Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 20:51, контрольная работа
Оценка деятельности подразделений управления персоналом — это систематический, четко организованный процесс, направленный на соизмерение затрат и результатов, связанных с деятельностью кадровых служб, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности организации в прошлом, с итогами деятельности других организаций. Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей организации и выполнению соответствующих задач. Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
41. Полиграф при отборе и найме персонала.
Опросы с использованием Полиграфа постепенно внедряются в ряде федеральных органов государственной власти в качестве системной меры отбора и проверки кадров при допуске к оперативно-розыскной деятельности и работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Аналогичный процесс внедрения идет в сфере отечественного частного предпринимательства. С развитием рыночных отношений в России резко возрос спрос на квалифицированные кадры, которые, помимо наличия профессиональных знаний и опыта работы в современных условиях, должны удовлетворять высоким требованиям лояльности по отношению к своему работодателю. Поэтому естественно, что в последние годы в Москве, Санкт-Петербурге и ряде иных городов России растет число частных компаний, торговых фирм, охранных и иных предприятий, которые в интересах обеспечения коммерческой безопасности эпизодически или на регулярной основе используют Полиграф при отборе и проверке кадров. И, как показывает статистика, опрос с использованием Полиграфа (далее — ОИП) — это эффективное средство оценки достоверности информации, полученной ранее от человека, и позволяющее выявить скрываемые сведения, особенно в тех случаях, когда их невозможно или затруднительно получить иными, традиционными путями. В целях корпоративной безопасности, ОИП могут быть применены по трем направлениям. Первое — это скрининговые проверки (от англ. «screen» — просеивать, проверять на благонадежность) на Полиграфе нанимаемого на службу персонала; второе — профилактические (периодические и/или выборочные) ОИП работающего персонала, и третье — ОИП в ходе служебных расследований.
Оформляя человека на работу, службы кадров и отделы безопасности коммерческих предприятий отмечают, что многие факты из жизни практически любого кандидата не могут быть вскрыты ни путем опроса его бывших работодателей, ни проверками по учетам, ни во время проводимого собеседования:
• бывший работодатель
в лучшем случае может
• органы охраны
правопорядка не могут сказать,
что конкретный человек не
совершил уголовных
• и, наконец, каким
бы длительным ни было
Поэтому многие частные
компании США, например, считают
ОИП одним из главных методов
проверки нанимаемого на
Пользователи Полиграфа
— зарубежные и отечественные
— хорошо знают, что ОИП существенно
дополняет — а часто, намного
превосходит — остальные
У читателя — делового человека, заботящегося о благополучии и процветании своего бизнеса — могут возникнуть, как минимум, три вопроса:
• не является ли
применение Полиграфа при
• легитимно ли использование Полиграфа при отборе нанимаемых на работу кадров?
• допустимо ли применение ОИП при проверке работающего персонала?
Можно уверенно констатировать, что ни в одной из сфер прикладного применения Полиграфа при найме на работу, или профилактических ОИП, или при проведении служебных расследований, — права человека не нарушаются.
Статья 2 Конституции
РФ гласит, что «человек, его права
и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека
и гражданина — обязанность
Государства». Вместе с тем, Основной
Закон России утверждает, что
«осуществление прав и свобод
человека и гражданина не
Указанные статьи Конституции
фактически отражают положение
о том, что общество обязано
строго соблюдать паритет
Теперь обратимся ко второму вопросу — о легитимности применения Полиграфа при отборе нанимаемого на работу персонала.
Применение ОИП в ходе отбора кадров при найме на работу, впервые начатое американскими предпринимателями ещё до Второй мировой войны и внедренное после войны в практику деятельности спецслужб и органов правопорядка, уже не нуждается в обосновании своей эффективности и практической полезности. Поэтому внедрение скрининговых ОИП в практику отбора и проверки кадров, поступающих на службу в подразделения МВД, ФСБ и других «силовых структур», признается вполне обоснованным, не вызывает возражений в обществе и воспринимается с пониманием самими кандидатами на службу.
Но помимо «силовых
структур», общество располагает
обширной инфраструктурой
В «зону риска» входит
деятельность крупного, среднего
и малого бизнеса, который заинтересован
в защите своих коммерческих
интересов, и, в частности, — коммерческой
и банковской тайны. Необходимость
внимательного отбора кадров
особенно актуальна в тех
Трудовой кодекс Российской
Федерации (далее — ТК РФ) предоставляет
работодателю право
На необходимость проведения
отбора работников указывает
также пункт 11 части 1 статьи 81 ТК
РФ, согласно которому Закон дает
работодателю право
Закон Российской Федерации
«О государственной тайне»
Принятый летом 2004 г. Федеральный
закон «О коммерческой тайне»
существенно расширил правовую
основу применения ОИП при
защите коммерческих интересов
предприятий различных форм
В частности, введя в действие «режим коммерческой тайны», этот Закон предоставил обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, право «определять порядок и условия доступа к этой информации» (статья 7, часть 3), устанавливать систему «контроля за соблюдением такого порядка» (статья 10, часть 1, пункт 2), и применять в этих целях при необходимости любые, «не противоречащие законодательству Российской Федерации меры» (статья 10, часть 4). При этом Федеральный закон «О коммерческой тайне» прямо указал, что «в целях охраны конфиденциальной информации работник обязан выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны» (статья 11, часть 3, пункт 1).
Таким образом, приведенные
выше федеральные законы дали
обширной группе работодателей,
имеющих дело с
«Оценка перспектив применения Полиграфа в свете указанных выше федеральных законов приводит к мысли о том, что на практике должны осуществляться два вида ОИП:
1) обязательные, которые являются таковыми как для опрашиваемого лица, так и для учреждения (организации), в интересах которой они проводятся;
2) добровольные, предоставленным правом на выполнение которых учреждения (организации) пользуются по собственному усмотрению при наличии соответствующего на то согласия опрашиваемого лица».6
Указанные выше федеральные
законы также наметили в общих
чертах квалификационные
Процесс формирования
в России института
«Целесообразность применения Полиграфа в областях, выходящих непосредственно за рамки интересов общества и Государства в целом, определяет сам работодатель, не зависимо от того, собственностью какой формы он владеет. Информация, составляющая коммерческую тайну, принадлежит работодателю, и он по-своему усмотрению пользуется (либо не пользуется) предоставленным ему Законом правом формировать ту или иную систему защиты своих интересов».7 Очевидно, что применение Полиграфа в таких условиях является добровольным со стороны обладателя информации, составляющей коммерческую тайну.
Для того чтобы добровольные ОИП могли осуществляться на предприятиях, подпадающих под действие Федерального закона «О коммерческой тайне», необходимо выполнение ряда условий:
1) на предприятии должен
быть введен режим
2) в локальном правовом
нормативном акте предприятия
должны быть зафиксированы
3) служебные обязанности кандидата на работу, которому предстоит пройти ОИП, должны быть связаны с доступом к информации, составляющей коммерческую тайну;
4) трудовой договор должен
содержать положения, согласно которым
работник принимает на себя
обязанность проходить
В течение ряда последних
лет некоторые коммерческие
Информация о работе Оценка деятельности подразделений управления персоналом и ее показатели