Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Управление в условиях рынка получило название менеджмент.
Отличительные особенности искусства управления заключаются в том, что оно ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

Содержание

Введение
Глава 1. Менеджмент – это наука и искусство
Глава 2. Особенности управления в России
2.1. Методологические принципы формирования российского менеджмента
2.2. Факторы, влияющие на формирование искусства управления в России
Глава 3. Человеческий фактор и его роль в развитии управления
Глава 4. Технико-организационные и научно-технические факторы развития управления
Глава 5. Экономические и иные факторы развития управления
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Глава 5. Экономические факторы развития управления. 
   Рыночная экономика ориентирует фирмы на удовлетворение спроса и потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает принятие решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ фирмы в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий, учитывающая приоритеты, специфику и менталитет России.  
     Наша страна строит рынок, где должна быть реальная экономическая свобода для большинства людей. Чтобы совершить такой огромный скачок, нужно иметь адекватную рынку систему управления и культуру фирмы, которые способны обеспечить производительность, эффективность, динамичность, адаптивность производства к разнообразным требованиям потребителей и поставщиков. Менеджмент как средство наиболее эффективного управления фирмой обладает таким потенциалом. Современная теория и практика менеджмента приобретает для России особое значение. Переход российской экономики на рыночные отношения объективно определяет необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена. Практическое использование такого опыта на отечественных предприятиях — одна из первоочередных задач и один из главных резервов для хозяйственного благополучия. Широкий выход отечественных предприятий на мировые рынки также обусловливает необходимость глубокого изучения и знания международной практики менеджмента. Но зарубежный опыт рыночных отношений требует серьезной адаптации к российским условиям и действующему законодательству.       
  Понимание российского менеджмента имеет большое значение для современной практики развития управления в нашей стране. Увлечение концепцией менеджмента не должно приводить к прямому переносу американского или японского опыта в Россию. Это были бы малоэффективные усилия. Для полной реализации идеи менеджмента при использовании опыта и концепций зарубежного управления необходимо знать, понимать и учитывать специфику России.  
    В этой связи можно выделить особенности российского менеджмента, которые проявляются в четырех факторах:  
во-первых, приоритеты в проблематике, акценты внимания и усилий;  
во-вторых, инфраструктура менеджмента, социально-экономические и политические условия его существования;  
в-третьих, комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;  
в-четвертых, культурная среда, особенности общественного сознания, которые невозможно изменить в одночасье и не нужно изменять. 
  На приоритеты в проблематике влияют такие факторы как состояние экономики, потребности экономической реформы, складывающиеся условия профессионализации управления, отношение к западному опыту эффективного менеджмента, противоречия кризисного состояния современного производства в России.  
    Наиболее актуальными проблемами в России становятся сегодня проблемы управления конверсионными процессами, управление занятостью, антикризисное управление, информационные технологии управления, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, мотивирование экономической активности в сфере производства, банковский менеджмент. Это далеко не все проблемы российского менеджмента. Но главное не их перечень, а ранжирование приоритетов в решении этих проблем. Здесь наиболее ярко проявляется специфика и здесь наибольшие трудности в понимании современного менеджмента в России.  
Иные факторы развития управления. 
   Есть и  другие факторы. Их необходимо рассматривать в систематизированном виде, сбалансировано оценивать, что затрудняет, а что благоприятствует управлению в России.  
1.  Регионально-политический аспект развития экономики России создает 
трудности менеджменту. Экономические связи оказываются в 
зависимости от политических процессов, затрудняют коммуникации, 
создают атмосферу опасения при инвестировании, иногда наблюдается 
явное преувеличение национально-региональных целей и особенностей 
экономики, центробежные тенденции. Процессы развития рыночных 
механизмов происходят неравномерно по разным регионам.  
    Но при этом существует в России развитая склонность к благотворительности и спонсорству. В сложных ситуациях переходного периода они играют определенную роль в решении проблем реконструкции управления.  
2.  В менеджменте большое значение имеет профессионализация управления,  
которая определяется в первую очередь подготовкой кадров менеджеров, экономистов, финансистов. В России система подготовки профессиональных кадров менеджеров при бурном ее развитии все-таки находится еще в стадии становления и поиска содержания этой специальности, а также методов их подготовки.  
3.  В каждой стране складываются собственные традиции организационной  
культуры. Это проявляется в отношении к тем или иным видам организации. Наиболее заметны в мире особенности организационной культуры в Германии, Японии. Россия также имеет собственную организационную культуру, которая складывалась исторически и которая накладывает отпечаток на современное управление. Нередко в российском менеджменте сталкиваются западная и российская организационные культуры. Но есть и такое качество российской культуры, которое способствует менеджменту - это высокий научно-интеллектуальный потенциал, который признан во всем мире и который может сыграть положительную роль в становлении менеджмента и эффективном его использовании. Ведь чем глубже способен понять человек, что ему необходимо, тем лучше он сделает работу.  
4.   Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой. В нашем народном хозяйстве много высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. Но до настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. Многое в менеджменте зависит от структуры экономики. Однако мы имеем и хороший опыт государственного регулирования экономики, если его использовать в соответствии с новыми задачами реформирования экономики и управления, это поможет достичь необходимого эффекта, а также может способствовать формированию нового управления. Опыт надо уметь использовать, понимая позитивные и негативные его стороны.  
5.   Существуют еще в России и прежние традиции технократического подхода к управлению,который характеризуется смещением центра внимания руководителя на проблемы техники и технологии производства в ущерб решению конкретных проблем экономической и социально- психологической мотивации. Это управление, не сбалансированное по экономическим факторам развития, способствующее усилению административного подхода к решению проблем. В то же время наш опыт освоения высоких технологий, управления этими процессами не может не пригодиться в построении нового управления. Развитие высоких технологий зависит от управления, и, если мы смогли освоить эти технологии, значит, есть в нашем опыте управления те черты, которые необходимы в управлении научно-техническим прогрессом.  
6.   В экономическом развитии наша страна стремительно движется к рыночной экономике, но так или иначе мы переживаем еще переходный период, когда существуют и действуют и прежние и новые методы управления. Это также создает определенные трудности для менеджмента.  
7.   Российский менталитет также характеризует определенные особенности в решении проблем, их выборе, подходах, реакции на те или иные ситуации. Он отличается от западного и влияет на использование моделей западного менеджмента, создает при этом определенные трудности. Но есть в нашем менталитете и такие качества, которые хорошо согласуются с идеями менеджмента и отвечают условиям этого типа управления. Здесь имеется в виду потребность в целеустремленности и миссии. Многое в истории России способствовало закреплению этого свойства в нашем менталитете. Сегодня оно должно сыграть свою роль в экономической реформе и совершенствовании управления. 

 

 

 

 

Заключение 
     Таким образом, рассмотрев все факторы, влияющие на развитие управления и его становления как искусства, можно прийти к выводу о том, что системы управления в России практически нет и чтобы достичь уровня искусстного  управления нам потребуются еще очень многие годы.  
  Действительно,  управление для достижения оптимального результата производства, промышленного, социального и иного развития в стране  должно изучаться и применяться на практике на уровне искусства, а не простого теоретического копирования. 
       Должны учитываться все группы факторов, влияющих на развитие практики управления в стране! 
 
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы: 
 
1. А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд «Управление – это наука и искусство». Издательство «Республика», М. 1992. 
2. А. Морита «Сделано в Японии. История фирмы Сони». Издательская группа «Прогресс», «Универс», М. 1983. 
3.   Н. Тичи, М. А. Деванна «Лидеры реорганизации». Издательство «Экономика», М. 1990. 
4.   В. Г. Смирнова «Менеджмент как искусство». Журнал «Проблемы теории и практики управления», №4, 1993. 
5.   В. И. Кнорринг «Искусство управления», интернет – издание. 
6.   В. И. Кнорринг «Теория, практика и искусство управления», интернет – издание. 
7.   www.superidea.ru 
8.   www.ptpu.ru 
9.   www.ko.ru 
10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник - М.: Гардарика, 2005 г. 
11. Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент. Лидерам реорганизации и консультантам по управлению. Учебное пособие. - М.: Дело, 2004 г. 
12. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 г. 
13. Михалева Е. П.  Менеджмент: Пособие для сдачи экзаменов – 2005 г. 
14. Веснин В. Р. Менеджмент для всех. – М.: Юрист, 2004 г. 
15. В. Анташов, Г.Уварова  Основы менеджмента. 2006 г.


Информация о работе Основы менеджмента