Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:39, отчет по практике
Объект исследования: студенты УГГУ
Предмет исследования: отношение студентов г. Екатеринбурга, УГГУ к моде.
Цель работы – оценить отношение студентов УГГУ к моде.
В процессе работы проводился анкетный опрос студентов УГГУ посредством специально разработанной анкеты.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
по дисциплине: методы прикладных исследований
в социологии
на тему: «Отношение студентов УГГУ к
моде»
Выполнила: Коробкова С. А.
Проверила: Веселова Н. А.
Отчет по практике
Отчет состоит из 38 страниц, 2-х частей,
23 таблиц, 3 рисунков, 7 литературных источников,
2-х приложений.
Основные понятия, использованные в исследовании:
Тренд
Тренд в моде
Стиль одежды
Проблема исследования: существует потребность в информации о том, как студенты города Екатеринбурга, УГГУ, относятся к моде.
Объект исследования: студенты УГГУ
Предмет исследования: отношение студентов
г. Екатеринбурга, УГГУ к моде.
Цель работы – оценить отношение студентов
УГГУ к моде.
В процессе работы проводился анкетный
опрос студентов УГГУ посредством специально
разработанной анкеты.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение. 4
1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НА ТЕМУ: «Отношение студентов УГГУ к
моде». 5
1.1. Методологический раздел программы.
5
1.1.1 Описание проблемной ситуации, формулировка
проблемы, 5
объекта, предмета и цели исследования.
5
1.1.2 Степень изученности проблемы «Молодёжь
и мода». 5
1.1.3. Содержание и определение основных
понятий, используемых в теоретической
схеме. 10
1.1.4. Определение частных задач. 10
1.1.5. Формулировка гипотез. 11
1.2. Процедурный раздел программы. 12
1.2.1. Характеристика эмпирического объекта
исследования и обоснование типа и метода
построения выборки. 12
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 12
2.1. Описание и интерпретация первичных
данных. 12
2.2 Основные выводы и рекомендации. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А. 20
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. 23
Введение
Актуальность данной темы «Отношение
студентов к моде» обусловлена, прежде
всего, большим количеством различных
направлений модных тенденций.
Тема широко изучена такими социологами,
как Е.Я. Басина, А.Б. Гофмана, К.М. Кантора,
И.С. Кона, В.М. Красина, Jloep P., В. Терина,
В.И. Толстых, В.Б. Элькиной, В. Брун, М. Верт,
JI.M. Горбачева, В.И. Казаринова, О.Д.Кащенко,
Т.В. Козлова, Т.В. Кузнецова, Т.Б. Любимора,
З.Л. Совдагарова, Г. Спенсер, М. Тильке,
Е.Н. Устюгова, А.Г. Харчев, Г.Г. Шуби.
Материалом для
на тему «Отношение студентов УГГУ к моде».
1.1. Методологический раздел программы.
1.1.1 Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы,
объекта, предмета и цели исследования.
Мода – неоднозначный и интересный социокультурный феномен, который присутствует в самых различных сферах человеческой деятельности и культуры. В последние годы преобладающее значение приобрел подход к изучению моды как к социокультурному явлению, как к механизму социальной, культурной и психической регуляции, тесно связанному с основными ценностями и тенденциями развития современного общества.
Сегодня мода во многом детерминирует
мировоззрение современного человека.
Она отражает функциональные потребности
человека – творческое стремление
к воспроизводству
По мнению некоторых исследователей,
специфика современного этапа развития
моды заключается в переходе роли
передовых носителей и
Однако не стоит забывать,
что молодежь – основной стратегический
ресурс обновляемой России. Поведение,
цели и ценности современной молодежи
– это индикатор состояния
и функционирования в обществе самых
различных институтов – семьи, образования,
политической власти и многих других.
Тем самым актуализируется
Анализ модного поведения
студенчества выступает важной задачей
не только в социологии молодежи, но
и в практической реализации молодежной
политики. В этой связи проблема
объяснения поведенческих трансформаций
студенчества как самой активной
и интеллектуальной части молодежи
в российском обществе напрямую связана
с необходимостью изучения влияния
моды на идентификационные процессы
этой социальной группы. Не прояснив вопрос
о специфике идентификационных
детерминантов модного
В этих условиях изучение проблемы влияния моды на социальное поведение студенческой молодежи приобретает большой теоретический интерес и практическую важность как с точки зрения внутренних проблем социологического анализа, так и для решения существенных задач общественного развития.
Тема данной работы имеет междисциплинарный характер и предполагает привлечение источников как из области общей социологии, социологии моды и социологии молодежи, так и социальной психологии и культурологии. В зависимости от аспекта проведенного исследования, все источники можно условно разделить на несколько групп:
1. Классические работы
по социологии моды. Отдельные
характеристики моды
Предметом социологического анализа мода становится только в XIX в., когда сама социология оформляется как наука. Существенный вклад в социологию моды внесли Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Куниг, Г. Блумер, Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр и др..
В рамках концепции подражания моду анализировали Г. Спенсер, Г. Тард, Г. Зиммель, которые рассматривали ее как процесс подражания высшим слоям общества.
В работах авторов теории демонстративного направления (В. Зомбарт, Т. Веблен, Р. Куниг) мода рассматривается как проявление буржуазного индивидуального имиджа, способного подчеркнуть классовые различия.
В работах Г. Блумера (концепция коллективного поведения) процессы моды представлены как элементарные формы поведения, которые проявляются в непреодолимой силе лжи слепого приговора анонимной толпы. Г. Блумер рассматривает моду как средство внедрения новых социокультурных форм и адаптации к ним в изменяющемся мире.
Труды Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Р. Сеннета и др. (семиотическое направление) указывают на знаковость как сущностное свойство моды.
Интересна, на наш взгляд, попытка Р. Сеннета синтезировать в некотором смысле идеи концепций демонстративного потребления и семиотического подхода.
Как бесспорное достоинство теории представителя структурализма в социологии П. Бурдье можно отметить попытку интеграции позиций демонстративного и семиотического подходов к анализу моды.
2. Современные отечественные
исследования по социологии
Среди отечественных исследователей необходимо отметить В. Толстых, Е.А. Басина, В. Краснова, А. Харчева и др., выпустивших в 1973 г. книгу «Мода: за и против», в которой авторы пытались проанализировать противоречивость моды как социального явления, а также ее место и роль в отечественной культуре. Данная работа, несмотря на ранний год издания, относится к числу наиболее часто цитируемых в российской социологии моды.
Одним из направлений анализа моды как социального явления в отечественной литературе является проблема соотношения моды и ценности. Так, статья Т.Б. Любимовой «Мода и ценность» посвящена анализу ценностной составляющей моды и предлагает типологизацию модных ценностей.
В последние годы был опубликован
ряд статей, монографий, зачастую носящих
дискуссионный характер и посвящённых
отдельным проблемам социологии
моды, в том числе вопросам ценностной
и нормативной природы моды. Среди
них особого внимания заслуживает
монографическое исследование В.И.
Ильина, в котором автор обосновывает
преимущественно нормативный
3. Современные отечественные
исследования по социальной
Богатый эмпирический материал был собран и проанализирован в исследовании М.И. Килощенко «Психология моды: теоретический и прикладной аспект».
4. Социологические исследования,
посвященные проблеме
Социальные и социально-
Однако в отечественной научной литературе проблема влияния моды на социальное поведение студенчества остается мало исследованной и до сих пор не получила должного теоретического осмысления. Даже в работах, специально посвящённых теории моды и социальному поведению молодежи, вопрос о модном поведении учащейся молодежи практически не акцентируется.
1.1.4. Содержание
и определение основных
Мо́да- (фр. mode, от лат. modus — мера, образ, способ, правило, предписание) — временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Определяет стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, кухни, архитектуры, развлечений и т. д., который популярен в обществе в определённый период времени. Понятие моды часто обозначает самую непрочную и быстро проходящую популярность. В понятие моды также включается предпочитаемый в данную эпоху тип человеческого тела (например, во времена Рубенса ценилось пышное тело, а в начале XXI века ценится стройность).
Тренд- (от англ. trend — тенденция, произносится «трэнд») — основная тенденция изменения временного ряда. Тренды могут быть описаны различными уравнениями — линейными, логарифмическими, степенными и т. д. Фактический тип тренда устанавливают на основе подбора его функциональной модели статистическими методами либо сглаживанием исходного временного ряда.
Тренд в моде — актуальное (ближайшее, краткосрочное) направление, периодически повторяющаяся тенденция развития моды.
Стиль одежды — определённая акцентированность ансамбля (костюма в широком смысле), продиктованная следующими признаками (или их совокупностью): возрастом, полом, профессией, социальным статусом, принадлежностью к субкультуре, личным вкусом человека, эпохой жизни общества, национальностью, религиозной принадлежностью, уместностью, функциональностью, образом жизни и индивидуальными особенностями.