Оценка уровня инновационного развития предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей улучшения инновационного состояния организации в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность инновационного состояния организации и его составляющих;
- рассмотреть роль инноваций и структуру инновационного процесса в организации;
- выявить и рассмотреть показатели инновационной деятельности организации;
- проанализировать основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях.
- Проанализировать уровень инновационного состояния на примере конкретной компании.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
Глава 1. Понятие, функции, структура и роль
инновационного состояния организации.
1.1 Сущность инновационного климата и
инновационного потенциала организации………………………5
1.2 Функции формирования структур систем управления……11
1.3 Структура инновационного процесса и
роль инноваций в развитии организации………………………13
Глава 2. Индикаторы инновационного состояния организации
2.1 Показатели инновационной деятельности организации…..16
2.2 Система сбалансированных показателей в организации….18
2.3 Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях…………………………………………..21

Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ «ООО» «НОМАКО»
3.1. Характеристика «ООО» «Номако»…………………………24
3.2. Оценка уровня инновационного
состояния «ООО» «Номако»……………………………………..29
Заключение………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 71.39 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное                       учреждение

высшего профессионального  образования

Государственный университет управления

 

 

Институт инновационного управления экономикой

Кафедра менеджмента  и инновационных технологий управления

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Теория менеджмента»

 

 

на тему:

 

«Оценка уровня инновационного развития предприятий»

 

 

 

 

Выполнил  студент

очной формы обучения

     Института ИУТИТиМБ              Тихомиров Н.М. _________

Группы  логистика 1-1                                                           

 

 

 

 

Преподаватель

 

к. филос. н., доцент                            Кротенко Т.Ю.   _________

        

                                                                             

 

Москва - 2013

 

 

Содержание…………………………………………………………2

 

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Понятие, функции, структура и роль

 инновационного состояния организации.

1.1   Сущность инновационного климата и

инновационного потенциала организации………………………5

1.2   Функции формирования структур систем управления……11

1.3   Структура инновационного процесса и

 роль инноваций в  развитии организации………………………13

Глава 2. Индикаторы инновационного состояния организации

2.1 Показатели инновационной  деятельности организации…..16

2.2 Система сбалансированных  показателей в организации….18

2.3 Основные пути улучшения инновационного состояния организации в современных условиях…………………………………………..21

 
Глава 3. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ «ООО»   «НОМАКО»

3.1. Характеристика «ООО»  «Номако»…………………………24

3.2. Оценка уровня инновационного 

состояния «ООО» «Номако»……………………………………..29

Заключение………………………………………………………..33

Список использованной литературы……………………………34

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная работа посвящена  теме «Оценка уровня инновационного развития предприятия».

Проблема данного исследования носит актуальный характер в современном  мире. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых в работе вопросов.

Поднятым в работе темам  посвящено множество работ. Материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены  более узкие вопросы проблем.

Высокая значимость и недостаточная  практическая разработанность проблем, представленных в этой работе, определяют относительную новизну данного  исследования.

Дальнейшее внимание к  вопросам, поднятым в работе необходимо в целях более глубокого и  обоснованного разрешения частных  актуальных проблем тематики данного  исследования.

Актуальность настоящей  работы обусловлена тем, что вопросы, которые рассмотрены в данной работе, ещё не изучены до конца, поднятые темы ещё совсем молоды и  пользуются большим интересом у  многих и многих учёных. Тема актуальна  своей недостаточной разработанностью на данный период времени. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение инновационного состояния организации, его показатели, а также разработка основных путей  улучшения инновационного состояния  организации в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность  инновационного состояния организации  и его составляющих;

- рассмотреть роль инноваций  и структуру инновационного процесса  в организации;

- выявить и рассмотреть  показатели инновационной деятельности  организации;

- проанализировать основные  пути улучшения инновационного  состояния организации в современных  условиях.

- Проанализировать уровень  инновационного состояния на  примере конкретной компании.

 

 

Сделать заключение по рассмотренным  в работе вопросам.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический  список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

В первой главе настоящей  работы рассматриваются теоретические аспекты темы работы. Во второй главе анализируется методика оценки состояния инновационного развития предприятия. В третьей главе проводится оценка инновационного развития «ООО» «НОМАКО»

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились  законодательные акты, нормативные  документы по теме работы, учебные  материалы.

Источниками информации для  написания работы послужили базовая  учебная литература, фундаментальные  теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники  информации.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие, функции, структура и роль инновационного состояния организации

 

1.1 Сущность инновационного  климата и инновационного потенциала  организации

 

Оценкой фактического состояния  организации в рамках двух векторного стратегического инновационного пространства, в котором один вектор - стратегический инновационный потенциал, а другой - стратегический инновационный климат, называют инновационной позицией. Стратегическая инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата. Для рассмотрения инновационного состояния организации необходимо рассмотреть инновационный климат и инновационный потенциал этой организации.

Инновационный климат. 

Инновационный климат –  это интегральная оценка состояния  компонентов внешней инновационной  среды.

Инновационный климат является частью общей организационной культуры организации. Однозначного определения  понятия инновационного климата  не имеется. Чаще всего под ним  понимается комплекс условий, способствующий усилиям работников в выдвижении и реализации новых идей. Наиболее благоприятный инновационный климат характеризуется общей направленностью  на инновационность, как ясно выраженную цель, достигаемую общими усилиями, а также с помощью высокой  степени взаимного доверия, децентрализации  принятия решений и финансового  контроля.

Инновационный климат - это  состояние внешней среды организации, содействующее или противодействующее достижению инновационной цели. Под  инновационным климатом понимают совокупность внешних условий, влияющих на инновационный  потенциал предприятия:

- возможности для производства  новых или улучшенных видов  продукции или услуг (процессные  и технологические инновации);

- возможности для изменения  социальных отношений на предприятии  (кадровые инновации);

- возможности для разработки  новых методов управления (управленческие  инновации);

- возможности для создания  новых механизмов продвижения  продукции на рынок (рыночные  инновации);

- возможности приобретения  ноу-хау, патентов;

- законодательная база, низкая  ставка рефинансирования, льготное  налогообложение;

- взаимодействие власти  и бизнеса;

- практика коммерциализации  технологий.

Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно снижается.

Чаще всего в инновационный  климат организации включают такие  параметры, как:

• «видение» персоналом фирмы основных направлений и будущих ориентиров научно-технического и рыночного развития;

• целенаправленные усилия по выдвижению новых идей, преодолению бюрократических организационных барьеров, развитию творческих способностей персонала, расширению полномочий инноваторов, усилению внимания всех работников к «достижению высокого качества и образцового состояния фирмы»;

• понимание каждым работником своей роли в общих усилиях по реализации технической стратегии;

• восприятие динамичных научно-технических и организационных изменений на всех уровнях руководства компании.

Создание благоприятного инновационного климата предполагает атмосферу доверия, выявление и  преодоление факторов, «блокирующих»  творческие усилия и совместную поисковую  работу персонала, расширение полномочий инноваторов на рабочем месте, использование  организационных и психологических  инструментов, помогающих «генерировать» новые идеи.

В структуре внешней среды  организации выделяют макросреду и  микросреду.

В макросреде выделяются четыре стратегические сферы: социальная (С), технологическая (Т), экономическая (Э) и политическая (П).

Микросреда организации  рассматривается как совокупность стратегических зон ближайшего окружения, как состав субъектов, непосредственно  с ней взаимодействующих и  прямо влияющих на состояние инновационного потенциала.

При анализе инновационного климата необходимо знать что  объектом анализа выступают сферы  внешней макросреды, а предметом - их влияние на инновационные цели и стратегии, то есть определение  инновационного макроклимата.

При необходимости можно  углубить объект анализа за счет других двух векторов - территориального масштаба и отраслей. Однако в некоторой  части эти два вектора уже  учтены в структурах и характеристиках  сфер.

Можно выделить 10 основных условий поддержания инновационного климата:

1. Предоставление необходимых  ресурсов

Поддержание творческого  климата в организации требует  значительных ресурсов, включающих время, умения, деньги и информацию. Особенно важно время, так как мало хороших  идей рождается в спешке.

2. Распространение идей  внутри организации

Либерализация обмена идеями и информацией в организации  способствуют лучшему освещению  проблемы и снижают сопротивление  нововведениям.

3. Стимулирование открытых  групповых процессов

Все группы работников, связанные  с созданием новых продуктов (процессов) должны поощряться в отделении генерирования  идей от оценки идей. Особое значение имеет, чтобы члены проектных групп  чувствовали себя свободными в выражении  своего мнения.

4. Признание стоящих идей

Лучший способ стимулировать открытость мнений - постоянное признание и оценка заслуг людей, выдвигающих ценные идеи.

5. Выражать доверие работникам

Признание ценности идей - один из способов показывать работникам, что вы доверяете их способностям и признаете их преданность делу. В более общем смысле, показывать доверие может быть частью общей философии менеджмента, основанной на использовании творческого потенциала всех работников.

6. Подчеркивать профессионализм

Неотъемлемая часть доверия  работникам - подчеркивание ценности и уровня профессиональных знаний ключевых специалистов организации. Лучшим специалистам должны быть предоставлены условия  профессионального роста, возможности  общения с коллегами на семинарах, выставках, конференциях и т.п.

7. Признавать потребность  работников в автономии

Большинство специалистов достигают  максимума в работе, когда они  внутри мотивированы не только возможным  вознаграждением, но и содержанием  работы. Ощущение свободы творчества возникает лишь при определенном уровне независимости в работе.

8. Давать возможность  поскользнуться

Независимость в работе неизбежно связана с ошибками. Нельзя считать несистематические ошибки намеренными проступками или преступлениями.

9. Использовать децентрализованные  структуры принятия решений.

Значительная часть решений по поводу инновационной деятельности может быть передана на нижние уровни управления при должном разделении прав и ответственности.

10. Ослаблять формализацию  организационной структуры

Инновации постоянно требуют активной координации между функциями и подразделениями, что не достижимо при использовании исключительно формальных структур управления. Нужно изыскивать возможности для организации общения специалистов вне служебной обстановки и использования целевых групп. Значительная часть задач по поддержанию инновационного климата в организации решается путем разработки и последовательной реализации адекватных форм и методов материального стимулирования.

Инновационный потенциал.

Инновационный потенциал - это  интегральная оценка состояния элементов  инновационной системы (активной части  производственно-хозяйственной системы - ПХС).

Инновационный потенциал  организации также является мерой  ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной  цели, то есть мерой готовности к  реализации инновационного проекта  или программы инновационных  преобразований и внедрения инновации.

Ряд исследователей считают, что инновационный потенциал предприятия, научно-технической организации – это совокупность научно-технических, технологических, инфраструктурных, финансовых, правовых, социо - культурных и иных возможностей обеспечить восприятие и реализацию новшеств, т.е. получение инноваций, образующих единую систему появления и развития в ней идей и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции или услуг в соответствии с целью и стратегией предприятия. В то же время это «мера готовности» предприятия осуществлять стратегию, ориентированную на внедрение новых продуктов. Вместе с тем, инновационный потенциал включает, наряду с технологическим прогрессом институциональные формы, сопряженные с механизмами научно-технического развития, инновационную культуру общества, восприимчивость его к нововведениям.

Информация о работе Оценка уровня инновационного развития предприятий