Основы исследований в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:48, доклад

Краткое описание

Исследование это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность исследования……………………………………………………… 4
2. Цель исследования…………………………………………………………… 10
3. Объект и предмет исследования…………………………………………….. 12
4. Виды исследований и их характеристика…………………………………... 14
Заключение……………………………………………………………………… 19
Список использованных источников………………………………………….. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Основы исследования в менеджменте.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

Главными обычно называют функции, непосредственно  направленные на достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения).

Основными называют функции, которые необходимы для  реализации главных функций.

Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными.

По своей полезности функции можно подразделить следующим  образом:

-полезные, отражающие  сущность, назначение и определяющие  работоспособность объекта;

-бесполезные (излишние), не отражающие сущность объекта,  не влияющие на работоспособность  и приводящие к увеличению  затрат на его содержание;

-вредные (излишние), не отражающие сущность объекта,  его назначение, отрицательно влияющие  на работоспособность и приводящие  к увеличению затрат на его  содержание.

Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно  же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.

 

2. Цель исследования

 

В зависимости от предмета исследования СУ формулируется  цель исследования.

Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских  работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с  этим первостепенное значение имеет  тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель» [6, с. 81].

Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:

идеальное представление  желаемого результата деятельности;

идеальный образ  того, чего человек или группа людей  хотят достичь, поскольку цель —  это то, что еще будет или  должно быть, т.е. лишь возможное состояние  объекта;

осознаваемый руководителями и исполнителями необходимый  результат деятельности, имеющий  количественное и качественное определение, вытекающее из перспективных и социально-экономических  законов, а также требований, возникающих  внутри самой организации;

конечное состояние  результата, на достижение которого направлена деятельность организации;

то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;

Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как  желаемое и выраженное:

1) количественно  (сколько);

2) качественно (что)  будущее состояние объекта, имеющего;

3) срок достижения (когда);

4) ответственного  исполнителя (кто);

5) ограничения по  ресурсам (чем).

Комплексное обоснование  цели в условиях ужесточения конкуренции  приобретает ключевое значение, поскольку  формулирование цели без необходимых  обоснований может привести к  потерям на стадии ее реализации, во много раз превышающим экономию, полученную ранее. Кроме того, правильно  сформулированные цели могут выступать  как эффективный инструмент исследования [1, с. 90].

Применительно к  исследованию наиболее предпочтительно  рассматривать цель как желаемый новый исследовательский результат  состояния предмета определенного  объекта исследования, выраженный качественно  и (или) количественно, преимущественно  с указанием сроков его достижения, исполнителей и ресурсов.

Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный  характер.

 

 

 

3. Объект и предмет исследования

 

Объект исследования в общем случае — это

- какие-либо организации,  либо их объединения (трест,  корпорация, холдинг, отрасль и  др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы  и подсистемы, которые образуются  в данной организации в процессе  ее функционирования (социальные, экономические,  технические, организационные, производственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов,  из которых состоят эти системы  и подсистемы, т.е. это то, что  требует наличия системы управления (СУ).

- структуры организаций  (порядок взаимосвязей элементов);

-внутренняя и  внешняя среда, в которой функционирует  данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно  само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассматриваемый город.

Внутренняя среда  может характеризоваться составом элементов объекта исследования:

-ресурсных (материально-техническая  база, включающая предметы и средства  труда, трудовые ресурсы, информация, финансовые ресурсы),

-организационных  (технология, методы и системы  управления, организационная структура),

-результатов функционирования  объекта, например в виде продуктов  и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться  также ее потенциалом. Информация о  внутренней среде необходима исследователям для уточнения целей организации (в том числе социальных), определения  внутренних возможностей и потенциала, на которые организация может  рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно  в него, но с ним взаимодействует  и на него влияет. Выделяют как минимум  два уровня внешней среды:

-микросреда —  ближайшее окружение, непосредственно  влияющие на объект (среда прямого  воздействия, т.е. поставщики, акционеры,  трудовые ресурсы, законы, структуры  государственного регулирования,  профсоюзы, потребители, конкуренты) и

-макросреда —  дальнее окружение, косвенно влияющее  на объект (среда косвенного воздействия,  т.е. факторы, которые могут  не оказывать прямого немедленного  воздействия, но опосредованно  влияют на функционирование объекта  исследования — состояние экономики,  НТП, социальные, культурные, политические  изменения, групповые интересы  внешних структур, изменения в  других странах,влияющих на предприятие,  и т.п.) [3, с. 89].

Внешнюю среду могут  характеризовать:

-взаимосвязанность  факторов внешней среды,

-уровень взаимосвязи,  с которой изменение одного  фактора воздействует на другие;

-сложность, определяемая  числом внешних факторов, на которые  объект исследования может реагировать;

-подвижность —  относительная быстрота изменения  внешней среды объекта;

-неопределенность  — функция количества и относительной  точности информации по конкретному  фактору внешней среды; нестабильность  — частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие  на организацию факторов как внутренней, так и внешней среды и адекватно  их учитывать.

Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленно внимание исследователя  и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и  разрешения.

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут  исследоваться вопросы, связанные  с реализацией общих функций  управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом  разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом исследования являются процессы и отношения в  СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.

 

4. Виды исследований и их характеристика

 

Исследования могут  быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать  наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.

Наиболее распространенным является деление исследований на такие  виды, как:

- фундаментальные  и прикладные;

- количественные  и качественные;

- уникальные и  комплексные.

Упорядочить всю  совокупность самых различных типов  исследований можно в матрице  типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление  различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

Таблица 1 – Матрица типологического анализа

Участие персонала

Индивидуальное

Коллективное

Организованность

Спонтанное

Организованное

Цель исследования

Практическая

Научно-практическая (Образовательная)

Степень научности (методическое обеспечение)

Эмпирическое, прагматическое

Привлечение научного аппарата

Информационное обеспечение

На основе внутренней информации

Концептуальное  информационное обеспечение

Ресурсы

Не значительные

Значительные

Время

Непродолжительное

Продолжительное


 

Исследования различают  по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.

Например, при проведении системного анализа важное значение приобретает коллектив исполнителей. В состав группы по проведению системного анализа должны входить:

• специалисты в  области системного анализа —  руководители группы и будущие руководители проектов;

• инженеры по организации  производства;

• экономисты, специализирующиеся в области экономического анализа, а также исследователи организационных  структур и документооборота;

• специалисты по использованию технических средств  и компьютерной техники;

• психологи и  социологи.

По степени организованности они могут быть спонтанными или  организованными.

По цели можно  выделить исследования практические и  научно-практические (образовательные).

Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата - прикладные, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня - научно-практические.

Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени  к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический  характер, если они позволяют выявить  тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.

Важным критерием  типологического выбора исследования является и критерий информационного  обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более  глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет  делать более обоснованные выводы и  разрабатывать более эффективные  рекомендации [6, с. 101].

Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени  их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.

По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).

зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательное  исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой тип исследования, имеющий  целью получить оперативную информацию.

Информация о работе Основы исследований в менеджменте