Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 23:48, курсовая работа
Совмещение открытости белорусской экономики с защитой отечественного производителя, обеспечением экономической безопасности - одна из актуальных проблем становления и развития рыночной системы.
Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.
Целью работы является изучение основных черт открытой экономики, ее преимуществ и проблем для Беларуси.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
рассмотреть сущность открытой экономики;
изучить состояние, проблемы и перспективы открытости экономики Беларуси.
Предметом исследования курсовой работы выступает специфика формирования открытой экономики в Республике Беларусь. Объект исследования — открытая экономика как вид экономической системы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 4
1.1 Открытая экономика: понятие и особенности. 4
1.2 Основные взаимосвязи в открытой экономике. Платежный баланс. 6
1.3 Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты. 11
Глава 2. РБ КАК ПРИМЕР ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКИ. 15
2.1 Открытая экономика РБ: преимущества и проблемы. 15
2.2 Внешнеторговая политика РБ. 17
2.3 Внешняя торговля РБ. 19
2.4 Итоги внешней торговли 21
2.5 Инвестиции. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Стимулирование развития экспорта товаров и услуг является одним из приоритетов экономической политики нашего государства. В настоящее время созданы институциональные и правовые основы государственной поддержки экспорта в соответствии с международной практикой. Важное значение придается привлечению из-за рубежа инвестиций и новых технологий.
Стабильное увеличение темпов роста экспорта республики на протяжении последних лет свидетельствует о конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. В целом с 2002 по 2008 годы объем экспорта увеличился в 4 раза и достиг рекордной величины в 32,9 млрд. долларов США. Снижение белорусского экспорта в 2009 году было вызвано существенным сокращением спроса на внешних рынках вследствие мирового финансово-экономического кризиса.
Планы правительства по росту объемов внешней торговли в 2010 году строились с учетом тенденций развития мировой торговли во втором полугодии прошлого года. Увеличение объемов мировой торговли является индикатором подъема экономики в целом. Внешнеторговый товарооборот Беларуси в четвертом квартале 2009 года увеличился по сравнению с первым кварталом того же года более чем в 1,5 раза.
Что касается географической структуры внешней торговли, то ее коренного изменения не предвидится. Многовекторность внешнеторговой политики нашей стране неизменна. Для нас нет второстепенных рынков. Уже много лет наша страна сотрудничает как с ближними соседями, так и с отдаленными регионами.
Основными торговыми партнерами республики в 2009 году являлись: Россия – 47% всего объема товарооборота. Нидерланды – 7,8%, Германия – 6,4%, Украина – 6%, Польша – 3,2%, Китай – 2,5%, Великобритания – 2,1%, Италия – 1,8%, Индия – 1,2%. Благоприятные перспективы открываются в сотрудничестве с Туркменистаном и Азербайджаном. Как и в предыдущие годы, основными внешнеторговыми партнерами Беларуси останутся страны СНГ, прежде всего Российская федерация.
Для стабильности нашей торговли с Россией будем наверстывать упущенное в прошлом году: углублять производственную кооперацию, создавать на российской территории сборочные производства, расширять имеющиеся мощности, организовывать совместные финансово-промышленные группы и крупные промышленные холдинги.
Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана – это серьезный стимул для наращивания товарооборота.
Что касается торговли со странами ЕС, то структура белорусского экспорта недостаточно диверсифицирована. Задача будет решаться путем наращивания поставок наукоемкой, инновационной продукции, сложно-технических изделий, новых моделей текстильных изделий, продуктов питания. Принципиально важным моментом является формирование благоприятного климата для устойчивых экономический связей между субъектами хозяйствования в Беларуси и Евросоюзе, активизация взаимодействия с кредитно- инвестиционными структурами ЕС.
Кризисная ситуация показала, насколько стратегически правильными и своевременными были меры по выходу на рынки Латинской Америки, Азии и Африки. Освоение новых рынков – приоритетная задача наших экспортеров и, надо сказать, решается она достаточно эффективно. В 2009 году среди покупателей белорусской продукции появились 16 новых стран в этих регионах.[10, с. 54-59]
Для открытой экономики характерны как преимущества, так и проблемы.
К преимуществам можно отнести: приток иностранных инвестиций, приобретения новейших технологий и ранее недоступной информации. Только посредством мирохозяйственных связей можно обеспечить поток необходимых товаров и услуг, получить доступ к дополнительным рынкам сбыта.
А исходя из национальных экономических интересов к основным внешнеэкономическим угрозам Республики Беларусь, которым необходимо дать правовую характеристику в действующем законодательстве, относятся: изоляция в мировом экономическом пространстве с дискриминацией в торговле со стороны международного сообщества (отсутствие суверенитета в торговой, денежно-кредитной, бюджетно-финансовой политике, нарушение экономических соглашений странами-партнерами и т. д.); низкий уровень конкурентоспособности национальной экономики (утрата производственного потенциала из-за износа основных фондов, снижение инновационной активности, недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции, реализуемой на рынках промышленно развитых государств, утрата внешнеэкономических позиций в результате вытеснения конкурентами и т. д.); дефицит внешнеторгового баланса и нерациональная структура импорта (зависимость от импорта технологий, отдельных комплектующих изделий, продовольствия, энергоносителей, стагнация аграрного сектора, значительная доля России во внешнеторговом обороте, изменение конъюнктуры мирового рынка и т. д.); отсутствие реальной сбалансированной системы мер по привлечению зарубежных финансовых (инвестиционных) ресурсов (втягивание в долговую зависимость из-за высокого внешнего долга и т. д.); недостаточный экспортный и валютный контроль, незамкнутость таможенной границы (утечка капитала, интеллектуальной собственности и т. д.); неразвитость финансовой, организационной, информационной и транспортной инфраструктуры, обслуживающей экспортно-импортные операции; правонарушения в сфере внешнеэкономической деятельности.
В РБ внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики.
Экспортная политика — это мероприятия, нацеленные на максимальное наращивание конкурентоспособного экспорта товаров и услуг, диверсификацию географической структуры экспорта, освоение новых при условии сохранения традиционных рынков сбыта, стимулирование и поддержку развития экспорта и экспортного производства продукции с высокой добавленной стоимостью, высокотехнологичной и наукоемкой, обеспечение благоприятных условий для доступа товаров на внешний рынок, развитие экспортной инфраструктуры и информационного сопровождения внешней торговли, улучшение параметров платежного баланса. [12]
Концептуальной
основой формирования экспортной политики
является Национальная программа развития
экспорта на 2006-2010гг.
В соответствии с ней экспортной стратегией
является освоение новых рынков, преимущественно
перспективных рынков развивающихся стран
при одновременном освоении новой конкурентоспособной
продукции. Организационными
принципами построения экспортной политики
РБ являются: суверенитет при открытости
экономики и полномасштабной интеграции;
многовекторность и экономическая целесообразность
внешней торговли при всемерном развитии
интеграционных процессов в союзном государстве
Беларуси и России, а также в рамках СНГ;
выход на новые международные рынки и
диверсификация структуры экспорта на
традиционных рынках; перевод внешней
торговли Республики Беларусь на систему
принципов и механизмов ВТО с использованием
протекционистских мер в соответствии
с международной практикой; преобладание
экономических методов и механизмов над
административными в области внешнеторгового
регулирования; сохранение и наращивание
в экспорте доли промышленной продукции
и услуг (транспортных, туристических,
финансовых); увеличение в экспортной
продукции национальной добавленной стоимости
путем снижения импортоемкости (энергоемкость,
материалоемкость) и рационального импортозамещения;
повышение удельного веса в экспорте наукоемких
и инновационных товаров; совершенствование
правовых условий, механизмов привлечения
и эффективного использования иностранных
и внутренних инвестиций для наращивания
экспортного потенциала. Экспортоориентиро
Импортная политика - это мероприятия, направленные на стимулирование развития отраслей и производств, способных заменить своей продукцией импорт аналогичных товаров, защитить внутренний рынок и товаропроизводителей в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности и удорожания сырьевых ресурсов, рационализировать импорт по товарным группам и странам происхождения, уменьшить дефицит торгового баланса.[12]
Политика импортозамещения состоит из: организации собственного производства продукции взамен импортируемой; рационализации и сокращения ввоза, потребления импортируемых товаров в результате структурной перестройки экономики, модернизации производства, внедрения ресурсосберегающих технологий и др. Концептуальной основой импортной политики выступает «Программа импортозамещения», в соответствии с которой с 1997 г. реализуются государственная, отраслевые и региональные программы импортозамещения. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли, АПК. Реализация политики импортозамещения находит воплощение в выполнении инвестиционных проектов.
Особое значение для реализации внешнеторговой политики приобретает формирование и функционирование инфраструктуры внешней торговли, которая оказывает содействие предприятиям при выходе на внешние рынки, создает благоприятные условия для сбыта продукции на мировых и региональных рынках, оказывает организационное и финансовое содействие, предоставляет своевременную информацию о состоянии зарубежных рынков и возможностях участия в международных инвестиционных проектах. Актуальным является также создание единой национальной системы внешнеэкономической информации, позволяющей осуществить выбор рынка, ознакомиться с ним, получить информацию о состоянии конъюнктуры на продукцию, партнерах, конкурентах, правилах проведения экспортно-импортных операций, мерах таможенно-тарифного регулирования, особенностях налогообложения, лицензирования и пр.
Внешняя торговля товарами
Особенности
промышленного комплекса
В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным ростом объемов товарооборота. Это обусловлено как ростом экономического, так и научно-технического потенциала.
При этом негативные тенденции сокращения объемов внешней торговли всех стан мира в 2009-2010 году, обусловленные мировым финансово-экономическим кризисом, затронули и внешнюю торговлю Республики Беларусь.
Динамика объемов внешней торговли товарами Республики Беларусь приведена в таблице.[11]
Таблица 2.3.1: Основные показатели внешней торговли (миллионов долларов США)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Объем внешней торговли Республики Беларусь |
42 085 |
52 968 |
71 952 |
49 873 |
60 168 |
86 041 |
экспорт товаров |
19 734 |
24 275 |
32 571 |
21 304 |
25 284 |
40 294 |
импорт товаров |
22 351 |
28 693 |
39 381 |
28 569 |
34 884 |
45 747 |
сальдо |
-2 617 |
-4 418 |
-6 810 |
-7 265 |
-9 600 |
-5 453 |
со странами СНГ 1) |
23 121 |
30 237 |
40 317 |
27 540 |
34 172 |
47 590 |
экспорт товаров |
8 609 |
11 221 |
14 360 |
9 316 |
13 636 |
19 503 |
импорт товаров |
14 512 |
19 016 |
25 957 |
18 224 |
20 536 |
28 087 |
сальдо |
-5 903 |
-7 795 |
-11 597 |
-8 908 |
-6 900 |
-8 584 |
из них с Россией |
19 944 |
26 084 |
34 059 |
23 444 |
28 035 |
38 608 |
экспорт |
6 845 |
8 879 |
10 552 |
6 718 |
9 954 |
13 685 |
импорт |
13 099 |
17 205 |
23 507 |
16 726 |
18 081 |
24 923 |
сальдо |
-6 254 |
-8 326 |
-12 955 |
-10 008 |
-8 127 |
-11 238 |
со странами вне СНГ 2) |
18 964 |
22 731 |
31 635 |
22 333 |
25 996 |
38 451 |
экспорт товаров |
11 125 |
13 054 |
18 211 |
11 988 |
11 648 |
20 791 |
импорт товаров |
7 839 |
9 677 |
13 424 |
10 345 |
14 348 |
17 660 |
сальдо |
3 286 |
3 377 |
4 787 |
1 643 |
-2 700 |
3 131 |