Основы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

• ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

• хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

Содержание

1. Сущность менеджмента

2. Содержание понятия "менеджмент"

3. Цели и задачи менеджмента

4. Характерные черты и стадии менеджмента

5. Менеджер и его функции

6. Содержание понятий "предпринимательство", "бизнес", "предпринимательская структура"

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа основы менеджмента.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

     Законодательство  обычно устанавливает для коммерсантов ряд обязанностей, относящихся к организационно-правовым условиям их деятельности:

     • публикация сведений в форме регистрации  в торговом реестре;

     • приобретение разрешения (патента, лицензии, франшизы) на ведение хозяйственной  деятельности с уплатой установленного налога;

     • ведение торговых (бухгалтерских) книг;

     • открытие собственного банковского  счета;

     • выступление в хозяйственном  обороте под определенным фирменным наименованием.

     Ввиду широкой трактовки торговых сделок в законодательстве многих стран  сферой деятельности коммерсанта является как обращение товаров, так и  производство. Это означает, что  они охватывают весь круг хозяйственно-экономических отношений:

     • торговые сделки, вытекающие из производственной деятельности промышленных, сельскохозяйственных, строительных, жилищно-коммунальных, издательских, зрелищных и иных предприятий;

     • сделки торговых, банковских и иных предприятий, относящихся к обращению товаров и денег;

     • сделки транспортных, страховых, транспортно-экспедиторских предприятий; предприятий, занимающихся страхованием, хранением и другими операциями, связанными с товародвижением;

     • сделки по обеспечению промышленной и торговой деятельности разного рода услугами: инжиниринговыми, арендными, консультационными и др.

     Выделение в особую категорию участников хозяйственного оборота предпринимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом специальному правовому режиму торгового права, имеет следующие цели:

     - придание предпринимательской деятельности публичного характера путем соблюдения правил регистрации коммерсантов в торговых реестрах, опубликования результатов хозяйственной деятельности (публичной отчетности) при одновременной правовой защите их банковских, промышленных и коммерческих секретов;

     - закрепление специального регулирования отношений по кредитованию в хозяйственном обороте, играющих важную роль в предпринимательской деятельности. К сделкам по кредитованию, относящимся к коммерческим, предъявляются особо строгие требования, направленные на то, чтобы предоставить кредитору предпринимателя определенные гарантии получения платежа. В частности согласно правилам, коммерсант обязан заявить о прекращении платежей в течение установленного срока; соблюдать процедуру взыскания платежей в случае его банкротства; уплачивать повышенный процент при просрочке платежей; нести солидарную ответственность в случае банкротства партнера;

     - создание условий, обеспечивающих быстроту осуществления коммерческих сделок и разрешения возникающих по ним споров.

     В менеджменте широко используется такое  понятие, как "предпринимательская структура". Под предпринимательской структурой понимается состав субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся только те организационно-хозяйственные единицы, целью деятельности которых является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.

     Беря  за основу классификации цель деятельности субъекта рыночных отношений, можно выделить четыре категории экономических субъектов: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. При этом фирмы мы относим к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры - к обслуживающим сферу предпринимательской деятельности, которая охватывает как национальные рынки, так и мировой рынок.

     Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Для обозначения фирмы в менеджменте часто используется термин "организация".

     Каждая  фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

     Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, представляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.

     В законодательстве большинства стран  предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, за ним не признается характер хозяйственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица. Предприятие рассматривается как определенный имущественный комплекс, включающий материальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом.

     В состав материально-денежных элементов предприятия входят:

     - помещения - производственные здания, магазины, административные помещения;

     - товары - сырье, топливо, полуфабрикаты, готовые изделия;

     - наличные денежные средства - кассовая наличность;

     - права промышленной собственности - права на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, ноу-хау, фирменное наименование;

     - приобретенные авторские, лицензионные, арендные и другие права;

     - денежные требования и долги, включая полученные займы и кредиты.

     К нематериальным элементам относятся: постоянные деловые связи, положение на рынке, приобретенная репутация, клиентура, что объединяется понятием "гудвилл" ("goodwill").

     В качестве объекта права предприятие  оценивается как определенным образом  обособленное в хозяйственном обороте  имущество, выделяемое из остального имущества предпринимателя. Предприятие выступает в качестве объекта права собственности и совершаемых с ним юридических сделок как единое целое, т. е. как единый целостный предмет сделки купли-продажи, аренды, залога (при получении кредита).

     Хотя  предприятие и не признается в  качестве юридического лица, оно тем  не менее наделяется некоторыми элементами правосубъектности. Так, предприятие может иметь собственное наименование (фирму) и быть зарегистрированным в торговом реестре в качестве самостоятельного предприятия либо филиала другого предприятия того же предпринимателя.

     На  предприятии ведется бухгалтерский  учет и составляется баланс. Если предприниматель выступает как индивидуальный, то бухгалтерский учет не затрагивает его личного имущества. На предприятиях, принадлежащих объединению предпринимателей, такого различия не делается.

     Несмотря  на заинтересованность предпринимателей считать предприятие юридическим лицом, чтобы ограничить свою ответственность по обязательствам, возникающим в процессе функционирования, только его активами, а не всем своим имуществом, законодательство и судебная практика не признают за предприятием самостоятельную правосубъектность и полную обособленность к остальному имуществу предпринимателя.

     Таким образом, предприниматель полностью  отвечает по долгам и становится кредитором по обязательствам предприятия. Имущество предприятия, как и личное имущество предпринимателя, используется полностью для удовлетворения требований кредиторов предпринимателя. В случае объявления несостоятельности предпринимателя все его имущество идет на погашение долга.

     Предприятия осуществляют технологический процесс производства как средство преобразования материально-технических и людских ресурсов в продукты и услуги.

     Фирма может иметь одно или множество  производственных предприятий, каждое из которых специализировано на выпуске закрепленной за ним номенклатуры изделий. Между предприятиями устанавливаются производственные взаимосвязи по линии кооперирования или вертикальной интеграции (последовательной поставки сырья, полуфабрикатов). В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. В крупных фирмах, предприятия которых расположены не только в своей стране, но и в широком круге зарубежных стран, речь идет о международном технологическом разделении труда на внутрифирменном уровне.

     В управленческом процессе производственная деятельность предприятий в рамках фирмы подлежит координации, планированию, организации и контролю либо из единого центра, либо на конкретном управленческом уровне.

     В фирменной структуре крупных  промышленных фирм предприятия могут входить в производственные отделения (divisions) или в филиалы (branches), которые обладают хозяйственной самостоятельностью и представляют собой самостоятельное организационно-хозяйственное звено, осуществляющее свою деятельность на условиях коммерческого и внутрифирменного расчета.

 

      Список литературы 

1. Амбарцумов А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. - М.: Азимут-Центр, 2009.

2. Архангельский И.Ю., Голубович ИД., Иванов М.М. США: условия для бизнеса. Рекомендации предпринимателям. - М.: АО Менатеп-Информ - МО, 2008.

3. Бизнес и менеджер./ Сост. И.С. Дараховский и др. - М.: Азимут-Центр, 2008.

4. Видяпин В.Н. и др. Предпринимательство: маркетинг и цены. - М.: Российская экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2007.

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: МГУ, 2007.

6. Грейсон Дж. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. - М.: Экономика, 2006.

7. Гроу Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент: Пер. с англ. - М.: Филинъ, 2008. (Бизнес: просто о сложном)

8. Диксон Д.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2006.

9. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. -М., 2007.

10. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: Пер. с англ. - М.: Дело ЛТД., 2007.

11. Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы программа - решение. - Л., 2008.

12. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров С.Е. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2007.

13. Львов ЮЛ. Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП Форми-ка, 2008.

14. Майталъ Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителей: Пер. с англ. - М.: Дело, 2006.

15. Менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ. - М.: ИКК ДеКА, 2009.

16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Под ред. Л.И. Евенко. - М.: Дело, .

17. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/ Под. ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2009.


Информация о работе Основы менеджмента