Особенности проявления ключевых функций менеджмента во Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 11:37, контрольная работа

Краткое описание

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации

Содержание

Введение………………………………………………………………...3
Особенности проявления ключевых функций менеджмента во Франции…………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

Кросс-культурный менеджмент.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………...3
  2. Особенности проявления ключевых функций менеджмента во Франции…………………………………………………………………5
  3. Заключение…………………………………………………………….12
  4. Список использованной литературы…………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

“Менеджмент” - слово английского  происхождения и означает “управлять”.

В общем виде менеджмент следует представлять как науку  и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект  людей. Речь идет о целенаправленном воздействии на людей с целью  превращения неорганизованных элементов  в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент - это человеческие возможности, с  помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

Менеджер - самостоятельная  профессия с собственными профессионально-специфическими инструментами и навыками, явно отличающимися  от других профессий. Способствовать тому, чтобы достигались самими сотрудниками, касается только профессии  менеджера, а все другие профессии выполняют  специальные задачи, но не задачи руководителя.

Менеджер - это человек, прошедший  большую специальную подготовку и добившийся результатов посредством  других людей. Это признанный лидер  любого коллектива.

В экономике формируются, функционируют и развиваются  различные объекты как государственного социального управления, так и  менеджмента горизонтальных рыночных структур. Основными объектами государственного управления являются общенародная собственность, социальная инфраструктура и др., а  также коллективная собственность. Частная, негосударственная и смешанная  собственность являются объектами  менеджмента горизонтальных рыночных структур. 

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция  (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной  переменной от другой.

Большинство людей планируют  свою деятельность на день (месяц, год  и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая  повседневная работа затрагивает целый  ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления.

В социально- экономических  системах понятие “функция” также  широко применяется к системе  в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам  деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента  и играют ключевую роль в ее формировании. В данной работе рассматривается  весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь  между ними. Приводятся основы функционального  моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и  как при помощи функций создать  эффективно работающий аппарат управления.

Функция как категория  менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или  объективно необходимый вид отношений  между людьми как области проявления сущности менеджмента.

Функция менеджмента как  возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных  между собой действий по выработке  средств и методов воздействия  и их реализации применительно к  решению конкретной проблемы. Поэтому  функция рассматривается как  объективно необходимая область  процесса управления, имеющего временную  и пространственную определенность и конечную результативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности проявления ключевых функций менеджмента во Франции.

Основные функции управления по Анри Файолю. В кабинетах многих менеджеров висят плакаты со словами  Анри Файоля: «Управлять - значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». В этих словах одного из основоположников научного менеджмента сформулированы основные функции управления, так  как менеджмент это наука управления. Француз Анри Файоль (1841-1925) более 30 лет управлял горнометаллургическим  синдикатом. В 1916 г. в Бюллетене общества горной промышленности был опубликован  его основной труд «Основные черты  промышленной администрации - предвидение, организация, распорядительство, координирование, контроль», который затем неоднократно переиздавался на различных языках. Вместе с Фредериком Тейлором, Генри  Фордом и рядом других специалистов Анри Файоль работал над созданием  научной теории управления. Таким  образом, научный менеджмент появился сравнительно недавно - в начале ХХ века. Бурное развитие этой научной  дисциплины продолжается. Так, лишь в  последние годы выявилась важная роль контроллинга - современной концепции  системного управления организацией, в основе которой лежит стремление обеспечить ее эффективное долгосрочное существование. Выделенные А.Файолем  пять функций менеджмента дают основу для анализа работы современного управляющего.

Прогнозирование - это взгляд в будущее, оценка возможных путей  развития.

Планирование - это разработка последовательности действий, позволяющей  достигнуть желаемого. В работе менеджера  они тесно связаны.

Контроллинг (от англ. control - руководство, регулирование, управление, контроль) - новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.

«Одной из основных причин возникновения и внедрения концепции  контроллинга стала необходимость  в системной интеграции различных  аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе» (т. е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и  др.). «Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также  оценки ситуации для принятия управленческих решений».

Таким образом, развитие менеджмента  в ХХ в. можно описать формулой: от Файоля к контроллингу. Хотя истоки контроллинга прослеживаются с XV-XVIII вв., он стал популярен за рубежом (в США, во Франции и др. странах) в последние  десятилетия. В России интерес к  контроллингу стал проявляться в  начале 1990-х годов.

Представление об особенностях менеджмента обусловлено, в конечном счете, культурой страны. Итак, сравним  особенности менеджмента во Франции  с особенностями управления в  Германии. Немецкие предприятия менее  дифференцированы по горизонтали и  вертикали, чем французские.

При реорганизации международных  корпораций управление изменениями  включает три этапа: трансформационный, переходный и стабилизационный. Основная задача теории организации заключается  в выявлении эффективных организационных  структур. Эмпирические исследования помогают систематизировать накопленный  опыт, а затем — вновь его  использовать в практической работе. При этом, как правило, выясняется, что для каждой проблемы существует наиболее рациональное решение. Представление  же отдельного индивида об адекватности и рациональности вытекает из его  понимания мира и личностной позиции. Вместе с тем, восприятие реальности не носит исключительно личностный характер — оно зависит от общего опыта и культурного контекста, который связывает людей с  помощью единого языка, общих  ценностей или символов. Поэтому  значение культуры страны здесь особенно велико. Следует предположить, что  в двух странах, каждая из которых  имеет свой язык и культурную многовековую традицию, учения об организации будут  отличаться друг от друга. А различные  организационные теории обусловливают, в свою очередь, разные представления  о том, в чем именно заключается  суть организации, и какие организационные  структуры являются наиболее рациональными. В границах одного культурного пространства эти особенности незаметны; они  не доходят до сознания членов той  или иной организации, поскольку  подразумеваются сами собой. Проблемы возникают, когда нарушаются границы  культурных областей — например, при  слиянии компаний разных стран.

Прямое сопоставление  теорий организации в Германии и  Франции указывает на наличие  больших различий между ними, которые, в принципе, можно свести к двум категориям. Во-первых, в немецкой теории доминирует представление об организации  как о структуре, обеспечивающей эффективное решение конкретных задач, во французской же организация  понимается как совокупность властных отношений. Во-вторых, в Германии организацию рассматривают как интегрированную единицу, в то время как для французской теории характерно понимание организации как дифференцированной структуры со скрытым дефицитом интеграции. Сравнительные исследования указывают на явные различия в организационном строительстве немецких и французских предприятий. Для последних характерна более высокая степень вертикальной и горизонтальной дифференциации. Под вертикальной дифференциацией понимается разграничение иерархических уровней. Оно проявляется, прежде всего, в наличии строго вертикальной иерархии с незначительными возможностями продвижения вверх и, соответственно, большой властной дистанции. Горизонтальная дифференциация отражается в специализированных функциях, которые рассчитаны на решение общих задач по принципу разделения труда. Одно из первых исследований (1972 г.) особенностей иерархии в группе малых и средних предприятий выявило, что во Франции существуют не только более крупные разрывы в заработной плате, но и число иерархических уровней в среднем почти в 2 раза больше, чем в Германии. Более позднее исследование (1981 г.) показало, что на французских предприятиях управленческий диапазон на 50% уже, чем в Германии, и потому для них характерна более выраженная структурная иерархия. Исследование, проведенное несколько ранее (1980 г.), обнаружило, что на немецких промышленных предприятиях, особенно на нижних уровнях управления, значительно более широкие диапазоны контроля, чем на аналогичных французских фирмах.

Наконец, в ходе исследования, данные которого опубликованы в 1991 г., установлено, что иерархический  принцип является важным интегрирующим  элементом французской культуры и общества в целом. Вертикальная дифференциация сглаживается благодаря  готовности руководящего персонала  к делегированию своих полномочий, что, в свою очередь, связано с  устоявшейся властной дистанцией между  руководителем и его подчиненными. В ходе опроса (1980 г.) компаний 39 стран, который проводился с целью определения  размера властной дистанции, между  французскими и немецкими предприятиями  выявлены большие различия. На соответствующей  шкале Франции был присвоен 8-й  ранг, а Германии — 29-й. Более поздние  опросы (1983 г.) подтвердили, что французские  менеджеры, по сравнению, например, с  их американскими коллегами, стараются  всячески подчеркнуть властную дистанцию, обусловленную их положением в компании, — как, впрочем, и сохранить преимущество перед своими сотрудниками в отношении компетенций. Ряд исследований (1979—1983 гг.) установил высокую степень централизации в Германии и Франции по сравнению с Великобританией. И если в Германии она относительно сглажена в результате широкого распространения моделей с участием персонала в управлении — то во Франции высокая централизация обусловлена низким доверием между высшим и средним менеджментом. Анализ концепций коллективной организации труда в немецких и французских автомобильных компаниях позволяет сделать вывод, что готовность к делегированию полномочий в них выражена в меньшей степени.

Противоречие, которое вытекает из явно более значительных властных дистанций во Франции и меньших  различий в степени централизации  по сравнению с Германией, вполне объяснимо, если принять во внимание формы участия персонала в  управлении предприятиями. Концепция  кооперативного управления и соответствующие  модели позволяют немецким предприятиям заполнить разрыв между централизацией и малыми властными дистанциями. Аналога кооперативному управлению во французской теории управления нет, а формы участия персонала  в управлении, основы которого в  Германии были заложены еще в 20-х  годах, во Франции появились лишь в 80-х годах. Значительные различия между этими странами наблюдаются  и в стилях коммуникации между  управленцами и рядовыми сотрудниками. Практически все исследования сходятся на том, что в Германии на первом плане стоит предметная коммуникация, тогда как во Франции она сильнее  ориентирована на личность.

Немецкие менеджеры рассматривают  организацию в качестве хорошо скоординированной  сети рациональных индивидов, ориентированных  на конкретные цели; социальные отношения  являются при этом потенциальным  фактором помех. В то же время, французские  менеджеры понимают под организацией, скорее, сеть властных позиций для  реализации персональных целей.

Исследование мотиваций  готовности высшего управленческого  звена к сотрудничеству с персоналом показало, что в Германии на первом месте стоит стремление улучшить качество принимаемых решений, тогда  как во Франции преобладают мотивы улучшения коммуникации и стимулирования сотрудников, а вопросы повышения  качества решений стоят лишь на третьем  месте.

Важным моментом вертикальной дифференциации является различие в  квалификации между иерархическими уровнями. На французских предприятиях часто прослеживается четкая разграничительная  линия между деятельностью руководителей  с высшим образованием и исполнителей без академической подготовки. Возможности  продвижения вверх по иерархической  лестнице по сравнению с горизонтальным перемещением на высшие управленческие уровни относительно невелики. На предприятиях Германии квалификационные различия выражены менее сильно, а случаи продвижения  вверх по нескольким иерархическим  уровням встречаются чаще. В рамках немецких промышленных предприятий, например, технические знания распространены более широко на нижних и средних  уровнях управления, тогда как  во Франции такие знания чаще сконцентрированы в нижних управленческих звеньях. С  этим связано и преобладание в  Германии среднего эшелона управления и довольно высокий авторитет  сотрудников, занимающихся подготовкой  решений. Во французских компаниях  аналог подобной компетенции, требующей  относительно высоких специальных  знаний, отсутствует.

Информация о работе Особенности проявления ключевых функций менеджмента во Франции