Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:48, доклад
Исследование это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность исследования……………………………………………………… 4
2. Цель исследования…………………………………………………………… 10
3. Объект и предмет исследования…………………………………………….. 12
4. Виды исследований и их характеристика…………………………………... 14
Заключение……………………………………………………………………… 19
Список использованных источников………………………………………….. 20
Главными обычно называют функции, непосредственно направленные на достижение определенной цели (функции, для которых создан исследуемый объект и отражающие сущность его поведения).
Основными называют функции, которые необходимы для реализации главных функций.
Остальные функции (обеспечивающие осуществление основных и дополняющие их) — вспомогательными.
По своей полезности функции можно подразделить следующим образом:
-полезные, отражающие сущность, назначение и определяющие работоспособность объекта;
-бесполезные (излишние),
не отражающие сущность
-вредные (излишние),
не отражающие сущность
Одной из основных задач в ходе исследования СУ является выявление излишних (несвойственных, бесполезных, дублирующих) и, конечно же, вредных функций управления, что позволяет повысить его эффективность.
2. Цель исследования
В зависимости от предмета исследования СУ формулируется цель исследования.
Любое исследование эффективно лишь тогда, когда достигнуты установленные цели исследовательских работ при соблюдении других условий (сроков и затрат). В связи с этим первостепенное значение имеет тот смысл, что заложен в содержание понятия «цель» [6, с. 81].
Следует отметить, что понятие цели трактуется во многих литературных источниках неоднозначно, например:
идеальное представление желаемого результата деятельности;
идеальный образ того, чего человек или группа людей хотят достичь, поскольку цель — это то, что еще будет или должно быть, т.е. лишь возможное состояние объекта;
осознаваемый руководителями
и исполнителями необходимый
результат деятельности, имеющий
количественное и качественное определение,
вытекающее из перспективных и социально-
конечное состояние результата, на достижение которого направлена деятельность организации;
то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий;
Таким образом, термин «цель» следует воспринимать как желаемое и выраженное:
1) количественно (сколько);
2) качественно (что)
будущее состояние объекта,
3) срок достижения (когда);
4) ответственного исполнителя (кто);
5) ограничения по ресурсам (чем).
Комплексное обоснование
цели в условиях ужесточения конкуренции
приобретает ключевое значение, поскольку
формулирование цели без необходимых
обоснований может привести к
потерям на стадии ее реализации, во
много раз превышающим
Применительно к
исследованию наиболее предпочтительно
рассматривать цель как желаемый
новый исследовательский
Очевидно, что цель не может быть тождественна будущему результату исследования, а потому ее достижение носит вероятностный характер.
3. Объект и предмет исследования
Объект исследования в общем случае — это
- какие-либо организации, либо их объединения (трест, корпорация, холдинг, отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),
- отдельные системы
и подсистемы, которые образуются
в данной организации в
- совокупность элементов,
из которых состоят эти
- структуры организаций
(порядок взаимосвязей
-внутренняя и
внешняя среда, в которой
Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом является непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассматриваемый город.
Внутренняя среда
может характеризоваться
-ресурсных (материально-
-организационных (технология, методы и системы управления, организационная структура),
-результатов функционирования
объекта, например в виде
Состояние внутренней
среды объекта может
Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет. Выделяют как минимум два уровня внешней среды:
-микросреда —
ближайшее окружение,
-макросреда —
дальнее окружение, косвенно
Внешнюю среду могут характеризовать:
-взаимосвязанность факторов внешней среды,
-уровень взаимосвязи,
с которой изменение одного
фактора воздействует на
-сложность, определяемая
числом внешних факторов, на которые
объект исследования может
-подвижность —
относительная быстрота
-неопределенность
— функция количества и
Очевидно, что исследователям
необходимо объективно выявлять воздействие
на организацию факторов как внутренней,
так и внешней среды и
Предмет исследования в общем случае — это то, на что направленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотрения, познания и разрешения.
Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функционировании и совершенствовании СУ, при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, элементов, подсистем и прочих составляющих системы.
В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла: прогнозирования, планирования, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.
Например, при изучении
СУ ОАО «Молот» предметом
В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления, а проблемы, возникающие в этой системе, являются предметом исследования.
4. Виды исследований и их характеристика
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящий вид исследования к определенной деятельности.
Наиболее распространенным является деление исследований на такие виды, как:
- фундаментальные и прикладные;
- количественные и качественные;
- уникальные и комплексные.
Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа. Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
Таблица 1 – Матрица типологического анализа
Участие персонала |
Индивидуальное |
Коллективное |
Организованность |
Спонтанное |
Организованное |
Цель исследования |
Практическая |
Научно-практическая (Образовательная) |
Степень научности (методическое обеспечение) |
Эмпирическое, прагматическое |
Привлечение научного аппарата |
Информационное обеспечение |
На основе внутренней информации |
Концептуальное информационное обеспечение |
Ресурсы |
Не значительные |
Значительные |
Время |
Непродолжительное |
Продолжительное |
Исследования различают по участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, либо коллективными.
Например, при проведении
системного анализа важное значение
приобретает коллектив
• специалисты в области системного анализа — руководители группы и будущие руководители проектов;
• инженеры по организации производства;
• экономисты, специализирующиеся
в области экономического анализа,
а также исследователи
• специалисты по
использованию технических
• психологи и социологи.
По степени организованности они могут быть спонтанными или организованными.
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные).
Есть исследования,
предназначенные просто для разработки
эффективных решений и
Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат, а могут носить научно-теоретический характер, если они позволяют выявить тенденции, закономерности в развитии каких-либо процессов, явлений.
Важным критерием
типологического выбора исследования
является и критерий информационного
обеспечения. Можно строить исследования
только на внутренней информации, но более
глубокими являются, конечно же,
исследования с привлечением обширной
внешней информации. Это позволяет
делать более обоснованные выводы и
разрабатывать более
Различаются исследования по использованию ресурсов, и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие требующие значительных затрат ресурсов.
По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
зависимости от решаемых задач различают три основных типа исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование (его иногда называют пилотажным или зондажным) — наиболее простой тип исследования, имеющий целью получить оперативную информацию.