходимой информацией. Контроль должен осуществляться по всем возможным позициям, начиная с подразделения, осуществляющего первичный учит проведенных операций, внутреннего и внешнего аудита, бухгалтерии, служб безопасности и заканчивая руководителями всех уровней вплоть до заместителя директора или президента компании.

Чтобы добиться успеха и признания на рынке,  необходимо внедрять в практику наиболее прогрессивные методы контроля. К числу таких новаций следует отнести практику внедрения контроллинга. Контролллинг - система обеспечения выживаемости компании в краткосрочном плане, нацелена на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой. Контроллинг - совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа и контроля на качественно новом этапе развития рынка, единая система, направленная на достижение стратегических целей фирмы. Для внедрения и обеспечения надежного функционирования системы контроллинга необходима постоянная оперативная информация.

В России пока лишь формируются основы для широкого внедрения контроллинга. Тем не менее его глубокое изучение и внедрение необходимо уже сегодня, поскольку он позволяет использовать самые современные методы менеджмента намного раньше конкурентов, способствует внедрению инноваций. Система контроля может быть построена по следующей схеме:

Отдел первичного учета призван:

- осуществлять первичный учет в течение установленного времени;

- помимо обязанностей учета сотрудники отдела должны иметь матрицу лимитов, контролировать ее соблюдение и в случае их нарушения немедленно информировать своего руководителя;

- подчиняться непосредственно высшему руководству.

Отдел внутреннего аудита обязан:

- хорошо знать систему заключения сделок, их технологию, порядок, содержание инструкций, схему налогообложения и требования законодательства;

- четко представлять схему взаимодействия отделов и подразделений фирмы, их обязанности;

- регулярно осуществлять проверку работы всех звеньев фирмы.

Контрольные действия должны осуществлять также сотрудники планово-экономического и других отделов с акцентом на эффективность операций и уровня прибыли, уровня налогообложения и разработки систем налогового планирования с учетом изменений в законодательстве и возможностей новых финансовых инструментов. Отдел контроля обязан оценивать целесообразность лимитов и степени риска по операциям в зависимости от финансового состояния компании и нормы прибыли подразделения. Следовательно, контроллинг подразумевает не только построение системы контроля, но и анализа всей системы управления, учета, контроля и самого производства.

 

 

На предприятиях в странах с рыночной экономикой для ориентирования процесса управления на результат и ликвидность используются планово-контрольные расчеты или процедуры контроллинга. Возникновение контроллинга как обособленной функции управления произошло в системе государственного управления. Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием.

Традиционно решением аналогичных задач на российских предприятиях занимались экономисты. Многие методы и инструменты ими практически успешно использовались. Экономисты были частью единой системы планирования народного хозяйства в условиях командно-административной системы, поэтому решали задачи всей системы. В управленческой деятельности отсутствовали первичные фазы планирования, стратегическое планирование и контроль. В системе планирования предприятия отсутствовали этапы по разработке планов, что теперь приводит к потере предприятиями ориентации. Для создания стратегического управления необходимо ввести расчеты ориентированные на результат и ликвидность, контроль за стратегическим развитием. Следует определить место расположения нового вида деятельности и изменить существующие организационно-управленческие отношения.

Поскольку ориентированные на результат задачи контроллинга рассматриваются в качестве составляющей всей системы планирования и контроля, а контроллинг выполняет функции консультирования и обслуживания, подготовки и реализации решений, то задачи контроллинга обособляются от задач предприятия в других сферах.

Основным объектом деятельности контроллеров становится процесс управления предприятием и координация целей,  основным приемом работы – формирование картины будущего состояния предприятия после выполнения поставленной задачи. Поэтому каждую управленческую задачу контроллинг сопровождает обособленно, рассматривается уникальная система контроллинга, которая оптимально соответствует поставленной задаче и существующей системе управления. Система контроллинга формирует четко поставленные задачи на период осуществления задач, может быть расформирована или реорганизована после их выполнения.

Каждый период на предприятии существует своя стратегическая задача, выполнение которой от момента замысла до получения результата должен обеспечивать контроллинг стратегического управления. Являясь частями общей системы стратегическое управление тесно связано с оперативным, также и контроллинг должен быть единой системой. При этом разделение контроллинга, сопровождающего стратегическое управление и оперативное может происходить как по границам служб, так и по формам реализации, но общей должна оставаться информационная база, приемы и методы реализации управленческих решений.

Например, при переходе предприятия к новой системе управления существует стратегическая задача – изменение системы управления. При этом созданная система управления, ее новые участки должны интегрироваться в существующую систему управления, а отжившие процедуры управления, мешающие вовлечению новых, удалены.

Процесс реструктуризации, таким образом, будет заключаться в последовательности выполнения следующих действий: анализ существующих реакций системы управления с целью выявления несоответствующих поставленным задачам, создание новых информационных потоков, приемов и методов обоснования принимаемых решений, апробирование новых управленческих решений, удаление старых и интеграция новых процессов управления в существующую систему.

Следует отметить, что предприятия имеют некоторые механизмы управления, которые могут быть использованы в новых условиях при формировании механизма контроллинга, но необходимо убрать старую информацию, устаревшие связи и создать новые. Создается служба контроллинга, которая берет на себя некоторые существующие приемы и методы управления, создает новое информационное поле, способствует выработке новых управленческих решений.

Контроллинг может быть организован как общая система и пронизывать всю систему управления предприятием, служа задаче реструктуризации предприятия как главной цели в определенный период, или как точечный контроллинг, планируя и контролируя только изменение механизмов управления, позволяющих четко определить текущую деятельность от процесса изменения системы управления, определить и контролировать параметры изменения.

Исходя из  принятого варианта реструктуризации определяется последовательность процесса по формированию механизма контроллинга.

Содержание реструктуризации заключается в понимании сущности изменения, то есть в знании: какая информация, способы ее обработки являются излишними, а какие должны быть созданы. Анализ управленческих решений показывает ошибочность определенных решений, базировавшихся на недостоверных или нереальных данных. Результативность решений указывает на критерий выбора нужной или ненужной информации. Часть информации и механизмы действий в рамках внутризаводского планирования, оперативного учета на приватизированных предприятиях является действенно, но части нет или она не учитывается при разработке решений.

В процессе реструктуризации главной задачей предприятия становится создание системы управления, которая могла бы адекватно реагировать на изменения. Процесс реструктуризации является периодом, когда главной задачей, стоящей перед предприятием, является не получение прибыли или создание нового продукта, а проведение комплекса мероприятий по изменению системы управления. Остальные задачи должны быть подчинены главной.

Проект реструктуризации разбивается на подцели, этапы, каждый из которых заканчивается значимым событием. Например, для создания системы стратегического управления необходимо наладить процедуру контроля за финансовым состоянием предприятия и формированием цен. После апробирования расчетов следует трансформировать их в текущий режим управления, связать со стандартами управления и процессом планирования на предприятии.

В проведении работ по реструктуризации четко видны две тенденции в движении:

Первая в период формирования новых органов управления, соответствующих рыночной системе хозяйствования – централизация функций управления, переход на показанный метод учета и политика учета покрытия убытков;

Вторая после формирования данных органов – децентрализация функций управления, возврат к попроцессному учету, наращивание прибыли.

В первом периоде действия, предпринимаемые менеджерами, скорее характерны для сокращающегося или даже ликвидирующегося предприятия, а во втором – для расширяющегося или вновь создающегося.

Однако на период реформирования системы управления, концентрации принятия решений в органах управления собственника требуется система учета, которая позволит сконцентрировать принятие управленческих решений в целом по предприятию, не разбивая его по элементам технологического процесса.

Принятая органом управления собственностью система управления предприятием закрепляется в нормативных документах, фиксирующих статус органов управления: в приказах, распоряжениях, должностных инструкциях, доверенностях. Реструктуризация – длительный процесс, требующий последовательной и скоординированной работы всех служб, скорость выполнения работ существенным образом зависит от величины предприятия.

Учитывая складывающиеся мировые тенденции на ускорение процессов изменений, возможно предположить, что изменения стратегий развития предприятий, развивающиеся под давлением внешних и внутренних обстоятельств, также ускоряется. Поэтому работы по изменению системы управления предприятия станут достаточно постоянной сферой деятельности менеджеров, поэтому становится важным изучать динамические процессы управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая реформа, проводимая в последние годы в России, существенным образом изменила не только облик всего хозяйства страны, но и лицо каждого хозяйствующего субъекта. Приватизация окончательно разорвала отношения хозяйствующих субъектов с государством и заставила новых собственников осознать ответственность за принимаемые решения.

Изучение проблем трансформации систем управления предприятием помогает обобщить опыт, сформировать рекомендации, которые будут способствовать адаптации российских предприятий к новой обстановке, развитию производства, сохранению рабочих мест и промышленного потенциала страны. Как показывает анализ, неудачи в реализации проектов происходят из-за неправильного планирования процесса деятельности и потери финансового контроля за изменениями.

Информация о работе Организация стратегического контроля