Основы исследований в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 11:48, доклад

Краткое описание

Исследование это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Сущность исследования……………………………………………………… 4
2. Цель исследования…………………………………………………………… 10
3. Объект и предмет исследования…………………………………………….. 12
4. Виды исследований и их характеристика…………………………………... 14
Заключение……………………………………………………………………… 19
Список использованных источников………………………………………….. 20

Вложенные файлы: 1 файл

Основы исследования в менеджменте.docx

— 39.15 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему: Основы исследований в менеджменте

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка факультета экономики,

финансов и коммерции

специальности 080200.68

«Менеджмент»

Волегова Елена Леонидовна

 

Проверил:

д.э.н., профессор,

Черданцев Вадим Петрович

 

 

 

 

 

Пермь 2013

 

Содержание 

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

1. Сущность исследования……………………………………………………… 4

2. Цель исследования…………………………………………………………… 10

3. Объект и предмет  исследования…………………………………………….. 12

4. Виды исследований  и их характеристика…………………………………... 14

Заключение……………………………………………………………………… 19

Список использованных источников………………………………………….. 20

 

 

 

 

 

Введение

 

В прошлом понятие исследование связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику. Многие считают, что исследования это задача научного работника в повседневной работе у менеджера для исследований нет времени и нет необходимости. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, главным фактором повышения эффективности управления . Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций. В связи с этим можно построить определение понятия исследование следующим образом.

 Исследование  это вид деятельности человека, состоящий в распознавании проблем и ситуаций, определении их происхождения, выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

1. Сущность исследования

 

Любое понятие, которым  мы оперируем, должно иметь определение.

В философском словаре  дается определение:

«Исследование, характерный  для науки … способ производства нового знания, который предполагает явную фиксацию цели и средств  познания, ориентируется методологическими  нормами воспроизводимости результатов, их доказательности и объективности» [7, с. 27]

В энциклопедическом  социологическом словаре понятие  «исследование» определяется следующим  образом:

«Исследование –  вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение  новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем на основе специальных стандартизированных  методов (эксперимент, наблюдение) и  т.д.» [7, с. 32]

В общем случае исследование может пониматься как научный  труд или научное изучение рассматриваемого предмета, какого-либо объекта (явления) с целью определения закономерностей  его возникновения, совершенствования, развития и получения новых знаний. По существу, это один из основных видов  познания.

Вместе с тем  исследование можно трактовать как  вид познавательной деятельности отдельного человека или группы, коллектива исследователей, позволяющий на основе определенных теорий, методов и приемов познания изучить и оценить сущность, особенности  и тенденции развития явлений, определить особенности и тенденции перехода из одного состояния в другое, получить и применить новые знания в  теории и на практике.

Это в полной мере относится к исследованию теории и практики управления, которое связано  как со специализированной научной  функцией, так и с практической профессиональной работой в различных  областях и сферах деятельности человека (менеджмента, экономики, производства, искусства, образования и т.п.).

Таким образом, исследование представляет собой процесс изучения какого-либо объекта и получения  новых знаний. Необходимость и  значение любого исследования определяется его потребностью и остротой рассматриваемой  проблемы для общества. В связи  с тем, что итоги научных исследований являются важнейшими составляющими  производительных сил, их роль в деятельности человека в настоящее время нельзя переоценить.

Результаты научных  исследований освобождают человека от неинтересного, тяжелого, повторяющегося труда, позволяют заниматься творческой работой, в том числе профессиональной научной деятельностью. Стремление заниматься творческой работой у  человека заложено природой, так как  результаты творчества позволяют облегчить  человеческую жизнь, сделать ее более  интересной и в конечном итоге  продлить существование человека как  вида. Развитие творческой деятельности и научной мысли человека привело  к тому, что наука стала основной движущей силой научно-технического прогресса и развития всей современной  цивилизации [3, с. 74].

Развитие наук в  настоящее время идет все более  и более по прагматичному пути, что существенно повышает практическую роль исследований в деятельности человека. Сейчас настало время широкого использования  достижений самых различных научных  отраслей знаний, которые были получены при дифференцированном развитии наук. Это, в свою очередь, приводит к интеграции научных дисциплин, обусловившей возникновение  таких наук, как теория систем, теория управления, кибернетика, бионика, инноватика и др. Именно на стыке наук и в  интегрированных областях знаний все  чаще делаются новые научные открытия.

Многие считают, что исследования – это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это  глубокое заблуждение. В современном  менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, - главным фактором повышения эффективности управления.

Исследования позволяют  увидеть,

- где находятся  резервы?

- что мешает развитию?

- чего надо опасаться?

- что надо поддерживат?.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного  элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной  деятельностью и даже с научным  подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций [2, с. 44].

В связи с этим можно построить определение  понятия «исследование» через его  основные признаки:

Исследование –  это вид деятельности человека, включающий:

а) фиксацию целей  исследования (имеющихся проблем);

б) выбор подходящих средств познания (методов исследования);

в) распознавание  проблем и ситуаций с помощью  выбранных методов исследования;

г) определение происхождения  проблем и ситуаций (причин);

д) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения  и развития объектов исследования;

е) установление места  этих проблем и ситуаций в системе  накопленных знаний;

ж) нахождение путей, средств и возможностей использования  новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

В реальной практике эти признаки исследования находятся  в определенном соотношении, характеризующем  степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.

Обобщая выше сказанное  сформулируем окончательное определение  искомого понятия.

Исследование –  это вид систематической познавательной деятельности, направленный на получение  новых знаний, информации о каком- либо объекте (явлении), на изучение определенных проблем на основе фиксации целей, путей  и средств познания, выбора специальных  стандартизированных методов с  целью применения полученных новых  знаний в теории и на практике.

Исследование –  это вид деятельности с более  богатым содержанием, чем скажем, анализ, проектирование или диагностика.

Исследование проблемы или ситуации включает в себя более  широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень  творческой деятельности человека [5, с. 59].

В практике управления широко используется понятие исследование операций – прикладное направление  кибернетики, используемое для решения  организационных (в т.ч. экономических) задач (распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения и согласования и др.).

Главным методом  при этом является системный анализ целенаправленных действий (операций) и объективная (в частности, количественная) сравнительная оценка возможных  результатов этих действий [1, с. 74].

Современное управление, отражающее особенности и условия  развития производства и общества, технологии и самого человека, все  в большей и большей мере нуждается  в исследовательском подходе. Он способствует динамичности и перспективности  управления, росту его инновационного потенциала и повышению профессионализма в принятии управленческих решений, научности управления.

Что же чаще всего  становится предметом исследования систем управления? На практике исследуются  функции, цели, структуры управления, процесс принятия управленческих решений, кадровое и информационное обеспечение управления и др.

Так, например, исследование систем управления включает исследование основных функций управления

- предвидение (прогнозирование),

- планирование,

- организовывание,

- координирование  (регулирование),

- мотивирование  (активизация, стимулирование),

- контролирование.

Основные функции  являются основой реализации конкретных функций управления (конкретные управленческие действия) и решений задач и  остаются едиными на всех уровнях  иерархии системы управления, изменяясь  лишь по содержанию и объему работ. Выделение конкретных функций управления осуществляется на основе функционального  процесса разделения и специализации  труда [4, с. 66].

Применительно к  системе управления (СУ) функция управления

- это свойство  системы, которое посредством  связи воздействует на объект  управления для достижения какой-либо  цели;

- это действие (работа), осуществляемое системой (ее компонентом)  для достижения определенных  целей.

Методологическая  взаимосвязь функций управления и управленческих решений осуществляется через виды управленческих работ  и управленческих связей. Право принимать  управленческие решения является условием распределения прав, обязанностей, ответственности в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Виды управленческих работ – это основа разработки операций и процедур в процессе управления. Это позволяет определить трудоемкость (объем работ по функциям).

Операция – это  простой вид управленческих действий, а процедура - порядок осуществления  этих действий [2, с. 92].

Управленческие  связи, носящие информационный характер, конкретизируют управленческую работу, материализуют ее. Определение связей дает количественные и качественные характеристики (показатели) для оценки функции управления и управленческих решений.

По отношению  к исследуемому объекту функции  управления могут внешними и внутренними.

Внешние функции  управления направлены на реализацию внешних связей объекта со смежными и вышестоящими СУ, а внутренние — на реализацию внутренних связей объекта между функциональными  подразделениями как одного уровня, так и разных иерархических уровней.

Любая функция, как  действие или работа, осуществляется частью или всей СУ. При этом она  должна быть достаточной и полезной для достижения чего-либо.

В ходе исследования СУ определяется не только число и  характер выполняемых функций, но и  их достаточность и качество их выполнения.

Информация о работе Основы исследований в менеджменте