Оценка конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 08:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является оценка конкурентоспособности предприятия.
Задачами работы выступают: рассмотрение теоретических основ конкурентоспособности и методов ее оценки; определение основных конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является розничная сеть магазинов «Магнит».

Вложенные файлы: 1 файл

конкуретоспособность магнит.docx

— 78.08 Кб (Скачать файл)

При этом баллы необходимо умножить на весовой коэффициент  каждого параметра. Далее оценки могут быть суммированы: 1) по отдельным  факторам; 2) по всем факторам в целом, чтобы установить уровень конкурентоспособности  каждого предприятия.

Оценка возможностей фирмы  позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности. По каждой оси  для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов используется определенный масштаб  измерений. Изображая на одном рисунке  многоугольники конкурентоспособности  для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности  по разным факторам.

Недостатком такого подхода  является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в  состоянии улучшить свою деятельность.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по все  изученным направлениям конкурентоспособности. Далее разрабатываются мероприятия  по закреплению сильных сторон и  ликвидации слабых мест.

Результаты  исследования всех аспектов деятельности конкурентов  используются для определения, с  кем из них можно конкурировать  и с кем не стоит ввязываться в конкурентную борьбу, служат целям выбора эффективных стратегий рыночной деятельности.

2) матричный метод. SWOT-анализ - данный метод позволяет проанализировать  слабые и сильные стороны внутренней  среды предприятия, потенциальные  опасности внешней среды и  на основе анализа выявить  существующие возможности для  развития предприятий. 

SWOT-анализ — это определение  сильных и слабых сторон вашего  предприятия, а также возможностей  и угроз, исходящих из его  ближайшего окружения (внешней  среды).

Сильные стороны (Strengths) — преимущества вашей организации;

Слабости (Weaknesses) — недостатки вашей организации;

Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества Вашей организации на рынке;

Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение вашей организации на рынке.

Применение SWOT-анализа позволяет  систематизировать всю имеющуюся  информацию и, видя ясную картину  «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths (сильные стороны)

Weaknesses (слабые стороны)

Внешняя среда

Opportunities (возможности)

Threats (угрозы)


 

Процедура проведения SWOT-анализа  в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и  затем сопоставляются сильные и  слабые стороны вашего предприятия  и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет  вам определить, какие шаги могут  быть предприняты для развития вашего предприятия, а также какие проблемы вам необходимо срочно решить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Оценка конкурентоспособности  сети  магазинов «Магнит»

 

    1.  Характеристика рынка сети розничной торговли и ЗАО «Магнит», как сети магазинов розничной торговли

 

Оборот розничной торговли в 2011 году составил 16435,8 млрд. руб., что  в товарной массе составляет 104,4% к уровню 2010 года. В декабре 2011 года оборот составил 1764,4 млрд. руб. и вырос на 3,4% к декабрю 2010 года. По сравнению с ноябрем 2011 года в декабре увеличилось потребление как продовольственных, так и непродовольственных товаров – оборот увеличился по отношению к ноябрьскому уровню на 20,1% (в 2010 году оборот в декабре увеличился по отношению к ноябрю на 22,1%). При этом оборот розничной торговли продовольственными товарами в 2011 году по отношению к 2010 году составил 105,1% (8004,8 млрд. руб.), непродовольственными товарами – 103,8% (8431,0 млрд. руб.). Следует отметить, что в IV квартале темпы роста оборота розничной торговли замедлились по сравнению со II и III кварталом 2011 года. Данная тенденция обусловлена замедлением темпов роста доходов населения, а также сохранением высокой склонности к сбережению.

По прогнозу Минкономразвития России, опубликованному в декабре 2010 года, прирост оборота розничной торговли в 2013 году достигнет 6% (в 2011 году – 4,8%, а в 2012 году – 5,6%).

В структуре оборота розничной  торговли наиболее высокие среднегодовые  темпы роста в 2006-2011 гг. наблюдались по группе непродовольственных товаров.

В 2011 году наблюдалась положительная  динамика в потреблении, оборот розничной торговли по итогам 2011 года вырос на 4,4%, потребление продовольственных товаров – на 5,1%, непродовольственных – на 3,8%. Потребление алкогольных напитков по прежнему отличается отрицательной динамикой «–2,8%» по итогам 2011 года. В условиях экономического кризиса в России потребительский спрос на непродовольственные товары сократился существенно сильнее и по итогам 2010 года доля непродовольственных товаров в обороте розничной торговли в России составила 48,3%. Следует отметить, что данные ФСГС за 2010-2011 год и предыдущие годы не в полной мере сопоставимы, так как в 2002-2008 гг. данные по пищевым продуктам, включая напитки, приводились Федеральной службой государственной статистики без табачных изделий, а начиная с 2009 года – включая табачные изделия.

После резкого падения  в конце 2008 года и начале 2009 года, во II полугодии 2009 года сокращение доли непродовольственных товаров приостановилось, а доля продовольственных товаров с мая до октября 2009 года снижалась. В ноябре-декабре 2009 года наметился слом тенденции, и доля продовольственных товаров снова начала расти, достигнув наивысшего показателя в феврале 2010 года. В марте-августе 2011 года доля продовольственных товаров установилась на уровне 49%, что соответствует уровню 2000 года и свидетельствовало о сохранении ряда тенденций в структуре потребления, сформировавшихся в период экономического кризиса. С сентября наметилось некоторое снижение, так в сентябре 2011 года доля продовольственных товаров сократилась до48,3%, в октябре 2011 года до 48,14%, в ноябре 2011 до 48,1%, а к концу года – в декабре – вновь наметилась тенденция повышения доли продовольственных товаров – 48,7%.

Региональная структура  оборота розничной торговли России отличается неравномерностью: 52,57% оборота розничной торговли в декабре 2011 года приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). Отметим, что по итогам 2010 года доля 11 крупнейших регионов составила 52,5%.

 

 ЗАО «Магнит»  - крупнейшая российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров. Головная компания сети - Закрытое акционерное общество «Тандер». Штаб-квартира - в городе Краснодаре. Почтовый адрес компании:   Российская Федерация, 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, деловой центр «Омега Плаза», а/я 151.

Сеть «Магнит» - лидер  на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России - 58 филиалов, более 3228 магазинов в более чем 1048 городах и населенных пунктах. В настоящее время открывается несколько десятков магазинов в месяц.

ОАО «Магнит» в основном осуществляет розничную торговлю, на долю оптовой торговли приходится менее 5% всего оборота предприятия.

Более 75745 сотрудников, которые  своим трудом обеспечивают покупателям  возможность приобретения качественных товаров повседневного спроса по доступным ценам.

В среднесрочной перспективе  компания собирается сохранять высокие  темпы расширения сети: планируется  открыть не менее четырехсот тридцати «магазинов у дома» в текущем  году, и до трехсот ежегодно - в  последующие два-три года.

Региональная структура  оборота розничной торговли России отличается существенной неравномерностью: 49% оборота розничной торговли приходится на 10 субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская  область, Республика Татарстан, Тюменская  область, Челябинская и Ростовская области). При этом доля крупнейших субъектов РФ снижается (на 1,5-2% в год), что обусловлено более низкими, чем в других регионах темпами роста розничного товарооборота в Москве и Санкт-Петербурге. Компания управляет собственной логистической системой, насчитывающей 9 современных дистрибуционных центров, три из которых расположены в городах Кропоткин, Батайск и Славянск-на-Кубани, Южный Федеральный округ, два - в Приволжском регионе, в городах Энгельс и Тольятти, три распределительных центра находятся в Центральном Федеральном округе, в городах Тверь, Орел и Иваново, один - в городе Челябинск, Уральский Федеральный округ.

Компания располагает  автоматизированной системой управления запасами и автопарком, состоящим  из 1,165 автомобилей.

В перспективе 2-3 лет Общество планирует сохранять высокие  темпы роста бизнеса, открывая ежегодно не менее 300 магазинов традиционного  формата в городах с населением до 500 тыс. человек.

Ключевыми территориями присутствия  для Обществ остаются Южный, Приволжский  и Центральный регионы, планируется  увеличение числа торговых точек  на Урале. В долгосрочной перспективе  менеджмент сети не исключает выход  на рынки Сибири и Дальнего Востока.

Ассортимент магазина «Магнит» - это товары продуктовой группы, косметика, бытовая химия, канцелярские принадлежности и др.

Товар, который продается  в магазине «Магнит» делится на 4 группы:

1. Корпоративный - тот товар, который поставляют из ДЦ (крупы, консервы, кондитерские изделия, напитки, косметика, бытовая химия, фрукты, овощи).

2. Местный   -   товар,   который   заказывается   в   регионах   у   местных   поставщиков   и производителей (хлебобулочные и кондитерские  изделия, молочная продукция,  замороженные мясные и рыбные  полуфабрикаты, колбасные изделия,  мясные деликатесы).

3. Товар с частной маркой.

4. Непрофильный - посуда, игрушки, бытовая техника и т.п.

Структура управления ЗАО  «Тандер» представлена на рис. 1.

 

 

 

  •  

 

 

 

 

 Рис. 1 Организационная структура предприятия ЗАО «ТАНДЕР».

 

 

Далее проведем комплексный  анализ основных показателей деятельности ЗАО «Магнит» за 2010-2011 гг.

В результате деятельности в 2011 году менеджментом Компании были

достигнуты следующие  результаты:

1. Выручка Компании выросла  на 39,05% с 169 860,97 млн. руб. в 2010 году до 236 193,55 млн. руб. в 2011 году. Рост чистой выручки связан  с увеличением торговых площадей  и ростом сопоставимых продаж  на 9,19% (без НДС). Рост выручки в  долларовом выражении составил 45,25%: с 5 354,49 млн. долл. в 2010 г. до 7 777,40 млн. долл. в 2011 г.

2. Количество магазинов  Компании увеличилось с 3 204 магазинов  у дома  и 24 гипермаркетов в  2010  году до 4 004 (включая 2 магазина  косметики (дрогери)) и 51 соответственно в 2011 году, совокупная торговая площадь магазинов увеличилась на 34,20% с 1 059,87 тыс. кв.м. до 1 422,38 тыс. кв.м.

 

 Рис. 1  Количество магазинов  ЗАО «Магнит»  в 2009-2011 гг

3. Количество покупателей  увеличилось на 28,46% с 1 013,44 млн.  в 2010 году до1 301,90 млн. в 2011 году.

4. Доля продаж товаров  под собственной торговой маркой  в 2011 году

незначительно выросла и  составила 12,7%, в то время как количество наименований товаров под собственной торговой маркой увеличилось с 530 в 2010 году до 614 в 2011году.

Компания планирует в  дальнейшем наращивать долю продаж товаров  под собственной торговой маркой в первую очередь за счет расширения предложения этих товаров в гипермаркетах «Магнит», прежде всего в непродовольственном сегменте.

5. Рост сопоставимых продаж 2011 года к 2009 году в рублевом выражении составил 9,2% и был обусловлен ростом сопоставимого среднего чека на 6,0% и трафика на 3,0%.

Рис. 2 Рост сопоставимых продаж ЗАО «Магнит»  2011г.  к  2009 г.

Отношение покупателей к  магазинам «Магнит» складывается из нескольких составляющих:

1. Месторасположение магазина - чем меньше усилий и времени  должен затратить покупатель  на то, чтобы добраться, тем  больше шансов, что он выберет  наш магазин.

2. Ассортимент - будучи  уверенным в том, что в нашем  магазине покупатель найдет все  необходимые ему товары повседневного  спроса хорошего качества, он  будет приходить к нам несколько  раз в неделю.

3. Цена - убедившись в том,  что покупая товары у нас,  он тратит минимум своих денег,  покупатель становится приверженцем  нашей торговой марке, т.е. он  старается приобретать товар  только в сети «Магнит».

4. Физический комфорт  - покупатель не хочет испытывать  сложности при парковке автомобиля, пробираться по необорудованным  тропам к магазину, толкаться  в узких проходах между рядами, долго стоять в очереди у  касс. И мы должны обеспечить  удобство совершения покупки,  в противном случае рискуем  потерять часть покупателей.

5. Сервис (психологический  комфорт) - покупатель хочет видеть  чистые полки, аккуратно выставленный  товар, внимательное и уважительное  отношение к себе со стороны  персонала, иметь легкий доступ  к нужной ему информации. Чувство  собственного достоинства есть  у любого человека, и если при  посещении нашего   магазина  он каким-то образом ущемляется, то мы неизбежно теряем его  лояльность к нашей сети.

Таким образом, привлекательность  магазинов «Магнит» куется всеми  сотрудниками компании. Отдел развития работает над месторасположением, закупщики  и финансисты над ассортиментом  и ценой, инженерная служба обеспечивает комфорт, а работники магазина обеспечивают сервис.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия