Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2013 в 12:48, курсовая работа
На государственного служащего ложится ответственность за правовое обеспечение экономической деятельности, организацию денежного обращения, поддержку оптимального уровня занятости и всего того, без чего невозможно функционирование государства и человека в нем.
Развитие малого и среднего предпринимательства в стране напрямую зависит от государственного служащего, которое на протяжении всей истории считается самым действенным фактором образования прослойки среднего класса.
Введение.
Глава 1. Понятие подготовки государственных служащих: особенности, характеристика, опыт зарубежных стран.
1.1. Нормативное регулирование подготовки государственных служащих.
1.2. Влияние нормативного регулирования на подготовку государственных служащих
1.3. Подготовка профессиональных государственных служащих.
1.4. Иностранный опыт в подготовке госслужащих в РФ на примере Японии и Германии.
Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.1. Общая характеристика профессиональной подготовки госслужащих в РФ
2.2. Психологические особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.3. Профессиональные особенности подготовки госслужащих в РФ.
2.4. Этика государственного служащего
2.5.Пути повышения эффективности подготовки госслужащих в РФ
Заключение.
Литература.
Следование всем принципам, прописанным в нормативных актах, способствует тому, что исходным результатом подготовки госслужащих должен стать идеально функционирующий государственный аппарат. Кроме того, подготовка госслужащих, в соответствии с Федеральным законом № 79-ФЗ, должна содержать следующие элементы: профессиональную подготовку кадров для государственной службы; профессиональную переподготовка государственных служащих; повышение квалификации государственных служащих; стажировку государственных служащих.
1.3. Подготовка профессиональных государственных служащих.
Под профессиональной подготовкой кадров для гражданской службы имеется в виду процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемой должности государственной службы.
Под профессиональными знаниями на государственной службе понимается целостная и систематизированная совокупность знаний в области государства и права, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии о теории и практике реализации полномочий органов государственной власти.
Для того, чтобы государственные служащие четко осознавали, поставленные перед ними задачи, необходимо, чтобы наряду с теоретическими знаниями, они получали исчерпывающую информацию о задачах, функциях, правах и обязанностях, способах и средствах достижения высоких результатов, которых ждут от государственных служащих.
Именно такая совокупность теоретических знаний и четкое осознание поставленных задач сделают государственного служащего высокопрофессиональным специалистом, владеющим профессиональными знаниями, всегда готовым к решению служебных задач. Профессиональные задачи государственных служащих включают в себя следующие направления ,включают:
~ реализацию основных направлений государственной административной политики и решение задач социальной политики.
~ правовое регулирование социальных и экономических процессов в отраслях и сферах государственной деятельности на основе законодательства об управлении, разграничении компетенции и функций государственных органов.
~ анализ реальных ситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласования различных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов.
~ организацию выполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета и проверки исполнения этих решений, обеспечение контроля над ходом их выполнения.
~ выработку стратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласно должностному регламенту.
Реализация задач, поставленных перед государственными чиновниками, предполагает четкое следование теоретическим знаниям с конечным результатом, воплощенным в решении служебных задач. Под умениями на государственной службе понимаются профессиональные знания государственного служащего, воплощенные в решение конкретных служебных задач в соответствии с замещаемой должностью. Так, государственный служащий обязан уметь быстро и продуктивно вникать в ситуацию, которая требует немедленного разрешения проблемы.
Под навыками на государственной службе понимаются умения государственного служащего, осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыки, естественно, появляются только в том случае, если государственный служащий трудится по приобретенной им специальности.
Навыки – это знания, которые позволяют экономить служебное время, сводить до минимума ошибки и просчеты. Из этого можно сделать вывод: профессиональные знания, умения и навыки - показатели профессионализма государственного служащего, определяющие профессиональную пригодность и компетентность государственного служащего.
В соответствии с установленными указами Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации и законодательными актами субъектов Российской Федерации Профессиональная, качественная, подготовка для государственной службы осуществляется на основании договора на обучение.
Заключение договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурсной основе. Порядок, предусмотренный в договоре, также прописан в нормативных актах. В рамках указанного договора, а также по согласованию образовательного учреждения профессионального образования с государственным органом в этом государственном органе осуществляются практика и стажировка обучающихся.
Ответственность за организацию и проведение профессиональной подготовки гражданских государственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний, умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов возлагается на руководителей государственных органов и кадровые службы.
На настоящий момент институт государственной службы в России находится в стадии становления, поиска эффективных форм и методов реализации возложенных на него функций. Эти процессы идут нелегко, поэтому зарубежный опыт, в частности Японии, часто применяется для решения проблемы и достижения высоких результатов.
Япония – это одна их тех немногих стран, где количество государственных служащих существенно ниже, чем в других развитых странах. Они составляют лишь 8,1% общего числа работающего населения. Для сравнения: в Германии — 15,1%, в США — 15,5, во Франции — 22,6%.
Государственные служащие в Японии для достижения совершенствования технической политики, принципов социального партнерства, регулирования взаимоотношений работодателей и наемных работников, социального страхования и т.д. прибегают к методу пяти систем. Метод пяти систем стал основой стремительного развития Японского государства и его быстрого поднятия до стран с высочайшим уровнем жизни. Он включает в себя особенную систему подготовки государственных служащих, зиждущуюся на системе пожизненного найма, системе кадровой ротации, системе репутаций, система подготовки на рабочем месте, системе оплаты труда.
В сумме системы составляют отлично действующий единый механизм, формирующий мощную мотивационную среду, обеспечивающую подготовку высокопрофессиональных чиновников и полную реализацию их творческих и интеллектуальных способностей. В такой обстановке мотивационная среда направляет усилия и потенциал госслужащего на решение проблем, стоящих перед регионом и страной в целом.
По словам экспертов, это то, чего не хватает российскому институту государственной службы. У госслужащих в России нет заинтересованности в целенаправленном и результативном труде. По этой причине в России частично пытаются внедрить систему профессиональной подготовки японских госслужащих, но в нашей стране методы, применяемые в Японии плохо приживаются. Наверное , сказывается особенность менталитета и индивидуальный путь развития России.
Специфика подготовки и переподготовки работников государственного и муниципального управления в Германии определяется особым статусом чиновника и условиями его продвижения по службе. Немецкий чиновник обладает пожизненным статусом и является представителем особого сословия. Лишь в немногих областях чиновничья должность, например бургомистра, является временной.
Начальник может уволить чиновника только в случае совершения им служебного проступка, и то после официального расследования и вынесения приговора дисциплинарным судом. Особо регулируются служебные правоотношения
"политических
служащих", т.е. высших чиновников-
Чиновники федерального уровня, земель и общин принадлежат к различным рангам (высшему, повышенному, среднему и низшему). Для каждого ранга предусматриваются определенные образовательный ценз и стаж работы.
Чиновники низшего и среднего ранга (шоферы, вахтеры, секретари, стенографистки, служащие вспомогательных служб) обычно выполняют сугубо вспомогательные функции и, строго говоря, не являются чиновниками в нашем понимании. Служащие рангом выше должны иметь как минимум высшее образование и пройти 3 года подготовительной службы. Чиновники высшего ранга— университетское образование и 2 года подготовительной службы.
В Германии есть ряд высших учебных заведений, готовящих кадры для госслужбы. Это прежде всего Федеральная высшая школа государственного и муниципального управления и соответствующие земельные высшие школы,Федеральная академия государственного управления Министерства внутренних дел. В Федеральной высшей школе работают факультеты общей администрации, внешних сношений, администрации бундесвера, железнодорожного дела, общественной безопасности, почты, социального страхования. Только перечисление факультетов дает представление о том, что понятие "госслужба" в Германии имеет достаточно широкие рамки, и подготовка чиновников охватывает все отрасли, принадлежащие государству.
Наряду с вузами, занимающимися первичной подготовкой госслужащих повышенного ранга, в Германии имеется система учебных заведений, в которых проходят подготовку и повышение квалификации работающие чиновники госслужбы.
Подготовка и переподготовка
работников государственного и
муниципального управления
Во-первых, в отличие от Германии
в России отсутствует
Во-вторых, в Германии существует
отработанная, развернутая во времени
система обучения и повышения
квалификации кадров, которая не
отвечает задаче
В-третьих, в Германии акцент
сделан на юридическую
Глава 2. Особенности подготовки госслужащих в РФ .
2.1.
Общая характеристика
Cегодня становится все более актуальным вопрос качественной подготовки специалистов, занятых в системе государственной службы, поэтому резко возрастают требования к профессиональным учреждениям, готовящих госслужащих, ужесточаются методы подготовки. Одна из колоссальных проблем, которая периодически ставит Россию в тупик - острая нехватка профессионально подготовленных государственных служащих на всех уровнях иерархии. Удручающая ситуация сегодня сложилась во всех государственных структурах, от органов местного самоуправления до федеральных органов управления.
По словам экспертов, «это не удивительно, если низок профессиональный управленческий уровень всего современного общества, то и кадры аппарата госслужбы, набираемые из этого же общества, не могут быть существенно выше этого уровня.
Становится явственно видно, если обратиться к статистическим данным, что профессионально подготовленными в области государственного управления считают себя только 3,5% опрошенных руководителей, подготовку в вопросах права и психологии управления имеют менее 4%, а полностью владеют методами работы в условиях рынка только 0,7%.
Имидж государственной службы за последние годы существенно упал, что не могло не привести к ухудшению качества ее кадрового состава. Согласно данным, в 2002 году число государственных служащих, не имеющих профессионального образования, составляло 27%. При этом, количество госслужащих, уровень которых не соответствует предъявляемым стандартам, продолжает увеличиваться.
Эксперты связывают критическое положение в области государственной службы с недостатками в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Действительно, образовательные учреждения в целом не могут обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки государственных служащих. Плохо в нашей стране работает и система стимулирования.
Отсутствие контроля в системе стимулирования, искаженной представление о профессиональном долге и отсутствие мотивации со стороны государства приводит к тому, что государственные служащие перестают руководствоваться этическими принципами выбранной профессии, а начинают руководствоваться корыстными идеалами, что приводит к ухудшению профессионального состава государственных служащих. При этом, наблюдается строгая половая иерархия на государственной службе.