Перевод экономики Санкт-Петербурга на инновационный путь развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе мы рассмотрим внедрение инновационной политики в экономику Санкт-Петербурга и пути перевода ее на инновационный путь развития. Санкт-Петербург все три века своего существования был лидером российской промышленности. Его предприятия традиционно оснащались самыми совершенными станками и оборудованием. Заводы и фабрики города всегда были пионерами в выпуске новейших видов продукции. Благодаря инновационному пути развития, город сохранял свои конкурентные преимущества. К сожалению, в кризисные годы промышленности города был нанесен такой удар, от которого она не оправилась до сих пор. Ситуация осложнена еще и тем, что ныне мы вступили уже в постиндустриальный период

Содержание

Введение с.3

1.Тенденции инновационного развития российской экономики с.4
2.Стратегия развития Санкт-Петербурга с.12
3.Инновационная инфраструктура Санкт-Петербурга с.14
4.Инновационная деятельность Санкт-Петербурга с.18
Заключение с.28

Список источников с.29

Вложенные файлы: 1 файл

Иновационный Менеджмент.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

    Низкая  в целом результативность инноваций  заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Подавляющая часть  их экспорта приходится на продукцию, не подвергавшуюся технологическим  изменениям, а доля инновационных  товаров, работ и услуг составляет всего 7,9%.

    В настоящее время российские предприниматели  вкладывают в научную деятельность и разработку технологий значительно  меньше средств, чем их конкуренты в  развитых и многих развивающихся  странах. Для того чтобы противостоять конкуренции на внешних и все более открытом внутреннем рынках, российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции, осваивать прорывные направления, усиливать свой исследовательский потенциал. Одновременно правительство страны должно создавать и постоянно совершенствовать систему стимулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии роста. Перспективу долгосрочного и успешного развития технологически сложных отраслей обеспечит не модернизация конструктивно устаревших моделей, а разработка и запуск конкурентоспособных, востребованных на мировом рынке изделий.

    В настоящее время в Росси заметно  повышается роль институтов развития, которые обеспечиваю решение  ряда критичных для ее экономического роста проблем. Среди них –  слабость производственной и социальной инфраструктуры, механизмов поддержки и стимулирования инноваций, малого и среднего бизнеса, несырьевого экспорта, неэффективность использования ресурсов, отсутствие заметного прогресса в развитии высокотехнологических производств, сохранение болезненных региональных диспропорций. Выстраиваемая в настоящее время инновационная инфраструктура не выполняет своей главной задачи – обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования полного цикла инновационной цепочки: прохождения инновационного проекта от стадии фундаментального исследования до выпуска промышленной продукции. При этом, отдельные элемент инновационной инфраструктуры, призванный стимулировать эффективное функционирование определенного звена инновационной цепочки, не справляется со своей задачей.

    Так, из 80 действующих в России технопарков  всего 10, по оценкам экспертов, работают эффективно.

    В 2007 г. был создан или капитализирован  за счет средств бюджета несколько  корпораций развития, призванных обеспечить ускоренное развитие инновационной сферы.

    Главные причины фактического отсутствия венчурного капитала в стране – отсутствие стимулов к инвестициям в высокорисковые проекты и малый объем доступных  для венчурных капиталистов денежных средств.

    Серьезнейший  недостаток системы институтов развития в ее сегодняшнем виде – невыполнение своего главного назначения – поддержки действительно инновационных проектов с высоким риском, помощи в прохождении наиболее сложных стадий развития проектов. Институты, призванные содействовать становлению малых инновационных предприятий, на деле осуществляют инвестиции в зрелые компании. Тем самым, государство не устраняет «провал рынка», а становится конкурентом частному сектору в поиске выгодных вложений с невысоким риском.

    Система институтов не содействует выстраиванию коммуникаций между НИИ, малым бизнесом и крупным бизнесом. В требованиях к проектам для получения финансирования отсутствует требование наличия выстроенной сети коммуникаций.

    Система институтов не способствует успешному  функционированию цепочки «наука – образование – бизнес». Отдельные программы, реализуемые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, идейно перспективные, не снабжены достаточным финансовым и административным ресурсом.

    Институты, призванные стимулировать спрос на инновации со стороны средних и крупных компаний (который на сегодняшний день очень низок), не решают эту задачу. Банк Развития поддерживает лишь отдельные проекты в определенных отраслях. Российский фонд технологического развития владеет малым объемом средств на эти цели (400 млн. руб. в год), а процедура обращения в Фонд сильно забюрократизирована.   

    Не  продуман механизм перехода созданной  инновационной продукции в промышленное производство. 

    Деятельность  институтов не направлена на нефинансовую поддержку инновационных проектов – информационную, консалтинговую, экспортную.

    Финансовый  ресурс инновационных институтов развития ограничен. Так, бюджет Фонда содействия развития развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере составляет 1,5% расходов государственного бюджета на гражданскую науку, бюджет Российского фонда технологического развития – в пределах 1,5 – 4%.

    Таким образом, основные слабости инновационной  инфраструктуры на сегодняшний день – недостаточность бюджетного финансирования и слабость государственного контроля за выполнением элементами инфраструктуры своих действительных функций.

      В 2007-2008гг было создано семь  специальных институтов развития, как государственные корпорации. Привлекательность правовой модели государственной корпорации во многом связана с возможностью ее наполнения практически любым содержанием, создания структур, реализующих самые различные цели, функции и задачи. Но этому противопоставляются вполне вероятные риски размывания национальной правовой системы, ухудшения ее качества, возможность возникновения монополизации корпорациями отдельных сфер и сегментов деятельности, зависимость подобных институтов от колебаний политической конъюнктуры.

    На  практике инновации пока слабо влияют на экономику, и  макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых.

    Анализ  показывает, что к инновациям более  всего расположены крупные экономически состоятельные предприятия, имеющие  достаточные финансовые, кадровые и  интеллектуальные ресурсы. Чем крупнее предприятия, тем выше среди них доля инноваторов. Очевидные успехи демонстрируют высокотехнологичные отрасли, предприятия которых не отличаются ни объемами производимой продукции, ни крупными инвестициями. Их инновационная активность превысила 30%, что близко к среднеевропейскому уровню. В их случае значение имеют не только более развитый научный потенциал, наличие квалифицированных кадров, высокая интенсивность инновационных затрат и ориентация на внешние рынки сбыта, но и определенная поддержка со стороны государства в ее различных формах.  Однако из-за ограниченности объемов производства эти сектора пока  слабо влияют на инновационное «качество» российской экономики в целом.

    Привлечение в инновационную сферу резерва, связанного с деятельностью малых и средних фирм, требует серьезных усилий со стороны государства. Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям, способностью обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В России на фоне слабой в целом инфраструктуры поддержки малого бизнеса он пока не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности. Доля малых инновационных предприятий составляет лишь 1,6% и эта тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет. Малые фирмы не имеют для реализации даже небольших инновационных проектов ни требуемых финансовых ресурсов, ни научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени. Как правило, им необходимо всестороннее содействие либо государства, либо внешних инвесторов, которые в нашей стране достаточно пассивны.

    В последние годы, и особенно в условиях кризиса, особое значение для повышения эффективности производства приобретают организационные маркетинговые инновации. Организационные нововведения выражаются во внедрении современных методов корпоративного управления как общепризнанного фактора конкурентоспособности, совершенствовании действующих и применении новых механизмов и форм организации производства и труда. Во всем мире активно развиваются маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличении масштабов производства и рынков сбыта. Уровень активности российских предприятий здесь очень низок.

    Экономика нуждается в различных типах  инноваций, но именно продуктовые технологические  инновации в наибольшей степени  определяют формирование инновационной  составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Они воздействуют не только на расширение рынков сбыта, но и на улучшение ассортимента продукции, повышение ее качества.

    В России в обозримый период будет  сложно преодолевать «расстояние», отдаляющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. В целом, в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны. Потенциал для перехода к инновационной модели, безусловно, имеется и его нужно развивать.

    При этом необходимо отметить, что степень  и сроки реализации целей научно-технологического развития, а также сама возможность достижения стратегических целей развития страны определяющим образом зависят от достижения конструктивного консенсуса государства, бизнеса и науки.

  1. Стратегия развития Санкт-Петербурга.

    Санкт-Петербург  достиг значительных успехов в сфере  государственного планирования. В городе принят целый ряд документов стратегического, среднесрочного и текущего планирования, регламентирующих перспективы развития мегаполиса.

    В июне 2007 года Правительством Санкт-Петербурга было издано Постановление «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года». Этот документ зафиксировал главную цель развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе – стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.

    В понятие качества жизни прежде всего включается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.

    Основными направлениями развития Санкт-Петербурга до 2025 года были признаны:

    Санкт-Петербург  – мировой город. Санкт-Петербург будет развиваться как город, открытый миру, крупнейший международный центр делового, политического и культурного сотрудничества, интегрированный в мировую экономику. Санкт-Петербург станет местом, где проводятся представительские переговоры, в том числе на высшем уровне, конференции, форумы и принимаются важнейшие политические и экономические решения, оказывающие большое влияние на развитие международного сообщества. Кроме того, Санкт-Петербург возьмет на себя выполнение целого ряда общегосударственных федеральных функций.

    Санкт-Петербург  укрепит свою роль культурной столицы России, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.

    Санкт-Петербург  – торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.

    Важнейшим элементом развития в этом направлении станет реконструкция и расширение мощностей Большого порта Санкт-Петербург, строительство новых терминалов. Возможно выделение всего пригодного для подхода судов побережья для территории порта, проведение дноуглубительных работ в целях обеспечения необходимой глубины фарватера для крупнотоннажных судов. Будет завершено строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра. Эти дороги позволят разгрузить Санкт-Петербург от транзитного грузового автомобильного транспорта. Также будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль для пассажирского и грузового сообщения с Москвой, модернизирован аэропорт, введены в строй терминал «Пулково-3» и прилегающая к нему зона экономического развития.

    В результате через Санкт-Петербург  будет осуществляться более 50% объемов  экспорта России в страны Европейского союза и более 50% импорта РФ из стран Европейского союза. В Санкт-Петербурге возрастет число предприятий, занимающихся обслуживанием грузов: сортировкой, упаковкой, сборкой. Этот сектор наряду с транспортной отраслью будет обеспечивать основную долю доходов экономики Санкт-Петербурга.

Информация о работе Перевод экономики Санкт-Петербурга на инновационный путь развития