Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 19:04, реферат
Перед Россией стоит проблема развития экономики страны до уровня высокоразвитых стран. В этой ситуации, как мне кажется, особое место принадлежит сознательной деятельности людей труда: рабочих, служащих, специалистов и менеджеров всех уровней. На государственный уровень выходит проблема постановки приоритетных целей развития общества и экономики в целом.
Введение 3
§1. Содержательные теории мотивации 5
§ 1.1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу 5
§ 1.2. Теория Клейтона Альдерфера 9
§ 1.3. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда 10
§ 1.4. Теория двух факторов Фредерика Герцберга 12
§ 2. Процессуальные теории мотивации 15
§ 2.1. Теория ожидания Виктора Врума 15
§ 2.2. Теория равенства (справедливости) Джона Стейси Адамса 17
§ 2.3. Теория Лаймана Портера и Эдварда Лоулера 19
Заключение 22
Список используемой литературы 24
Министерство Образования и Науки Российской Федерации
Негосударственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
Московский Институт Права
Экономический факультет
Реферат по дисциплине
«Общий менеджмент»
На тему:
«Основные теории мотивации»
Выполнила:
Студентка группы
КТД-1132-ЗКЛ
Фролова Анастасия
Проверил:
к.э.н., доцент
Боташева Л.Х.
Москва 2013
Содержание
Введение
§1. Содержательные теории мотивации
§ 1.1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу 5
§ 1.2. Теория
Клейтона Альдерфера
§ 1.3. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда 10
§ 1.4. Теория
двух факторов Фредерика Герцберга
§ 2. Процессуальные теории мотивации
§ 2.1. Теория ожидания Виктора Врума 15
§ 2.2. Теория равенства (справедливости) Джона Стейси Адамса 17
§ 2.3. Теория
Лаймана Портера и Эдварда Лоулера
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В современном деловом мире, в условиях постоянного роста количества, как крупных компаний, так и предприятий малого бизнеса, слово «мотивация» употребляется очень часто, но не всегда к месту и в правильном контексте.
Перед Россией стоит проблема развития экономики страны до уровня высокоразвитых стран. В этой ситуации, как мне кажется, особое место принадлежит сознательной деятельности людей труда: рабочих, служащих, специалистов и менеджеров всех уровней. На государственный уровень выходит проблема постановки приоритетных целей развития общества и экономики в целом.
Мотивация — это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.
К основным задачам мотивации можно отнести:
• формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;
• обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;
• формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач прежде всего необходим анализ:
• процесса мотивации в организациях;
• индивидуальной и групповой мотивации, и зависимости между ними;
• изменений, происходящих в мотивации деятельности человека при переходе к рыночным отношениям.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной.
§1. Содержательные теории мотивации
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В значительной мере эти теории ориентированы на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Другими словами, теории содержания делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения.
Наиболее известные теории в этой группе: теория иерархии потребностей Маслоу, теория ЕКО Альдерфера, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, теория двух факторов Герцберга.
§ 1.1. Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу
Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:
• физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
• потребности в безопасности и уверенности в будущем — защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что будут удовлетворяться и в будущем;
• социальные потребности — необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
• потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
• потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три — вторичные.
Согласно теории Абрахама Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
То есть, по мнению ученого, поведение человека начинается с удовлетворения потребности, находящейся на 1-й, нижней ступени. Когда эта потребность удовлетворяется, действие ее прекращается, и начинается действие следующей неудовлетворенной потребности. И так вверх, преодолевая ступень за ступенью.
В основе теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу лежат следующие предпосылки:
1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
2. Эти потребности могут быть объединены в отдельные группы.
3. Группы потребностей
находятся в иерархическом
4. Потребности, если они
не удовлетворены, побуждают
5. Если одна потребность
удовлетворяется, то на ее
6. Потребности более низкого уровня требуют первостепенного удовлетворения.
7. потребности более высокого
уровня начинают активно
8. Потребности более высокого
уровня могут быть
Рисунок 1. Пирамида потребностей А. Маслоу.
В соответствии с теорией Маслоу существуют следующие группы потребностей:
Физиологические потребности. На низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в питье, пище, сне. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Если потребности удовлетворяются адекватно, на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, в которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, но они снова становятся господствующей мотивацией.
Потребность безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают - война, болезни, катастрофы, волна преступности, беспорядки. А.Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях.
Потребности принадлежности и любви. После удовлетворения физиологических и потребностей в безопасности, следующая потребность, которая начинает преобладать это потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы.
Потребность в самоуважении. Следующей в иерархии потребностей является потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть стабильным и прочно основанным. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворяет эту потребность. Иерархическая концепция А.Маслоу предполагает, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, будут функционировать на третьем уровне иериархии - на потребности любви и не будут мотивированы потребностью самоуважения.
Если потребности в самоуважении не удовлетворяются, то человек чувствует себя неполноценным. Если потребности в самоуважении удовлетворяются, то человек испытывает уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие управления, однако имеет несколько уязвимых мест:
1. Не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей.
2. Не обязательно наблюдается
жесткое следование одной
§ 1.2. Теория Клейтона Альдерфера
Теория Маслоу, подверглась критике за недостаточное подтверждение на практике, и была модифицирована Клейтоном Алдерфером. В своей теории он выделяет три категории потребностей:
1. Потребности в существовании - в физическом здоровье и благополучии.
2. Потребности во взаимосвязях, в доставляющих удовлетворение взаимоотношениях с другими людьми.
3. Потребности в росте, связаны с развитием внутреннего потенциала индивида, стремление к личностному росту, расширение компетенций.
Различие между теориями Маслоу и Альдерфера в том, что по Маслоу происходит движение от потребностей к потребностям только снизу вверх.
Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если удовлетворяются потребности нижнего уровня и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека не этот уровень. Например: человек никак не может удовлетворить потребность роста и у него опять «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний.
Рисунок 2. Теория Альдерфера.
Процесс движения вверх по уровням Альдерфер называет процессами удовлетворения, а процесс движения вниз - процессом фрустрации (т.е. поражением в стремлении удовлетворить потребность).
§ 1.3. Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда
Широко распространенной концепцией потребностей, определяющей мотивацию человека к деятельности, является концепция МакКлелланда, связанная с изучением и описанием влияния потребностей достижения, соучастия и властвования.
Эти потребности являются приобретенными в течение жизни и если они достаточно сильно присутствуют у человека, то оказывают заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать усилия на осуществление действий, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.
Потребности достижения - проявляются в стремлении человека достигать стоящие перед ним цели более эффективно, чем раньше.
Потребности соучастия - проявляются в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, им важны одобрения, поддержка окружающих, они беспокоятся, что о них думают другие.
Потребность властвования - стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Люди с высокой потребностью властвования могут быть поделены на 2 группы:
Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, поскольку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти – это совсем не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном и наиболее часто употребляемом значении этих слов.