Отчет анализа о прибыли и убытках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 05:41, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленных целей представляется необходимым в рамках данной курсовой работы решение следующих задач:
- рассмотреть отчет о прибылях и убытках, выявить его значение;
- применить конкретные методики анализа отчета о прибылях и убытках;
- представить аналитическое заключение о финансовом состоянии предприятия, возможных изменениях и о причинах данных изменений;
- предложить конкретные действия по улучшению финансового состояния.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 88.13 Кб (Скачать файл)

К обычной деятельности, как правило, относят вид деятельности, указанный в уставе и учредительных документах. При регистрации юридического лица в органах территориальной статистики присваивают код видов экономической деятельности ОКВЭД. Кроме того, к обычной деятельности можно отнести поступления, которые существенны в общей сумме доходов и носят регулярный характер.

Расходы в отчете о прибылях и убытках признаются с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями.

В разделе «Доходы и расходы от обычной деятельности» раскрываются показатели выручки от продажи продукции и полной себестоимости, сформированные нарастающим итогом за год на счете 90 «Продажи». [16, с.187]

Выручка нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг – сумма за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Она формируется по данным, учитываемым по кредиту счета 90 «Продажи» и используемым для определения прибыли или убытка от продажи исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

В соответствии с п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:

˗ организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

˗ сумма выручки может быть определена; имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

˗ право собственности на товар перешло от организации к покупателю, работа принята заказчиком, услуга оказана;

˗ расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Вариант признания выручки в бухгалтерском учете вытекает из договора с заказчиком и должен быть оговорен в учетной политике.

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и величине дебиторской задолженности.

Некоторые особенности признания выручки имеются в организациях торговли. Выручкой от продажи товаров является товарооборот ‒ стоимость отгруженных в оптовой торговле или отпущенных в рознице покупателям товаров по продажным ценам без НДС, налога с продаж и других аналогичных сборов и платежей.

По статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» отражаются учтенные затраты на производство продукции, работ, услуг в доле, относящейся к проданным в отчетном периоде продукции, работам, услугам. [2]

Валовая прибыль  также является одним из видов доходов от обычной деятельности. Данный показатель определяется как разница между выручкой нетто и себестоимостью проданных товаров, работ, услуг.

Коммерческие расходы – затраты организации, связанные с продажей продукции и учтенные на счете 44 «Расходы на продажу». Коммерческие расходы могут признаваться в бухгалтерском учете полностью в году их признания или распределяться между проданной и не проданной отгруженной продукцией. Способ признания расходов на продажу должен быть оговорен в учетной политике и раскрыт в пояснительной записке.

Торговые организации отражают по статье «Коммерческие расходы» величину издержек обращения, учтенных на счете 44 «Расходы на продажу».

Управленческие расходы – показатель применяется в организациях, которые в соответствии с учетной политикой формируют сокращенную себестоимость продукции. В этом случае управленческие расходы собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы» и списываются в полной сумме в кредит счета 90 «Продажи». [3]

В случае отнесения управленческих расходов на себестоимость продукции, их величина будет включена в показатель «Себестоимость продукции, работ, услуг» по строке 020 отчета о прибылях и убытках. Следовательно, по статье «Управленческие расходы» можно поставить прочерк или не приводить её в отчете.

Прибыль и убыток от продаж – итоговый показатель первого раздела «Доходы и расходы по обычным видам деятельности». Из выручки нетто вычитается себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы и управленческие расходы, если они по учетной политике выделяются из производственной себестоимости и списываются на счет реализации. [2]

Во втором разделе отчета о прибылях и убытках «Прочие доходы и расходы» отражаются доходы и расходы, признанные, в соответствии с условиями, определенными для их признания в ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации», как прочие.

Проценты к получению – сумма процентов, которые организация должна получить по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, предоставленным займам, а также за хранение денежных средств на счетах в банках.

 По статье «Проценты  к уплате» отражаются операционные  расходы в сумме причитающихся  в соответствии с договорами  к уплате процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации  в пользование денежных средств, кредитов, займов.

Доходы от участия в других организациях – отражается величина дивидендов по акциям; процентам по вкладам в уставный капитал других организаций, в том числе дочерних и зависимых обществ.

Прочие операционные доходы – раскрывается величина доходов, признаваемых в составе операционных в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации»:

˗ доходы выручка без НДС и иных аналогичных платежей от продажи основных средств, материальных ценностей, иностранной валюты и прочего имущества организации;

˗ плата за пользование объектами основных средств, переданными по договору текущей аренды;

˗ лицензированные платежи за пользование объектами интеллектуальной собственности;

˗ прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности.

Прочие операционные расходы – отражается величина расходов, признаваемых в составе операционных в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации»:

˗ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, материальных ценностей, валюты и прочего имущества организаций;

˗ расходы, связанные с предоставлением во временное пользование объектов основных средств; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

˗ расходы, связанные с оплатой услуг, предоставляемых кредитными организациями; убыток, полученный организациями в результате совместной деятельности.

Внереализационными доходами являются:

˗ штрафы, пени, неустойки – к получению за нарушение условий хозяйственных договоров;

˗ стоимость активов полученных безвозмездно, признание государственной помощи; поступления, связанные с возмещением организации убытков;

˗ прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

˗ суммы кредиторской и депонентской задолженности, списанные по истечению сроков исковой давности;

˗ положительные курсовые разницы.

 К внереализационным расходам относят:

˗ штрафы, пени, неустойки – к уплате за нарушение условий хозяйственных договоров;

˗ возмещение другими организациями убытков;

˗ убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;

˗ суммы дебиторской задолженности, списанные по истечению сроков исковой давности;

˗ отрицательные курсовые разницы; недостачи, выявленные при инвентаризации, по которым виновные не установлены.

Прибыль и убыток до налогообложения определяется как сумма прибыли и убытка от продаж и групп операционных и внереализационных доходов и расходов. [2]

Дальнейшее формирование показателей отчета производятся с выполнением требований, установленных ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль».

Строка 141 «Отложенные налоговые активы» отражает разницу между дебетовым и кредитовым оборотами по счету «Отложенные налоговые активы» за отчетный период. При этом указанная разница обращается в увеличение, если дебетовый оборот превышает кредитовый, и в уменьшение, если имеет место обратная ситуация.

По строке 142 «Отложенные налоговые обязательства» отражается разница между кредитовым и дебетовым оборотами за отчетный период по счету «Отложенные налоговые обязательства».

По строке 150 «Текущий налог на прибыль» отражается сумма налога на прибыль, рассчитанная по данным налогового учета, т.е. показатель, сформированный с учетом ограничений состава расходов и их величины, принимаемых при налогообложении прибыли. При этом он должен быть рассчитан и по данным бухгалтерского учета. Он представляет собой алгебраическую сумму условного расхода по налогу на прибыль и постоянного налогового обязательства, скорректированную на разницу между отложенными налоговыми обязательствами. Информация о таком показателе в текущем учете формируется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на прибыль». [3]

Чистая прибыль и убыток отчетного периода определяется путем корректировки прибыли и убытка от обычной деятельности, остающейся после налогообложения, на сумму чрезвычайных доходов и расходов. Данный показатель информирует пользователя о финансовом результате деятельности организации за отчетный период и является базой для распределения прибыли между учредителями.

 

 1.3 Характеристика методов анализа отчета о прибылях и убытках

 

  • Анализ отчета о прибылях и убытках предполагает последовательное изучение всех статей отчета.

    Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов – себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей. Различные виды операционных и прочих доходов и расходов рассматриваются как факторы, влияющие на показатели прибыли и убытка. Конечная цель анализа состоит в том, чтобы объяснить причины изменения и качество чистой прибыли – источника прироста капитала и выплаты дивидендов. Результаты анализа отчета о прибылях и убытках конкретного субъекта хозяйствования используются в сравнительном анализе, который важен для кредиторов, акционеров, участников фондового рынка и других пользователей, принимающих деловые решения на основе выбора вариантов. Кроме этого результаты анализа используются в прогнозировании финансовых результатов, что может быть использовано как во внутреннем, так и во внешнем анализе. [14, с.520]

    В аналитической практике применяется несколько методов, которые используются при анализе любой формы отчетности, - вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ показателей, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный. В оценке качества прибыли большое значение придают бухгалтерским методам. В прогнозировании финансовых результатов используются методы статистики.

    К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах с помощью относительных показателей динамики, показателей структуры и динамики структуры.[19, с.168]

    Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках – это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста и прироста показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

    Трендовый анализ возможен при наличии сопоставимых данных за несколько лет, что предполагает длительный период функционирования организации, стабильность методов бухгалтерского учета и устоявшиеся формы бухгалтерской отчетности, возможность учитывать влияние инфляции на бухгалтерские показатели. Данные базового года служат исходной точкой расчета и принимаются за 100 процентов. Изменение показателей отчета о прибылях и убытках рассчитывается по каждому показателю в процентах к базисному году. При изучении достаточно длительного периода данные могут быть усреднены, например, рассчитаны средние показатели за каждые три года. Другой подход заключается в расчете структурных показателей отчета о прибылях и убытках за ряд лет. Таким образом, построенные тренды изучаются для выявления тенденций изменения финансовых результатов.

    При построении аналитических таблиц необходимо учитывать, что объектом анализа является однородная совокупность – прибыли и убытки, итоговый показатель ‒ будь то прибыль до налогообложения или чистая прибыль – формируется не только за счет выручки от продажи. Для определения итогового показателя в таблице не всегда удобно использовать объем продаж. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразным представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются содержанием бухгалтерского отчета о прибылях и убытках. Показатель валовой прибыли был введен в отчет о прибылях и убытках для повышения аналитичности бухгалтерской информации. Он является расчетным показателем и определяется как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг. Коэффициент валовой прибыли характеризует доходность хозяйственной деятельности при сопоставлении объема продаж и производственной себестоимости продукции. Он отражает динамику объема продаж и динамику себестоимости. Как коэффициент покрытия он характеризует возможности организации в покрытии обычных и прочих операционных расходов и существенно влияет на величину прибыли.

     Величина коэффициента  валовой прибыли зависит от  метода определения себестоимости  реализованной продукции, структуры  ассортимента, ценовой политики. Поэтому  его оценка зависит от доступности  информации об учетной, маркетинговой  и ценовой политики организации.

    Информация о работе Отчет анализа о прибыли и убытках