Основные принципы и методы корпоративной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Практически каждый менеджер должен внести свой вклад в создание плацдарма для радикального роста предприятия.
Цель курсовой работы – рассмотреть основные принципы и методы корпоративной стратегии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы корпоративной стратегии …………………………...5
1.1. Сущность корпоративной стратегии ……………………………………….5
1.2. Роль корпоративной стратегии ……………………………………………..8
2. Принципы разработки и реализации корпоративной стратегии …………..13
2.1. Уровни стратегического управления ……………………………………...13
2.2. Управление стратегией …………………………………………………….16
3. Ресурсы ………………………………………………………………………..20
3.1. Классификация ресурсов …………………………………………………..20
3.2. Запасы и потоки …………………………………………………………….22
3.3. Ценность ресурсов ………………………………………………………….24
3.4. Конкурентное преимущество ресурсов …………………………………...26
3.5. Экономическая рента ………………………………………………………27
Заключение ………………………………………………………………………29
Список литературы ……………………………………………………………...31

Вложенные файлы: 1 файл

основные принципы и методы корпоративной стратегии.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Теоретические  основы корпоративной стратегии  …………………………...5

1.1. Сущность корпоративной  стратегии ……………………………………….5

1.2. Роль корпоративной  стратегии ……………………………………………..8

2. Принципы разработки  и реализации корпоративной стратегии …………..13

2.1. Уровни стратегического  управления ……………………………………...13

2.2. Управление стратегией  …………………………………………………….16

3. Ресурсы ………………………………………………………………………..20

3.1. Классификация ресурсов  …………………………………………………..20

3.2. Запасы и потоки …………………………………………………………….22

3.3. Ценность ресурсов  ………………………………………………………….24

3.4. Конкурентное преимущество  ресурсов …………………………………...26

3.5. Экономическая рента  ………………………………………………………27

Заключение ………………………………………………………………………29

Список литературы ……………………………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В России в настоящее время формируются условия, в которых для успешного развития бизнеса необходимо применение стратегического управления. В связи с этим, для достижения максимальных показателей во всех сферах действия предприятия разрабатываются стратегии.

Для того чтобы  конкурировать в сегодняшней  сложной и быстроизменяющейся обстановке, фирма должна определиться с теми, кто управляет разработкой стратегии  – стратегическими менеджерами. Их задача – обеспечение деятельности организации в определенном направлении. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле. Множество условий и факторов влияют на исход принимаемых людьми решений, действие некоторых из них предсказать очень сложно, многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности.

В России любое  образование, в том числе и  менеджеров, построено на знании теории. Практика менеджмента считается  вторичным делом по отношению  к теории. Априори предполагается, что хорошо подкованный в теории менеджер всегда найдет выход в практической ситуации. На западе же подход совершенно иной.

В западной теории менеджмента сделан однозначный  вывод, что для менеджера основным знанием является умение руководить людьми и ресурсами. При этом техническая  грамотность является желательной, но не обязательной. Считается, что «технический специалист может попросить технической помощи без ущерба для своего авторитета, но технический специалист не может попросить других принять за него административное решение». Кроме того, считается, что «менеджмент никогда не будет точной наукой. Для этого в нем слишком много внешних переменных». Поэтому западные школы менеджмента гораздо больше ориентированы на практические умения менеджера, чем на его теоретическую подкованность.

Практически каждый менеджер должен внести свой вклад в создание плацдарма для радикального роста предприятия.

Цель курсовой работы – рассмотреть основные принципы и методы корпоративной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ СТРАТЕГИИ

 

1.1 Сущность корпоративной стратегии

 

Корпоративная стратегия – один из инструментов стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.

Содержание стратегического  менеджмента заключается в следующем (рис. 1):

- определение назначения  и главных целей бизнеса фирмы;

- анализ внешней среды фирмы;

- анализ ее внутренней  обстановки;

- выбор и разработка  стратегии на уровне СЗХ; фирмы;

- анализ портфеля диверсифицированной  фирмы;

- проектирование ее  организационной структуры;

- выбор степени интеграции  и систем управления;

- управление комплексом «стратегия – структура – контроль»;

- определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;

- обеспечение обратной  связи результатов и стратегии  компании;

- совершенствование стратегии,  структуры, управления.

Стратегия – образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации. Определение сферы бизнеса, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач (программ), определение стратегии достижения цели образует стратегический план.

 

Рисунок 1 – Содержание стратегического менеджмента

 

Тщательно отработанная стратегия помогает фирме использовать в своих целях неэффективность  рынка, которая существует здесь  ввиду несовершенства условий конкуренции  и поэтому может играть существенную роль при максимизации прибыли. В такой ситуации следование стратегии имеет две жизненно важные цели.

Одна из них, связана с внешним позиционированием  фирмы по отношению к ее конкурентам  в данной отрасли. Правильно используя  сильные и слабые стороны компании, адекватно реагируя на угрозы рынка и предоставляемые возможности, эффективная стратегия может создать конкурентное преимущество, приносящее фирме прибыль, выше среднеотраслевой. Поэтому понимание среды, в которой конкурирует корпорация, очень важно при формулировании любой стратегии.

Вторая цель стратегии – внутренняя координация  всей деятельности фирмы и инвестиций. Стратегия предусматривает выбор  позиции на рынке продукции без  учета эффективности, с которой  этот выбор был осуществлен. Как  только положение фирмы на рынке определено, все виды ее деятельности (от исследований и разработок продукта до его маркетинга) должны быть согласованы с этой позицией и друг с другом. Точно так же должны осуществляться и инвестиции: необходимо, чтобы они подкрепляли друг друга и, накапливаясь, приводили через какое-то время к возникновению новых и более значительных конкурентных преимуществ.

В целом, стратегия  – это набор решений и действий, нацеленных на создание устойчивого конкурентного преимущества, а так же совокупность аналитических инструментов для понимания позиции фирмы на рынке и влияние на нее.

Понятый буквально, данный термин будет означать, что  корпоративная стратегия должна затрагивать любую стратегическую проблему, с которой может столкнуться компания.

Сейчас, корпоративная  стратегия – это способ, которым  компания создает стоимость, формируя и координируя свои действия на различных  рынках. Это определение имеет  три важных аспекта.

Первый –  делается акцент на создании стоимости в качестве окончательной цели корпоративной стратегии. Распределяется ли эта стоимость между акционерами или в дележе участвуют и другие заинтересованные лица – решение об этом принимают те, кто управляет корпорацией.

Второй –  концентрируется внимание на возможностях корпорации на многочисленных рынках (конфигурация), включая ее продукцию, географическое и вертикальное разделение.

Третий –  акцентируется на том, как фирма  управляет своими действиями и бизнесами, которые находятся в рамках корпоративной иерархии (координация). Здесь признается важность, как исполнения, так и формулирования корпоративной стратегии.

Корпоративная стратегия способствует пониманию  стратегии бизнеса, так же как  последняя, в свою очередь, дает информацию для анализа. Он сфокусирован на отношениях между фирмой в целом и ее частями, прежде всего на том, улучшается или ухудшается работа ее бизнес – подразделений за счет того, что они входят в корпорацию.

 

1.2. Роль корпоративной стратегии

 

Успешные компании – это компании, которые концентрируют свои усилия на стратегических направлениях. Для удовлетворения потребностей клиентов предприятие должно следовать общей организационной стратегии. Хорошая стратегия помогает надолго сохранить и укрепить позицию на целевом рынке, последовательно удовлетворяя нужды потребителей лучше конкурентов.

Комплексная стратегия  организации. По содержанию стратегия предприятия должна охватывать решения в области структуры и объемов производства, поведения предприятия на рынках товаров и факторов, стратегические аспекты внутрифирменного управления и т.п. Верхний уровень составляют восемь следующих относительно самостоятельных направлений (видов) стратегии.

1. Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

2. Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

4. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

5. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

6. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

7. Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

8. Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Существуют только два пути достижения оптимального функционирования: либо вы становитесь в своей отрасли  производителем с самым низким уровнем  себестоимости, либо дифференцируете  свою продукцию/услуги в тех направлениях, которые ценятся покупателем до такой степени, что он заплатит наивысшую цену, чтобы получить их. Фирмы могут выбирать, применять ли им эти стратегии на широком рынке или же на узком сегменте рынка, где сфокусирована их деятельность.

Стратегия компании – это способ ориентироваться на своем сегменте рынка, в том числе, относительно конкурентов. Это составляемый организацией план мер по завоеванию устойчивого превосходства над конкурентами.

Стратегия отвечает на следующие  вопросы:

- Каковы источники устойчивой конкурентоспособности компании?

- Каким образом  компания позиционирует себя относительно конкурентов в целях обеспечения устойчивого конкурентного преимущества?

- Каковы основные  стратегические приоритеты компании?

В общем, роль корпоративной  стратегии заключается в том, что это руководство к согласованным действиям, которые ведут предприятие к успеху на рынке за счет превосходства над конкурентами в отношении удовлетворения потребностей клиентов. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и по существу определять стратегию, приведена на рис. 2. Взаимодействие факторов обычно комплексное и имеет специфические отличия для отрасли и компании. Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена граница между внутренней и внешней ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ и не улучшена деятельность компании.

Рисунок 2 – Факторы, определяющие стратегический выбор компании

 

Стратегия зависит от внешних и внутренних условий  работы фирмы. Главными внешними факторами являются: социальные, политические, законодательство, влияние общества, привлекательность отрасли, рыночные угрозы и благоприятные возможности компании. 

Первичными внутренними  факторами, воздействующими на стратегию  компании, являются: сильные и слабые стороны ее деятельности, компетентность ее менеджмента, его персональные амбиции, философия, этика и культура фирмы, курсовая стоимость акций.

Формулирование  стратегии – главная задача владельца  и исполнительного директора  компании; воплощение же этой стратегии в конкретные результаты возлагается на управленцев среднего звена и руководителей проектов.

Типовые стратегии:

- прямая интеграция  – приобретение в собственность  или установление полного контроля  над дистрибьюторской сетью;

- обратная интеграция – стремление получить в собственность или под полный контроль поставщиков сырья;

- горизонтальная интеграция  – стремление получить в собственность  или под полный контроль своих  конкурентов;

- захват рынка –  стремление увеличить долю своего  продукта на традиционных рынках;

Информация о работе Основные принципы и методы корпоративной стратегии