Основные термины и понятия мотивации к трудовой деятельности: потребности, притязания и ожидания, стимул и установка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:09, реферат

Краткое описание

Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

Содержание

Введение
3
I.
Понятие и содержание мотивации.
4
II.
Механизм мотивации.
10

2.1.
Потребности.
11

2.2.
Притязания и ожидания.
19

2.3.
Стимул и установка.
20
Заключение
25
Библиографический список использованной литературы
27

Вложенные файлы: 1 файл

Мотивация трудовой деятельности.doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3
I. Понятие и содержание мотивации. 4
II. Механизм  мотивации. 10
  2.1. Потребности. 11
  2.2. Притязания  и ожидания. 19
  2.3. Стимул и  установка. 20
Заключение 25
Библиографический список использованной литературы 27

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Мотивация - одна из основных функций деятельности любого менеджера, и именно с ее помощью  оказывается воздействие на персонал предприятия.

     Функция мотивации заключается в том, что она оказывает влияние  на трудовой коллектив предприятия  в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления предприятием, организацией.

     Сущность  мотивации заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными  ему правами и обязанностями, сообразуясь с принятыми управленческими  решениями.

     При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить возглавляемая им организация, кто, как и когда, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников.

     Главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников - это сделать  их не столько обладателями средств  производства, сколько владельцами  своей собственной рабочей силы.

     Руководители  воплощают свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации. Люди, трудящиеся в современных организациях, обычно гораздо более образованны и обеспечены, чем в прошлом, поэтому мотивы их трудовой деятельности более сложны и трудны для воздействия. Эффективность мотивации, как и другие проблемы в управленческой деятельности, всегда связана с конкретной ситуацией. 

    1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ.
 
 

     Мотивация – это сложное социальное явление (потребности, мотивы, интересы, ценности, ценностные ориентации, стимул и стимулирование), которое различными авторами трактуется неоднозначно. Заслуживает внимание позиция академика Е.И. Комарова. Он полагает, что термин «мотивация» имеет два значения. С одной стороны, им обозначается мотивационная система одного (индивидуальная мотивационная система) и/или нескольких работников (мотивационная система группы). С другой стороны, с помощью данного термина обозначается процесс мотивации индивида (работника), группы, коллектива, имея в виду процесс формирования, закрепления и действия тех или иных мотивов (системы мотивов.

     В качестве концептуального определения  понятия мотивации, можно взять  следующее: мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к  деятельности, задают границы и формы  деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей.

     Модель  мотивации может быть представлена через соотношение понятий потребности  и мотивов. Потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению (рисунок 1).  

       

                                     Рисунок 1. – Модель мотивации

     Рассмотрим  систему понятий, близких мотивации  и раскрывающих ее содержание.

     Потребности – нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются.

     Различают биологические потребности человека, обусловленные обменом веществ — необходимой предпосылкой существования любого организма, и потребности социальных субъектов (личности, социальной группы) и общества в целом, которые формируются в зависимости от уровня развития данного общества и специфических социальных условий их деятельности. Источник развития последних — взаимосвязь между производством и потреблением материальных и духовных благ. При изучении человеческих потребностей различают следующие их виды: по сферам деятельности — потребность труда, познания, общения, отдыха.

     Теории  мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации  тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, Д. МакКлелланда и Ф. Герцберга.

     Процессуальные  теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теории ожидания – В. Врума, теория справедливости – С. Адамса и модель мотивации Портера – Лоулера.

     Мотив (лат., мovere. – приводить в действие, толкать) – внутренний побудитель к труду, деятельности, работе, внутренняя причина поступков). Мотив – побудительная причина поведения и действий человека, возникающая под воздействием его потребностей и интересов, представляющая собой образ желаемого человеком блага, которое придет на смену потребностей при условии, если будут выполнены определенные трудовые действия. Мотив трудового действия формируются из трех основных компонентов:

  • первый компонент – отражение человеком своих потребностей, удовлетворение которых возможно посредством труда (деятельности);
  • второй компонент – отражение тех благ, которые человек может получить в качестве вознаграждения за труд;
  • третий компонент – отражение того процесса, посредством которого осуществляется связь между потребностями и теми конечными благами, которые их удовлетворяют.

     В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для осуществления. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими работниками.

     Понятийный  аппарат проблемы мотивации будет  неполным, если не рассмотреть такие  понятия, как понятие мотиваторов, стимуляторов, отрицательной мотивации.

     Мотиваторы – это те факторы, которые повышают эффективность работы человека и его удовлетворенность за счет того, что соответствуют его внутренним потребностям (мотивам), которые в настоящий момент частично или полностью не удовлетворены и требуют удовлетворения.

     Мотиваторы – это доминанты субъективного мира человека, реагирующие на его поведение по внутренним интересам, например карьера, к которой он стремится, творческая работа.

     Стимуляторы – это факторы объективного окружения, регулирующие поведение человека извне, например льготы, компенсации.

     Отрицательная мотивация – это «мотивирование, наоборот», при помощи системы штрафов с целью сокращения количества ошибок и недоработок и повышения эффективности труда и производства.

     Мотировка – это обоснование тех или иных поступков или стратегий поведения.

     Итак, системный анализ мотивации предполагает рассмотрение системы понятий, связанных с мотивацией и раскрывающих ее глубинную сущность. Все понятия данной системы органически взаимосвязаны. Мотивация выступает как доминанта этой системы:

  1. Мотивация – это использование мотивов поведение человека в практике управления его деятельностью.
  2. Мотивы определяются потребностями человека, опознаванием степени и возможностей их удовлетворения.
  3. Интересы - это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
  4. Стимулы – это мотивы особого вида – заинтересованность.
  5. Реализация интересов сопровождают любую деятельность человека. На этом строится стимулирование, как использование интересов в управлении и факторов формирования системы интересов, а также как процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. Эффективное управление может строиться только с учетом всех понятий мотивационной системы.
 
 

     Теоретически  мотивацию можно представить  в виде шести следующих одна за другой стадий (рисунок 2). 

     

 

                        Рисунок 2. – Система мотивационного  процесса 

     Первая  стадия – возникновение потребности. Потребность проявляется в конкретное время и начинает требовать от человека, чтобы он предпринял какие - то действия для ее устранения.

     Вторая  стадия – поиск путей устранения потребности. Человек начинает изыскивать возможности для устранения потребностей: удовлетворить, подавить, не замечать возникновения необходимости каких – то действий.

     Третья  стадия – определение целей, направление действий. На данной стадии человек отвечает на такие вопросы: что я должен получить, чтобы устранить потребность: что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю; в какой мере я могу добиться того, что желаю.

     Четвертая стадия – осуществление действий. Человек затрачивает усилия на осуществление действий, которое должно представить ему возможность получения чего-то для устранения потребности. На этой стадии может происходить корректировка целей, так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию.

     Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действий. Проделав определенную работу, человек непосредственно получает то, что нужно для удовлетворения потребности. Выясняется, что выполнение действий дает желаемый результат. В зависимости от этого происходит ослабление, сохранение или усиление мотивации

     Шестая  стадия – устранение потребности. Человек либо прекращает действия до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. МЕХАНИЗМ  МОТИВАЦИИ.
 

     Важно рассмотреть практическое значение теории процесса мотивации как системы. Знание логики процесса мотивации еще не означает овладения механизмом мотивации. Существенными чертами любой системы являются целостность и взаимосвязанность всех элементов ее структуры.

     Механизм  мотивации как система включает в себя: потребность, притязания, стимулы, установки, оценки. Пугачев В.П. предлагает следующую схему механизма мотивации (рисунок 3):

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 3. – Механизм мотивации 

    1. ПОТРЕБНОСТИ.

           

     Исходным  звеном, первым «полюсом» механизма  является потребность, выражающая нужду, необходимость для человека определенных благ, предметов или форм поведения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Если потребность не устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

Информация о работе Основные термины и понятия мотивации к трудовой деятельности: потребности, притязания и ожидания, стимул и установка