Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 23:25, реферат
Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. Сегодня, когда наша страна сталкивается со сложностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетным направлением в области финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики. Но в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашем государстве, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА
1.1. Понятие аудиторской деятельности, цели и основные принципы про ведения
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь
2.2. Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь
2.3. Государственное регулирование аудиторской деятельности
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе
3.2Планируемое состояние аудита в Республике Беларусь к 2014 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
РЕФЕРАТ
на тему: «Особенности развития кредитного рынка Республики Беларусь на современном этапе»
Выполнила: студентка 3 курса
Вершенко Янина Сергеевна
Научный руководитель:
магистр экономических наук,
ассистент А.Ю.Пекарская
Минск,2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА
1.1. Понятие аудиторской деятельности, цели и основные принципы про ведения
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Становление и развитие аудита в Республике Беларусь
2.2. Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь
2.3. Государственное регулирование аудиторской деятельности
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АУДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
3.1 Проблемы аудита в Республике Беларусь на современном этапе
3.2Планируемое состояние
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Контроль является одной из важнейших функций управления и представляет собой систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования становится повышение ее результативности и эффективности.
Одним из видов финансового контроля является аудиторский контроль. Аудит – это независимый финансовый контроль, целью которого является подтверждение достоверности бухгалтерского учета предприятия, достигнутых им финансовых результатов на основе проверки, ревизии и анализа хозяйственной деятельности. В современных условиях актуальность аудита весьма очевидна, а его значимость нельзя недооценивать.
Аудит во всём мире давно уже превратился в инфраструктурную отрасль экономики. Сегодня, когда наша страна сталкивается со сложностями переходного периода, аудиторская деятельность становится приоритетным направлением в области финансового контроля и требует более глубокого изучения и применения как неотъемлемая часть рыночной экономики. Но в развитии белорусского аудита немало проблем: это и нарушение ценового законодательства, ведения документации, неисполнение Правил аудиторской деятельности, что приводит к снижению качества аудиторских услуг, а, следовательно, к увеличению рисков проверяемых организаций. Поэтому вопрос развития аудита в нашем государстве, а также его значение в современной экономике становится всё более актуальным.
ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АУДИТА
1.1 Понятие аудиторской деятельности, цели и основные принципы проведения
В рыночной экономике важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия, которая нужна владельцу предприятия для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платёжеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учёта, а также за предоставляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчётностью. Такой контроль принято называть аудитом.
В Правилах аудиторской деятельности «Цели и общие принципы бухгалтерской (финансовой) отчетности» № 114 от 26 октября 2000 года (ред. 30 июня 2011 г. №51) дано понятие аудита.
Аудиторская деятельность – предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Целью аудита является повышение доверия предполагаемых пользователей к бухгалтерской (финансовой) отчетности, которое достигается путем: получения аудиторской организацией разумной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность в целом не содержит существенных искажений, возникших в результате ошибок и (или) недобросовестных действий, а также составления аудиторского заключения по бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно требованиям республиканских правил аудиторской деятельности.
В сфере аудиторской деятельности функционируют:
а) аудиторы – индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трёх лет, а также квалификационный аттестат аудитора;
б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трёх аудиторов, руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.
При проведении аудита аудиторская организация должна соблюдать принципы профессиональной этики, которые включают в себя: независимость, честность, объективность, профессиональную компетентность и добросовестность, профессиональность поведения, конфиденциальность.
При выполнении любых аудиторских услуг аудитор должен сохранять объективность и честность, быть свободным от интересов конфликта, беспристрастным, не должен заведомо искажать факты или подчинять свое суждение мнению других лиц. При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы должны быть независимы от проверяемого субъекта хозяйствования или от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших проведение проверки.
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Становление и развитие аудита в Республике Беларусь
Развитие рыночных отношений в нашей стране вызвало появление новых видов профессий, к числу которых относятся и аудиторы. Официальной датой рождения аудита в Республике Беларусь считается 30 сентября 1991 г. Именно в этот день Советом Министров Республики Беларусь было принято постановление №367 «О контрольно-ревизионной службе». С этого периода начинается формирование правовой основы функционирования аудита в Республике Беларусь. Становление и развитие аудита в нашей стране подтвердило существующее мнение о том, что ведомственная ревизия и проверка государственных органов контроля решает отличные от аудита задачи. Однако это не мешает их параллельному существованию. Развитие аудита в Республике Беларусь проходило в несколько этапов.
Первый этап – появление субъектов хозяйствования различных форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе с участием иностранного капитала. Инвесторам необходима была информация о налоговом законодательстве в нашей республике, инвестиционных льготах, помощь в организации и постановке бухгалтерского учета и др. Такую услугу могли оказать специалисты, владеющие соответствующей информацией и навыками.
Первой аудиторской компанией на территории бывшего СССР считается фирма «Инаудит», созданная в 1987 году. Специалистами этой фирмы проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности, они получали и проверяли всю необходимую документацию, а в случае необходимости давали разъяснения по ней должностным лицам, поддерживали профессиональные контакты с инофирмами, оказывали консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля.
Первые хозрасчетные аудиторские организации в Республике Беларусь появились в 1990 году. Ими были «Минскаудит», «Белэкоаудит», Информационно-аналитический центр РП НТО торговли и др.
На втором этапе аудиторская деятельность получила дальнейшее развитие как в организационном, так и в методическом обеспечении. В целях укрепления государственного контроля в сочетании с поэтапным переходом на принципиально новые хозрасчетные формы его организации, адекватные рыночным методам хозяйствования, было признано целесообразным создать в республике аудиторскую службу.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1991 года № 367 «О контрольно-ревизионной службе» было признано создание в республике аудиторской службы и утверждено "Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь", в котором были намечены основы аудиторского движения и их правовое регулирование. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 августа 1992 г. была образована Аудиторская палата при Совете Министров Республики Беларусь, на которую была возложена организация системы услуг за соблюдением установленного порядка осуществления финансовых и хозяйственных операций, правильности отражения их в оперативном и бухгалтерском учете, достоверности отчетов и балансов, а также ставилась задача оказания практической помощи в постановке учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. На Аудиторскую палату была возложена обязанность подготовки аудиторов, для чего был создан "Белаудитучцентр" при Белорусском государственном экономическом университете.
На аудиторскую палату были возложены следующие функции:
● кадровые – организация подготовки граждан, их аттестации, выдачи и лишения лицензий; разработка квалификационных требований, учебных планов и программ экзаменов; рассмотрение споров, возникающих с заказчиками аудита;
● связанные с деятельностью аудиторских организаций – решение вопросов по аттестации, выдаче и лишению лицензий, ведение учета фирм и частных предпринимателей;
● методологические – разработка нормативных и методологических документов, издание справочных, информационных, научных и учебных материалов по вопросам аудиторской деятельности;
● управления и контроля – контроль за деятельностью аудиторских организаций и аудиторов без вмешательства в оперативное управление и решение ими хозяйственных задач.
На этом же этапе 8 ноября 1994 г. на Сессии Верховного Совета был принят Закон Республики Беларусь "Об аудиторской деятельности", который был введен в действие 7 декабря 1994 г. и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 1994 г. "О совершенствовании в Республике Беларусь государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней". Данным постановлением было утверждено Положение о порядке государственного регулирования аудиторской деятельности и контроля за ней в Республике Беларусь. Согласно этому документу на право занятия аудиторской деятельностью допускаются лица, имеющие высшее экономическое или юридическое образование, а также со стажем работы по специальности не менее 5 лет.
Третий этап аудита в Беларуси связан с дальнейшим урегулированием аудиторского движения и контроля за расходованием средств на эти цели у субъектов хозяйствования. Принимается ряд мер по повышению требований к аудиторам. В 2000 году была проведена переаттестация всех аудиторов. В результате лицензии получили 940 аудиторов, 407 аудиторов – индивидуальных предпринимателей, 104 аудиторские организации. Кроме того, в течение 2000 года было выдано 135 лицензий аудиторам, 51 лицензия – аудиторам – индивидуальным предпринимателям, 8 лицензий – аудиторским организациям.
2.2 Организация аудиторской деятельности и ее особенности в Республике Беларусь
Организация аудиторского контроля Республики Беларусь регулируется законом «Об аудиторской деятельности» № 3373-XІІ от 8 ноября 1994 г. и другими нормативно-правовыми актами. В соответствии с данным законом аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:
– достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;
– правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;
– целевого использования кредитов и инвестиций;
– финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);
– финансового состояния эмитента ценных бумаг;
– формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;
– достоверности налоговой декларации (расчета);
– состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;
– стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;
– иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.
Аудиторские организации, аудиторы – индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:
– составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;
– оценке стоимости предприятия как имущественного комплекса, а также иного имущества;
– постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского и (или) налогового учета;
– составлению деклараций о доходах и имуществе;
– анализу финансовой и хозяйственной деятельности;
– консультированию по вопросам, связанным с совершением финансовых (хозяйственных) операций, формированием результатов хозяйственной деятельности и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;
Информация о работе Особенности развития кредитного рынка Республики Беларусь на современном этапе