Основные функции в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 14:34, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение всех аспектов воздействия функций управления на организацию и трудовой коллектив. Для достижения данной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть вид управленческой деятельности, который связан с составлением планов организации;
- выяснить, что необходимо для создания реальных условий для достижения запланированных целей;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Функции менеджмента……………………………………………………..5
Глава 1.1. Планирование, организация, контроль………………………………….9
Глава 1.2. Мотивация и стимулирование………………………………………….19
Глава 2. Взаимодействие функций менеджмента в деятельности организации ЗАО "Торговый Дом «Перекресток»…………………………………………...……28
Глава 2.1. Характеристика предприятия…………………………………………...28
Глава 2.2. Практическое применение основных функций управления на примере предприятия ЗАО "Торговый Дом «Перекресток» ………………………………..32
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию использования функций мотивации на предприятии ЗАО "Торговый Дом «Перекресток»………………..36
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список литературы……………………………………………………………………40

Вложенные файлы: 1 файл

Katena_Kursovaya (2).docx

— 89.54 Кб (Скачать файл)

После выработки стратегии организации наступает этап ее реализации.

Основными этапами реализации стратегии являются: тактика, политика, процедуры и правила.

Тактика представляет собой краткосрочный план действий, согласованный со стратегическим планом. В отличие от стратегии, которая чаще разрабатывается высшим руководством, тактику вырабатывают руководители среднего звена; тактика носит более краткосрочный характер, чем стратегия; результаты тактики проявляются значительно быстрее, чем результаты стратегии.

Выработка политики является следующим этапом реализации стратегического плана. Она содержит общие установки по отношению к действиям и принятию решений для облегчения достижения целей организации. Политика носит долгосрочный характер. Политика формируется во избежание отступления при принятии повседневных управленческих решений от основных целей организации. Она показывает приемлемые пути достижения этих целей.

После разработки политики организации, руководство разрабатывает процедуры, учитывая предыдущий опыт принятия решений. Процедура используется при частом повторении ситуации. Она включает в себя описание конкретных действий, которые нужно предпринять в данной ситуации.

Там, где целесообразно полное отсутствие свободы выбора, руководство разрабатывает правила. Они применяются для обеспечения точного выполнения сотрудниками своих обязанностей в конкретной ситуации. Правила, в отличие от процедуры, которая описывает последовательность повторяющихся ситуаций, применяются для конкретной единичной ситуации.

Важным этапом при планировании является разработка бюджета. Он представляет собой способ наиболее эффективного распределения ресурсов, выраженный в числовой форме и направленный на достижение определенных целей.

Организация. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей. Это прежде всего оценка менеджером своих возможностей, изучение подчиненных, определение потенциальных возможностей каждого работника, расстановка сил.

Организация ставит вопрос:  Кто и как будет реализовывать план действий?

Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Административно-организационное управление – предполагает определение структуры фирмы, установление взаимосвязей распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности между всеми работниками.

Оперативное управление – обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом. Он заключается в периодическом или непрерывном сравнении фактически полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей их корректировке.

Сам термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях:

  • упорядочение деятельности работников,
  • раскрытие структуры предприятия, учреждения, ведомства.

Менеджер действует в условиях сложной структуры предприятия, компонентами которой являются:

а) работник: выступает в процессе своей активности в 4 направлениях – это человек, индивид, индивидуальность, личность. Менеджер, управляя работником, действующим в группе, имеет дело со сложными психологическими образованиями (характер, темперамент, способности).

б) формальная организация: каркас для размещения отдельных работников (рядовых, специалистов, руководителей всех звеньев). Это что-то типа пирамиды – директор – начальник цеха – мастер – бригадир. Такая иерархическая структура реализации не идеальна, она называется линейной. Есть также и функциональная структура, которая основана на разумной централизации.

в) неформальная организация: каждое предприятие, кроме формальной структуры объединяет в себе ряд неформальных социально-психологических образований (микро групп), формирующихся на основе самых различных психологических факторов, но главным образом на базе симпатии - антипатии. Что касается размеров таких групп, то они, как правило, колеблются в пределах 2-5 человек. Неформальные группы на предприятии возникают в процессе взаимодействия членов коллектива между собой. Люди при решении стоящих перед коллективом задач вступают, на основе предписаний и указаний руководителя, в деловые контакты. Наряду с этим они также вступают и в неофициальные контакты друг с другом. Причиной этому является стремление удовлетворять некоторые свои потребности (в общении, кооперации, дружбе и т. д.). Данная структура возникает и развивается спонтанно. Она создается вне компетенции руководства. Есть различные ее виды: диады, триады и квартеты. Значительно реже встречаются неформальные структуры более крупных размеров, хотя отмечено функционирование устойчивых групп и в 6-7 человек.

Самой распространенной является Диада, представляющая собой систему, объединяющую на основе конъюнктивных связей двух лиц:

  1. друзей;
  2. партнеров;
  3. коллег;
  4. лиц, где один играет роль лидера, а второй ведомого.

г) трудовой коллектив - это совокупность работников какого-либо предприятия, высшая форма социальной группы. В коллективе диалектически объединены два компонента – материальный и духовный. Материальный – это люди, а духовный – направленность людей. Развитый коллектив представляет собой самоуправляющуюся и саморегулирующуюся систему.

д) корпорация: данный структурный компонент существует и в материальной, и в духовной сущности. Он проявляется в приверженности людей к своей фирме, предприятию. Например, каждая японская компания имеет свою форму рабочей одежды, свой девиз, ритуалы. Каждая фирма считает  своей обязанностью нести определенные расходы на создание у работников положительного образа своей фирмы. Делается все, чтобы побуждать рабочих воспринимать свое предприятие как родную корпорацию.

И , наконец , контроль. Это одна из важнейших функций менеджмента. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения исправлений в запланированные показатели развития фирмы, предприятия. Для менеджера должны стоять 2 вопроса: Кто должен контролировать? Как нужно контролировать?

  1. Контроль проявляется как непрерывный процесс управления.
  2. Контроль несет в себе коммуникативные начала, присущие менеджеру рыночных отношений. Нередко контроль становится стартом делового общения руководителя с подчиненным, что является началом развития взаимодоверия, следовательно партнерского взаимодействия.

Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития предприятия.

В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности, сравнение их с планом, выявление отклонений и ошибок, анализ их причин, разработка программ для достижения целей фирмы.

На фирмах широко используется две формы контроля:

  • Финансовый (как основа общего управленческого контроля). Он осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим показателям деятельности по стандартным формам. Ведется через подразделения на разных уровнях управления: в высшем звене управления через аппарат контролера (центральную службу); за деятельностью производственных отделений и дочерних предприятий – через из бухгалтерию, финансовую службу, систему планирования, которые собирают и обрабатывают информацию.
  • Административный (тактический). Это контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируется состояние портфеля заказов. Функция контроля служит важнейшим средством централизации управления со стороны высшего руководства фирмы и одновременно позволяет достигать оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении фирмой в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.2. Мотивация  и стимулирование.

Мотив – внутреннее побуждение человека к деятельности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.

Очень важно обеспечить успешное выполнение работы после проведения подготовительных мероприятий. В этих целях используются:

  1. Стимулирование – побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).
  2. Мотивирование – создание у работников внутренних побуждений к труду.

Мотивация складывается из совокупности мотивационных тенденций:

  1. Политические,  нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;
  2. достаточно сильные интересы к получению впечатлений (от спорта, искусства, развлечений);
  3. устремленность к организации жизни и быта, влечение к труду творческой деятельности, к семейной жизни.
  4. Сильная потребность в чем-то (в книгах, деньгах, в тех или иных предметах, в эстетических впечатлениях).
  5. Достаточно сильное чувство (признательность, любовь, страх, гнев, ярость, жалость).
  6. Действенные моральные убеждения в необходимости соответствующим образом реагировать в известных ситуациях.
  7. Привычки (традиции, предрассудки, отношение к труду, другим людям, вещам).
  8. Подражание (мода на одежду, определенные манеры, поведение, вкусы).

Рис 1. Обстановочная ситуация (физическая и социальная)

Из схемы видно, что люди действуют далеко не всегда по своему желанию. Их поведением управляют устоявшиеся субъективные и объективные факторы. Людям только кажется, что они делают что хотят. На самом деле людьми движут скрытые в их психике побудительные силы. Есть несколько теорий мотивации.

Психоаналитическая теория. Создателем и разработчиком теории является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Он считал, что движущими силами человеческого поведения являются инстинкты секса и агрессии. Секс или инстинкт жизни (эрос) признавался сначала Фрейдом единственным мотивирующим фактором поведения. В последствии Фрейд постулировал действия другого инстинкта — танатоса (инстинкта агрессии, разрушения и смерти). Фрейд утверждал, что человечество еще не в полной мере владеет тайнами эроса и танатоса, и что познание и управление этими инстинктами - задача грядущих поколений. Это очень интересная теория, которая широко изучается психологами и в настоящие дни.

Основой психоанализаа является бессознательное. Именно оно, по Фрейду, покоит в себе многие побудительные силы человека. «Бессознательное психическое - это реальность, подлежащая научному исследованию». Бессознательное дает нам возможность понять скрытые поведенческие устремления людей и тем самым обратить эти устремления на пользу общественному производству.

Теория драйвов (от англ.drive – влечение, энергизатор поведения). Эта теория базируется на принципах гомеостата, суть которого состоит в том, что система имеет тенденцию самостоятельно поддерживать свое внутреннее состояние. В принципе данная теория представляется как разновидность бихевиористской модели S—R («стимул-реакция»). Автором этой теории является Карл Халл.

Гедоническая теория.  Эта теория возникла в Древности, уже тогда  человек устремляется к тому, чтобы максимизировать Удовольствие и минимизировать неудовольствие, дискомфорт. Одним из инициаторов этой теории является американский психолог П. Юнг (1961), который доказывает, что удовольствие служит тем главным фактором, который определяет активность, направленность и организацию поведения людей.

Но в этой теории есть несколько противоречий:

  1. вряд ли можно считать принцип удовольствия, лежащий в основе гедонической теории, всеобщим;
  2. тяга к получению удовольствия и избеганию неудовольствия, дискомфорта, боли и других неприятных ощущений действительно имеет место и с этим нужно считаться.

Теория условных рефлексов. Создание теории принадлежит И.П. Павлову.  Главным понятием является рефлекс (ответ организма на внешнее раздражение).

Рефлексы разнообразны. Например, сокращение зрачка на яркий свет и его расширение на темноту, вздрагивание при внезапном и сильном звуке и многие другие. Это безусловные рефлексы, которые являются врожденными. Также есть и условные рефлексы - реакции, приобретаемые с опытом. Этим рефлексам обучаются. И безусловные, и условные реакции служат базой мотивации. На первой месте здесь, конечно, находятся условные рефлексы.

В их основе лежат нервные процессы, которые формируют стереотипный ответ организма. При взаимодействии стереотипа и реакций образуются сигнальные системы уравновешивания организма с внешней средой. Их две, первая представляет собой условные связи, возникающие при воздействии нейтрального раздражителя на зрение, слух, кожу и другие органы чувств, вторая образуется при воздействии на организм словами.

Сегодня психологи стараются учитывать все побудительные тенденции человека в сознании и подсознании. Без этого нельзя раскрыть потенциальные возможности человеческого фактора и, конечно, нельзя избавиться от стрессов, которые очень мешают плодотворной деятельности и труду.

Информация о работе Основные функции в системе менеджмента