Основные понятия власти и лидерства в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 00:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение лидерства и власти в системе менеджмента. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и значение власти;
- дать характеристику видам и формам власти;
- раскрыть понятие и способы управленческого влияния;
- рассмотреть сущность и функции лидерства.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 206.95 Кб (Скачать файл)

 

  Сильными сторонами применения законной власти принято считать: стабильность управления; бесконфликтность управления; быстроту принятия рутинных управленческих решений и предсказуемость поведения персонала.

Слабые стороны можно  сформулировать следующим образом:

- системы управления, построенные  на законной власти, плохо адаптируются  к изменениям внешней и внутренней  среды;

- у сотрудников не  стимулируется творческий подход  к работе, так как он не вписывается  в бюрократические установки;

- у персонала при законной  власти низкая удовлетворенность  трудом из-за его обезличивания,  что приводит к снижению эффективности  в работе.

 В практической деятельности  правильное использование власти  может заключаться в том, что  руководитель применяет самые  разные ее формы. Например, в  одном случае он категорично  требует от подчиненных выполнения  задания; в другом же – пытается  убедить их в том, что выполнить  задание целесообразно; в третьем  – может обещать работникам  вознаграждение за качественно  и быстро выполненное задание.  Отношения между работниками  и начальством должны быть  гибкими и разнообразными. Хороший  руководитель и авторитарен, и  демократичен, и либерален одновременно; назвать руководителя авторитарным, демократичным или либеральным  мы можем только в том случае, если он предпочитает использовать  свою власть только одним определенным  образом.

1.2 Лидерство: сущность, типы, функции

  Сущность лидерства

  Не каждому руководителю (менеджеру) дано стать лидером. Таковым может быть человек, обладающий определенными качествами. Лидерские качества присутствуют с рождения, но по-разному выражены у разных людей. Процесс становления лидера невозможен без осознанного желания.

Лидер – это личность, за которой все остальные члены  группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие  их интересы и определяющие направление  и характер деятельности всей группы.

  Лидеры должны создавать и поддерживать внутреннюю среду такой, чтобы сотрудники становились полностью вовлеченными в достижение целей организации. Для этого необходимо уметь слушать подчиненных, оказывать им систематическую помощь, быть для них тренером, наставником. Сотрудники не должны обвиняться в отклонениях и недостатках, так как большинство из них являются следствием несовершенства системы управления. Наказывать надо лишь за халатность и злой умысел.

Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих  организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер  выдвигается «снизу». Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности  лидера оцениваются людьми всегда значительно  выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Ему присущи  следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности.

 Однако анализ реальных  групп показал, что порой лидером  становится человек, и не обладающий  перечисленными качествами, и, с  другой стороны, -человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

  Лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней. Лидеры выполняют функции, ожидаемые кол-лективом. Они не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ним, делают это не по обязанности, а из доверия и являются по отношению к лидеру не подчиненными, а последователями.

 По оценке профессора  Р. Келли, успех фирмы на 20 процентов обусловлен лидером и на 80 процентов теми, кто следует за ним. Последние часто также показывают выдающиеся результаты, так что лидеры создают других лидеров.

 Лидер отражает интересы  коллектива в целом, он следит, чтобы действия каждого из  его членов не подрывали групповое  единство. В необходимых случаях  он вступает даже в конфликт  с администрацией, санкционируя  только те ее решения, которые  не противоречат интересам коллектива.

 Следовательно, лидерство  – это способность человека  оказывать влияние на людей  и тем самым направлять их  действия для достижения конкретных  целей. А также лидерство –  это возникновение особого статуса  у менеджера или многочлена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежит авторитет, признание высокого уровня квалификации, доверие, - личные симпатии и т.п. Подлинным лидером, способным вести за собой людей, становится тот, кто обретает признание всего коллектива. Восприятие такого лидера окружающими происходит по модели «лучший из нас». Имеется в виду, что лидер является примером для всей группы как человек и как профессионал. В связи с этим поведение лидера становится предметом подражания.

Отношение лидерства могут  совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае соединяются  в одном лице должность и лидерство. Это идеальная ситуация, к которой  по большому счету должен стремиться каждый хороший руководитель. Однако в реальной жизни нередко случается, что лидером становится человек, который занимает в организации  далеко не руководящий пост. Неформальный лидер не имеет особого места (должности) в системе власти, но определенной властью над людьми все же обладает. Он как бы управляет  своим примером, убеждением, воодушевлением. Его влияние на результаты работы организации нередко может быть даже более значимым, чем формального  лидера, не располагающего качествами, необходимыми для успешного управления людьми. Поэтому умение так построить  отношения с неформальным лидером, чтобы они усиливали формальную деятельность менеджера, - одна из важных сторон искусства управления.

Метод управления на основе лидерства позволяет оперативно решать сложные задачи в неожиданных  ситуациях. Лидерство преимущественно  строится на отношениях «лидер – последователи», а не «начальник – подчиненные». Люди надеются на постоянство поведенческих  действий лидера независимо от меняющейся обстановки. Они хотят, чтобы лидер  всегда был верен слову, не допускал отклонений от одобренного группой  курса поведения.

  Таким образом, лидер – это авторитарный член организации или малой группы, личностное влияние, которого позволяет ему играть главную роль в социальных процессах, ситуациях. Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба – от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного  самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют. Итак, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

Типы лидеров

Существует два типа лидеров: инструментальный в деловых отношениях и экспрессивный в межличностных (обычно наиболее уважаемый человек).

 Инструментальный лидер в коллективе, общий уровень которого ниже среднего, чаще всего выступает в роли эксперта по любым вопросам. В коллективе с высоким уровнем развития он является интеллектуальным центром, источником идей.

 Экспрессивный же лидер является эмоциональным центром: сглаживает конфликты, может подбодрить, посочувствовать, снять психологическое напряжение, чем повышает эффективность работы.

Экспрессивный и инструментальный лидеры, как правило, разные люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. Но и тот  и другой – интеграторы группы, образцы, с которыми остальные сверяют  свои мысли и поступки.

Функции лидерства

 Карьера лидера зависит  не только от общих условий,  но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении  ряда функций. Назовем некоторые  из них.

Конструктивная  функция – выражение интересов общества в конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без  исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха. Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для выполнения политических программ.

Организационная функция – включает создание кадров и системы управления, сплочение сторонников, планирование политических процессов и действий, практических аспектов политической работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности, создает условия для воспитания, выдвижения и назначения руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними, ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства и др.

Координационная функция – согласование действий институтов власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с принятой в обществе системой ценностей.

Интегративная функция – сплочение единомышленников, окружения, общества вокруг программы лидера.

Таким образом, лидер должен обладать развитой способностью понимать и ясно выражать общие интересы коллектива, иметь представительские склонности и способности и уметь вовлекать людей в деятельность.

    1. Стили управления

           Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации. 
 Автократичный (авторитарный) стиль – централизация власти в руках одного руководителя; ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчинёнными. Автократ единолично принимает или отменяет решения, не даёт возможности подчинённым проявить инициативу, категоричен, часто резок с людьми. Всегда приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Новое воспринимается с осторожностью, в работе практически пользуется одними и теми же методами. При первом благоприятном случае старается избавиться от сильных работников и талантливых людей. По его мнению, лучшим работником является тот, кто умеет понимать мысли начальника. В такой атмосфере процветают сплетни, интриги и доносы. 
 
         Достоинства стиля:  
 
• обеспечивает чёткость и оперативность управления; 
 
• создаёт видимое единство управленческих действий для достижения поставленных целей; 
 
• минимизирует время принятия решений, в малых организациях обеспечивает быструю реакцию на изменение внешних условий; 
 
• не требует особых материальных затрат; 
 
• в «молодых», недавно созданных фирмах, позволяет быстрее и успешнее справиться с трудностями становления. 
 
        Очевидные недостатки стиля. 
 
• подавление (неиспользование) инициативы, творческого потенциала исполнителей; 
 
• отсутствие действенных стимулов труда; 
 
• громоздкая система контроля; 
 
• в крупных фирмах – обюрокрачивание аппарата управления; 
 
• невысокая удовлетворённость исполнителей своим трудом; 
 
• высокая зависимость группы от постоянного прессинга руководителя. 
 
             Преодолеть эти недостатки позволяют экономические и социально – психологические методы управления, свойственные демократическому стилю. 
 
            Демократический стиль - характеризуется разделением власти и участием работников в управлении, при этом ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Инструкции – в форме предложений, речь не сухая – а товарищеский тон, похвала и порицание – с учётом мнения коллектива. Распоряжения и запреты проводятся на основе дискуссий. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создаёт условия для самовыражения подчинённых, у них развивается самостоятельность – это способствует восприятию достижения целей организации, как своих собственных. Этот стиль основан в первую очередь на инициативе коллектива, а не руководителя. Взаимодействие руководителя и подчинённых основано на сотрудничестве. 
 
                 Демократический стиль позволяет: 
 
• стимулировать проявление инициативы, раскрывать творческий потенциал исполнителей;  
 
• успешнее решать инновационные, нестандартные задачи;  
 
• эффективнее использовать материально – договорные стимулы труда;  
 
• включать психологические механизмы трудовой мотивации;  
 
• повысить удовлетворённость исполнителей своим трудом;  
 
• создать благоприятный климат в коллективе. 
 
            Либеральный стиль - отличается полной свободой коллективных и индивидуальных решений сотрудников при минимальном участии руководителя.

Информация о работе Основные понятия власти и лидерства в системе менеджмента