Особенности современной социальной политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадается каждый второй-третий брак, по числу производимых абортов. Россия значительно опередила высокоразвитые страны, около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи, растет число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
1. Сущность и основные направления социальной политики………3
2. Социальная защита населения…………………………………………………..7
3. Особенности современной социальной политики в России…..13
Заключение…………………………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Социальная политика государства.docx

— 48.53 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………2

1. Сущность и основные  направления социальной политики………3

2. Социальная защита населения…………………………………………………..7

3. Особенности современной  социальной политики в России…..13

Заключение…………………………………………………………………………………..18

Список литературы……………………………………………………………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     В условиях  реформирования страны, становления  рыночных отношений десятки миллионов  людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. О серьезности социальной напряженности в России свидетельствуют следующие факты: увеличивается количество детей-сирот при живых родителях, распадается каждый второй-третий брак, по числу производимых абортов. Россия значительно опередила высокоразвитые страны, около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи, растет число преступлений, совершенных подростками. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов.      Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции. В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, в том числе и с указанными группами населения. Имеется и немалый отечественный опыт. Процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной работы с населением, разработать  социальные технологии, понятные и убедительные приемы организации и проведения социальной работы. Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства.

     Таким образом,  цель данного реферата - рассмотреть  сущность социальной политики  государства, проанализировать задачи  и функции такого ее направления как социальная защита населения.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и основные  направления социальной политики

 
     Отличительной чертой  современной рыночной экономики  является ее социальная направленность. С одной стороны, развитие экономики  позволяет осуществлять более  многообразные и дорогостоящие  социальные программы, а с другой - решение социальных проблем  служит, важным фактором устойчивого экономического роста. Социальные проблемы решаются в процессе разработки и реализации социальной политики государства. Социальные эффекты конкурентного рынка, по образному выражению создателя концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армака: «всегда вызывали удивление», что было вызвано способностью рынка, как механизма, нейтрального к социальным ценностям, содействовать балансу интересов разрозненных экономических субъектов и приводить к росту благосостояния общества в целом. Впервые эта особенность конкурентного рынка была описана в экономической теории А.Смита в виде гипотезы «невидимой руки рынка», когда экономический субъект, стремясь лишь к цели увеличения собственного материального благополучия, и «в этом случае, как и во многих других, невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения...   Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». Такой подход позволяет рассматривать социальные эффекты рынка как побочные эффекты в функционировании безразличного к этическим нормам рыночного механизма, когда экономические субъекты, рассчитывая на один результат (личная выгода), в итоге взаимодействия получают более расширенный и весомый результат в виде роста не только личного, но и общественного благосостояния.

     Синергетический  (совместный, согласованно действующий)  социальный эффект конкурентного  рынка, благодаря которому развитой  рыночной экономикой был достигнут исключительно высокий уровень индивидуального и общественного благосостояния, объясняется способностью рынка так распределять ограниченные ресурсы, чтобы достигать максимального выпуска необходимой потребителям продукции при минимальных альтернативных издержках. В результате такого распределения ресурсов достигается социальная эффективность рынка в потреблении. С данным социальным измерением рынка, несмотря на многочисленные разногласия по другим вопросам, согласны учетные практически всех направлений экономической теории. Большинство из них считают, что рыночную экономику уже только потому следует характеризовать как социальную, что ее конкурентный механизм ориентирован на удовлетворение потребностей людей.

     Однако рыночный процесс координации сводит индивидуальные эгоистические интересы к общественным, социально желательным результатам только в том случае, если:

1) рынок обеспечивает всем  индивидам без исключения равный  доступ к единому экономическому  пространству;

2) отношения между экономическими субъектами не требуют дополнительных затрат для установления взаимосвязей и осуществления обмена;

3) свободные рыночные цены  создают высокоэффективную саморегулирующуюся  информационную среду, к которой  все индивиды имеют равный  доступ при нулевых издержках;

4) отсутствуют отрицательные  внешние эффекты.

     Эти условия  являются идеальными, а потому  в реальном рыночном хозяйстве  из-за существующих помех, имеющих  зачастую не рыночную природу,  они не могут быть реализованы.  Речь идет о неравномерном распределении рыночной власти между экономическими субъектами, нарушении монополиями суверенитета потребителя, существовании обширной сети не рыночных взаимосвязей и взаимозависимостей, наличии высоких издержек на осуществление обмена и получение информации.  Существование этих не состоятельностей рынка приводит к потерям в индивидуальном и общественном благосостоянии, что не позволяет в полной мере раскрыться социальным эффектам рынка.

     Кроме того, рынок как нейтральный к социальным ценностям механический инструмент эффективного распределения ресурсов может получить на «входе» такое неравенство в распределении собственности, богатства и доходов, которое в процессе его функционирования приведет к тому, что 1% населения будет присваивать 99% национального дохода, а остальным 99% будет принадлежать оставшийся 1%. Конечно, это гипотетическая ситуация, но реальным является то, что «безразличие» рыночного механизма к действию таких социальных факторов, как власть, политические решения, неравенство способностей и возможностей людей, может приводить к крайним формам неравенства, угрожающим жизнеспособности экономики и общества в целом.

     Но более  всего социальная несостоятельность  рыночного механизма проявляется  в отношении многочисленных членов общества, которые лишь ограниченно в состоянии или вообще не в состоянии гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально не защищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.  Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне социальной деятельностью государства, на микроуровне - социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а также различных негосударственных некоммерческих организаций третьего сектора (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).

     Поэтому в  широком понимании социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, - с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. В узком смысле социальная политика представляет собой составную часть государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.  Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях: экономической, защитной, распределительной, идеологической. Экономическая функция социальной политики и ее непосредственная связь с экономическим ростом осознана обществом относительно недавно (первая треть XX в.), что связано с работами Дж.М. Кейнса и появлением концепции «государства всеобщего благосостояния». В XIX в. социальная политика выделялась из экономической и воспринималась только как система защитных мер, направленных на сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути. Другими словами, социальная политика не рассматривалась как самостоятельная область экономической политики государства, а представлялась как «скорая помощь» для облегчения участи широких масс населения в рыночной экономике.

     В современном  понимании социальная политика – это, прежде всего часть экономической политики, которая является важнейшим фактором экономического роста. Эффективная социальная политика приносит следующие результаты:

- повышаются возможности  населения уплачивать налоги, что  увеличивает доходную часть госбюджета;

- сокращается количество  индивидов, нуждающихся в социальной  помощи, что ослабляет нагрузку  на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;

- увеличиваются доходы  и сбережения населения, служащие  новыми источниками для инвестиций;

- возрастает спрос на  товары и услуги, что стимулирует  экономический рост;

- повышается образовательный  и квалификационный уровень рабочей  силы - главный фактор современного  экономического роста.

     Экономическая  функция социальной политики осуществляется на практике через распределительную и защитную функции. Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов в соответствии с критериями эффективности и общепринятыми представлениями о справедливости с целью повышения благосостояния отдельных социальных групп и общества в целом.

     Идеологическая  функция социальной политики  состоит в сохранении основ  духовного и культурного развития  населения, смягчении социальных  противоречий и снятии возникающих на экономической почве конфликтов для достижения в обществе состояния социального мира и партнерства.  Реализуя в экономике в той или иной мере сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, социальная политика воплощает на практике общечеловеческие идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая воедино общество и экономику.

     Одной из  основных и традиционных функций  социальной политики, проявления  которой можно найти во все  времена и во всех экономических системах, является ее защитная функция.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальная защита населения

 

     Под государственной социальной защитой понимается система отношений индивид—государство и семья—государство, складывающаяся по поводу: обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев; сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств - наводнение, землетрясение, террористический акт); обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества. Система социальной защиты является органическим элементом современного рыночного хозяйства, существующим в разных странах. Несмотря на принципиальные различия в объемах, направлениях и институтах социальной защиты в этих странах, она строится по единым принципам: субсидиарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д.

     Системообразующим  базисным принципом социальной  защиты в рыночной экономике  является принцип субсидиарности. Он состоит в том, что в силу некоторых обстоятельств в рыночной экономике индивид может нуждаться в помощи государства. Эта помощь должна предоставляться в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности, но при этом не ограничит ответственность индивида за собственное положение и экономическую инициативу. Наиболее полно принцип субсидиарности воплощается в системе государственных гарантий. В некоторых странах это могут быть гарантии минимальных фиксированных доходов (минимальная заработная плата и пенсия), а также гарантии нормального жизнеобеспечения в форме права на труд, на отдых, образование и медицинское обслуживание, охрану труда и семьи. Данные гарантии, представляющие собой правовой и материальный «каркас» для нормальной жизнедеятельности общества, призваны обеспечить минимальные жизненные стандарты и одинаковые стартовые условия всем без исключения членам общества. Выстраивая систему социальной защиты в соответствии с принципом субсидиарности, государство, таким образом, отдает предпочтение защите активности и частной инициативы, гарантируя и обеспечивая каждого индивида необходимыми условиями для высокопроизводительной конкурентной экономической деятельности. Если индивид по тем или иным причинам выбывает из конкурентной борьбы, то государство оказывает ему поддержку, стимулируя его усилия вернуться в сферу рыночной деятельности. При этом исходя из принципа субсидиарности поддержка государства носит не безвозмездный и не безусловный характер, а осуществляется с учетом трудового вклада нуждающегося, размера уплачиваемых налогов и взносов. В соответствии с данным принципом строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по безработице).

Информация о работе Особенности современной социальной политики в России