Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:36, курсовая работа
Цель - раскрыть сущность педагогического менеджмента
Задачи:
- рассмотреть понятие педагогического менеджмента и его принципы.
- дать характеристику функциям педагогического менеджмента
- проанализировать педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.
Введение………………………………………………………………………..…3
1. Понятие «педагогический менеджмент»……………………………………. 4
2. Основные функции и принципы педагогического менеджмента………….6
3. Педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.…………………………………………………………………………11
Заключение………………………………………………………………………14
Список литературы………………………………………………………………15
минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Реферат
По дисциплине: Основы управления социально-педагогическими системами
Тема: «Особенности педагогического менеджмента».
Череповец,2012-2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «педагогический менеджмент»…………………………………….
4
2. Основные функции и принципы педагогического
менеджмента………….6
3. Педагогический менеджмент на современном
этапе в образовательном процессе.………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Термин "менеджмент" имеет достаточно широкую трактовку,
вследствие чего любое его определение
будет неполным. В целом - это комплекс
общих подходов, форм, приемов, методов,
обеспечивающих компетентно-профессиональное
управление конкретной системой, независимо
от характера и вида управленческой ситуации
по достижению поставленных целей и задач.
Что касается образовательного процесса,
то педагогический менеджмент в обучении есть целенаправленная
педагогическая деятельность руководителей
по организации и созданию эффективной
системы управления процессом обучения
специалистов. Сам же процесс обучения
следует рассматривать как единый педагогический
технологический процесс - педагогическую
технологию.
Вхождение педагогического
менеджмента в образовательный
процесс заставил изменить ортодоксальные
взгляды педагогов на свою педагогическую
деятельность, наконец, получить новое
качество и удовлетворение в педагогическом
процессе.
До настоящего момента это качество отсутствовало
как в процессе передачи знаний, так и
в процессе получения их обучающими. Это
объясняется остаточным принципом, который
продолжает доминировать в деле обучения
специалистов, особенно будущих, наносит
непоправимый ущерб, проявляется "провалом"
в разработке и реализации различных реформ.
Цель - раскрыть
сущность педагогического менеджмента
Задачи:
- рассмотреть понятие педагогического менеджмента и его принципы.
- дать характеристику функциям педагогического менеджмента
- проанализировать педагогический менеджмент на современном этапе в образовательном процессе.
1. Понятие «педагогический менеджмент»
Педагогический менеджмент изучает управление образованием. Образование – это глобальная система, определяющая будущее состояние общества и функционирующая в масштабе всей страны, края, области, города или района.
В качестве
субъектов управления в системе
образования выступают
Объектами управления являются различные учебные заведения, которые в свою очередь тоже можно рассматривать как системы. Например, общеобразовательная школа, являясь субъектом управления в рамках системы Министерства образования РФ, сама является сложной социальной системой, в которой можно выделить такие подсистемы, как педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы и др.
Многие особенности
педагогического менеджмента
Характерной особенностью педагогического менеджмента является государственное управление образовательными системами.
Менеджмент - способ, манера обращения с людьми, власть и искусство управления. Эта трактовка менеджмента помогает выделить ряд сторон, которые и должны быть отражены в определении педагогического менеджмента. Во-первых, общение с людьми, во-вторых, особые управленческие умения, в-третьих, культура управления.
Педагогический менеджмент – это управленческая деятельность учителя, осуществляемая в классе и направленная на достижение целей развития личности ребенка, готового к жизни в новых социально-педагогических условиях. К. Я. Вазина выделяет два уровня педагогического менеджмента в учебном заведении. Первый уровень – это руководитель учебного заведения и его заместители. Второй уровень, или низшее звено управления – это педагоги, учителя.
Активное
вовлечение учащихся в воспитательную
работу - вот суть педагогического
менеджмента, по мнению И. Ф. Харламова.
Привлекать учащихся к разработке планов
их деятельности, правил требований, советоваться
с ними, ставить воспитательно-
В теории управления особое место занимает педагогический менеджмент, включающий, на первый взгляд, полярные группы - обучающих и обучаемых.
2. Основные функции педагогического менеджмента
Внедрение педагогического
менеджмента в практику деятельности
современного образовательного учреждения
вызвано необходимостью осуществления
адекватного управления в условиях
реформирующегося российского образования,
когда образовательные
Педагогический менеджмент
в работах некоторых
Принципы педагогического менеджмента
Традиционная
система принципов, отражающая организационно-
С позиций педагогического менеджмента, Ю.А. Конаржевским выделены следующие управленческие принципы:
- принцип уважения и доверия к человеку;
- принцип целостного взгляда человека;
- принцип сотрудничества;
- принцип социальной справедливости;
- принцип
индивидуального подхода в
- принцип обогащения работы педагога;
- принцип личного стимулирования;
- принцип консенсуса;
- принцип
коллективного принятия
- принцип целевой гармонизации;
- принцип горизонтальных связей;
- принцип автономизации управления;
- принцип постоянного обновления.
Принцип уважения и доверия к человеку выступает как основополагающий принцип управленца и педагогического коллектива, отраженный в убеждениях каждого педагога, мотивирующих его поведение, и насквозь пронизывающий жизнедеятельность педагогического коллектива и всей школы.
Принцип целостного
взгляда человека - вторая очень
важная позиция в системе ценностей
образовательного учреждения, когда
управленец рассматривает каждого
члена педагогического
Принцип сотрудничества
предусматривает перевод
Н.Витке считал,
что вся суть административной работы
заключается в создании атмосферы
дружного коллективного сотрудничества,
при сочетании всеми
Принцип социальной справедливости предусматривает такое управление педагогическим коллективом, при котором каждый педагог находится в равном положении с другими, а его взаимодействие с администрацией строится на основе понимания человека как цели управления, а не его средства.
Принцип индивидуального подхода в управлении предусматривает учет руководителями индивидуальных особенностей педагогов, уровня их профессиональной подготовки, интересов, жизненного и социального опыта.
Принцип обогащения работы педагога заключается в стремлении руководителя разнообразить профессиональную деятельность педагога, через пробуждение профессионального интереса и поддержку его профессиональной уверенности.
Принцип личного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, способствует принятию им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом.
Реализация принципа консенсуса позволит руководителю в условиях формирования у педагогов самостоятельных взглядов и различных точек зрения привести коллектив к согласию, перевести людей от конфронтации к сотрудничеству.
Принцип коллективного принятия решения - это один из инструментов демократизации управления, основанный на вере в то, что люди не хотят быть вечными исполнителями.
Принцип целевой
гармонизации предусматривает
Принцип горизонтальных
связей обеспечивает установление связей
между всеми членами
Принцип постоянного
обновления обусловливает перевод
образовательного учреждения из режима
функционирования в режим развития.
Этот принцип - основное руководящее
положение для организации
Представленные выше принципы системны, - для осуществления эффективного управления каждый из них «работает» только при условии, что и остальные, взаимосвязанные с ним, также исполняются.
3. Педагогический
менеджмент на современном
На сегодняшний день система образования в России представляет собой многоуровневую, многоаспектную систему, характеризуемую следующими показателями:
В основе управления системой образования лежит Закон ПФ «Об образовании»
Для современного состояния управления системой образования наиболее яркой чертой является процесс децентрализации.
Принципиально
новым инструментом управления в
сфере образования для