Основные направления современной антикоррупционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Законодательные меры………………………………………………………….4
2. Организационные меры, организационно-политические меры……………13
3. Взаимодействие со структурами гражданского общества…………………16
4. Международное сотрудничество…………………………………………….20
Заключение……………………………………………………………………….22
Библиография…………………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат на тему Основные направления современной антикоррупционной политики.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕКТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

ИНСТИТУТ ПРАВЫА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

ВЫСШАЯ ШКОЛА  ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Тема: «Основные  направления современной антикоррупционной политики»

 

По программе

«Государственная политика в области социально-экономического развития РФ и Тюменской области. Стратегия социально-экономического развития муниципальных образований»

 

 

 

 

Выполнила:

Котова Евгения Анатольевна

Курирующий преподаватель:

Осейчук В.И.

Дата:

16.04.2012г.

Тюмень, 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Законодательные меры………………………………………………………….4

2. Организационные меры, организационно-политические меры……………13

3. Взаимодействие со структурами  гражданского общества…………………16

4. Международное сотрудничество…………………………………………….20

Заключение……………………………………………………………………….22

Библиография…………………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антикоррупционная политика заключается в разработке и осуществлении  разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию  в разных сферах жизни. Учитывая, что  коррупция без постоянного противодействия  ей имеет свойство расширяться и  мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства как одна из его базовых задач. Таким образом, речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

 

Ниже названы основные направления, по которым должна разрабатываться  программа противодействия коррупции (в некоторых случаях – пояснения  о целях тех или иных направлений  и средствах их реализации).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

1.1. Ограничение условий,  благоприятствующих проникновению  криминальных элементов в законодательную  власть и их влиянию на принятие  законов.

1.1.1. Внесение изменений  и дополнений в избирательное  законодательство, в том числе:

приведение допустимого  размера избирательных фондов в  соответствие с реальными затратами  на избирательные кампании;

разрешение заблаговременно  формировать избирательные фонды  для сбора взносов, а не в период избирательных кампаний;

ужесточение контроля за соблюдением порядка финансирования избирательных кампаний и мер ответственности за нарушения;

ужесточение государственного и общественного контроля за выборными процедурами;

повышение роли средств массовой информации в независимом освещении  избирательных кампаний и контроле за соблюдением избирательного законодательства на всех ее этапах;

повышение роли и укрепление гарантий независимости избирательных  комиссий при одновременном обеспечении  их прозрачности для общественного  контроля;

стимулирование выдвижения кандидатов от партий и дестимулирование выдвижения так называемых независимых кандидатов.

1.1.2. Принятие закона о  политических партиях в целях  стимулирования образования устойчивых  и ответственных партий, без чего  невозможно создание четкой, понятной  людям и прозрачной политической  системы, обеспечивающей гарантии принятия властных решений, отвечающих интересам общества.

1.1.3. Принятие закона о  лоббировании в целях создания  прозрачной системы отстаивания  интересов в законодательных  органах.

1.1.4. Внесение изменений  и дополнений в Закон о статусе  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации в  целях приведения законодательной  трактовки депутатского иммунитета  в соответствие с Конституцией  РФ.

1.1.5. Внесение изменений  в Регламенты Государственной  Думы и Совета Федерации (впоследствии  принятие закона о законотворческой  деятельности) в целях:

обеспечения прозрачности для  общественного контроля результатов  голосований в законодательных  органах;

установления обязательной независимой экспертизы законопроектов, предусматривающих расширение или  изменение полномочий государственных  органов и должностных лиц.

1.2. Создание условий для  обеспечения большей структурированности,  прозрачности и подконтрольности  органов исполнительной власти.

1.2.1. Законодательное обеспечение  информационной прозрачности процесса принятия решений органов исполнительной власти, использования ими бюджетных средств, в том числе через доступ к финансовым документам государственных органов со стороны негосударственных организаций и средств массовой информации (определение перечня документов, подлежащих обязательному обнародованию, и проч.).

1.2.2. Законодательное введение  механизмов общественного влияния  на деятельность ведомств (независимая  экспертиза общественно значимых  проектов решений, информирование, обратная связь и др.).

1.2.3. Принятие закона о  федеральных органах исполнительной  власти в целях:

установления обоснованных критериев для определения структуры  и численности органов исполнительной власти. За изменениями структуры органов, их статуса и функций часто стоят корпоративные, а не государственные интересы; создается психологическая неуверенность руководителей ведомств в собственном будущем; отсутствуют обоснованные критерии изменений структуры, что порождает возможность корыстного лоббирования со стороны тех или иных олигархических групп; бесконтрольно растет численность государственного аппарата;

четкого разграничения функций  принятия решений, их реализации, контроля и предоставления услуг.

1.3. Ограничение условий  для произвольной деятельности  органов и должностных лиц  исполнительной власти.

1.3.1. Введение кодифицированной  системы процедур (Административный  кодекс) подготовки и принятия  административных решений, иной  административной деятельности.

1.3.2. Установление законодательных  рамок для сужения сферы применения  разрешительного принципа в различных  его формах, а где он сохраняется  - прозрачности при принятии решений  (например, при лицензировании, сертифицировании, аккредитации, регистрации и т.д.). В том числе:

введение принципа "позитивного  административного молчания" (если в определенный срок нет отказа или  дополнительного запроса от государственного, муниципального органа, заявление считается решенным положительно);

прохождение основных инстанций, необходимых для ведения бизнеса (регистрация, лицензирование, сертификация, разрешение на импорт и т.д.), в одном  месте, т.е. централизованно, с затратой минимума времени и минимумом  контактов с государственными или  муниципальными служащими.

1.3.3. Ликвидация возможностей  выбора должностным лицом одной  из нескольких санкций, предусмотренных  за одно и то же правонарушение (в отличие от "вилок" наказаний,  предусмотренных в открытом и  состязательном судебном процессе, такие же "вилки" в административном  производстве - прямое условие для  коррупции).

1.3.4. Запрет непосредственного  наложения мер административной  ответственности контролирующими  инстанциями (в частности, инспекторами  дорожно-постовой службы, пожарными,  санитарными инспекторами и т.д.).

1.3.5. Ограничение издания  подзаконных (правительственных  и ведомственных) нормативных  актов путем:

введения законодательных  критериев для их издания;

сужения возможностей принятия законов с отсылочными нормами;

максимально возможной кодификации  подзаконных актов, касающихся прав и интересов граждан.

1.4. Изменение принципов  государственной (публичной гражданской)  службы, в том числе путем:

четкого определения должностного статуса (прав, обязанностей, социальных гарантий) лиц, избираемых или назначаемых  на должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (категории "А");

четкого определения статуса "политических назначенцев" (служащих категории "Б"), условий принятия их на службу и увольнения с нее, социальных гарантий после отставки;

установления строгих  и контролируемых условий, не позволяющих  должностным лицам категории "А" заниматься предпринимательской деятельностью  в течение срока их полномочий;

определения оснований и  порядка управления от имени государства  пакетами акций в акционерных  обществах с наличием государственной  собственности, ответственности за это государственных служащих;

установления механизмов, гарантирующих прозрачность динамики имущественного положения лиц в  период прохождения ими государственной  службы;

установления твердых  и понятных социальных и материальных гарантий для каждой категории государственной  службы, в том числе при отставке;

введения более четких оснований для дисциплинарных наказаний (мер ответственности) в системе  государственной службы;

установления в соответствии с рекомендациями Совета Европы четких критериев реализации права государственных служащих на обнародование информации, составляющей служебную тайну, в случае, когда ее сокрытие противоречит интересам общества;

введения ограничений  для перехода на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были прежде подконтрольны  данному должностному лицу (государственному служащему) или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в законодательные органы;

обеспечения ротации служащих, в чьи функции входят прямые контакты с населением и бизнесом;

распространения ограничений, установленных для государственных  служащих, на менеджеров государственных  предприятий и предприятий с  определенной долей государственного участия.

1.5. Создание условий для  эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств.

1.5.1. Установление максимально  дифференцированной бюджетной классификации.

1.5.2. Установление механизмов  финансовой прозрачности, в том  числе через средства массовой  информации, при расходовании бюджетных  средств государственными ведомствами  и учреждениями (принципы составления  смет и их выполнения).

1.5.3. Введение системы  мер ответственности в отношении  должностных лиц за нарушения  при использовании бюджетных  средств, а также персональной  ответственности должностных лиц  в сфере распоряжения средствами  и имуществом.

1.5.4. Принятие Закупочного  кодекса, включающего прозрачность  закупок за счет средств бюджетов  всех уровней, их конкурсный  характер, а также приоритет отечественного  производителя.

1.5.5. Законодательное ужесточение  требований к финансовой отчетности  государственных и частично государственных  предприятий (в том числе раскрытие информации на уровне не меньшем, чем для частных компаний, акции которых котируются на бирже).

1.5.6. Расширение функций  и полномочий антимонопольных  органов.

1.5.7. Пересмотр запутанной  системы льгот различным категориям  населения.

1.5.8. Усиление гарантий  защиты прав потребителей (в части  услуг, предоставляемых государством).

1.5.9. Придание Счетной  палате статуса основного органа  государственного финансового контроля  за расходованием бюджетных средств с расширением ее властных полномочий.

1.6. Упорядочение системы  "сдержек и противовесов".

1.6.1. Введение института  парламентских расследований, в  том числе законодательное установление:

оснований для проведения расследований;

порядка проведения расследований;

полномочий комиссий по расследованию;

правовых последствий  расследований.

1.6.2. Постепенный переход  к принципу формирования Правительства  с учетом результатов парламентских  или президентских выборов с  целью обеспечения большей прозрачности  и предсказуемости процесса формирования  органов исполнительной власти, снижения опасности "теневого" влияния на руководителей органов  исполнительной власти, повышения  ответственности за принимаемые  решения.

Информация о работе Основные направления современной антикоррупционной политики