Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 16:19, контрольная работа
В данной работе мы рассмотрим внедрение инновационной политики в экономику Санкт-Петербурга и пути перевода ее на инновационный путь развития. Санкт-Петербург все три века своего существования был лидером российской промышленности. Его предприятия традиционно оснащались самыми совершенными станками и оборудованием. Заводы и фабрики города всегда были пионерами в выпуске новейших видов продукции. Благодаря инновационному пути развития, город сохранял свои конкурентные преимущества. К сожалению, в кризисные годы промышленности города был нанесен такой удар, от которого она не оправилась до сих пор. Ситуация осложнена еще и тем, что ныне мы вступили уже в постиндустриальный период
Введение с.3
1.Тенденции инновационного развития российской экономики с.4
2.Стратегия развития Санкт-Петербурга с.12
3.Инновационная инфраструктура Санкт-Петербурга с.14
4.Инновационная деятельность Санкт-Петербурга с.18
Заключение с.28
Список источников с.29
Низкая в целом результативность инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках. Подавляющая часть их экспорта приходится на продукцию, не подвергавшуюся технологическим изменениям, а доля инновационных товаров, работ и услуг составляет всего 7,9%.
В настоящее время российские предприниматели вкладывают в научную деятельность и разработку технологий значительно меньше средств, чем их конкуренты в развитых и многих развивающихся странах. Для того чтобы противостоять конкуренции на внешних и все более открытом внутреннем рынках, российской промышленности необходимо наращивать стратегические инвестиции, осваивать прорывные направления, усиливать свой исследовательский потенциал. Одновременно правительство страны должно создавать и постоянно совершенствовать систему стимулов, подталкивающих бизнес к новой стратегии роста. Перспективу долгосрочного и успешного развития технологически сложных отраслей обеспечит не модернизация конструктивно устаревших моделей, а разработка и запуск конкурентоспособных, востребованных на мировом рынке изделий.
В
настоящее время в Росси
Так, из 80 действующих в России технопарков всего 10, по оценкам экспертов, работают эффективно.
В 2007 г. был создан или капитализирован за счет средств бюджета несколько корпораций развития, призванных обеспечить ускоренное развитие инновационной сферы.
Главные
причины фактического отсутствия венчурного
капитала в стране – отсутствие
стимулов к инвестициям в высокорисковые
проекты и малый объем
Серьезнейший недостаток системы институтов развития в ее сегодняшнем виде – невыполнение своего главного назначения – поддержки действительно инновационных проектов с высоким риском, помощи в прохождении наиболее сложных стадий развития проектов. Институты, призванные содействовать становлению малых инновационных предприятий, на деле осуществляют инвестиции в зрелые компании. Тем самым, государство не устраняет «провал рынка», а становится конкурентом частному сектору в поиске выгодных вложений с невысоким риском.
Система институтов не содействует выстраиванию коммуникаций между НИИ, малым бизнесом и крупным бизнесом. В требованиях к проектам для получения финансирования отсутствует требование наличия выстроенной сети коммуникаций.
Система институтов не способствует успешному функционированию цепочки «наука – образование – бизнес». Отдельные программы, реализуемые Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, идейно перспективные, не снабжены достаточным финансовым и административным ресурсом.
Институты, призванные стимулировать спрос на инновации со стороны средних и крупных компаний (который на сегодняшний день очень низок), не решают эту задачу. Банк Развития поддерживает лишь отдельные проекты в определенных отраслях. Российский фонд технологического развития владеет малым объемом средств на эти цели (400 млн. руб. в год), а процедура обращения в Фонд сильно забюрократизирована.
Не
продуман механизм перехода созданной
инновационной продукции в
Деятельность институтов не направлена на нефинансовую поддержку инновационных проектов – информационную, консалтинговую, экспортную.
Финансовый ресурс инновационных институтов развития ограничен. Так, бюджет Фонда содействия развития развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере составляет 1,5% расходов государственного бюджета на гражданскую науку, бюджет Российского фонда технологического развития – в пределах 1,5 – 4%.
Таким образом, основные слабости инновационной инфраструктуры на сегодняшний день – недостаточность бюджетного финансирования и слабость государственного контроля за выполнением элементами инфраструктуры своих действительных функций.
В 2007-2008гг было создано
На практике инновации пока слабо влияют на экономику, и макроэкономическая ситуация и институциональная среда сдерживают инновационную активность предприятий. Ее низкий уровень характерен для всех видов экономической деятельности - промышленного производства (включая малое предпринимательство) и сферы услуг, - как и для всех типов инноваций – технологических, организационных, маркетинговых.
Анализ
показывает, что к инновациям более
всего расположены крупные
Привлечение в инновационную сферу резерва, связанного с деятельностью малых и средних фирм, требует серьезных усилий со стороны государства. Важная роль в интенсификации инновационных процессов принадлежит малым предприятиям, что обусловлено их инициативностью, гибкостью, способностью быстро приспосабливаться к новым требованиям, способностью обеспечивать результативное освоение технологий и выпуск мелкосерийной инновационной продукции. В России на фоне слабой в целом инфраструктуры поддержки малого бизнеса он пока не может влиять на повышение общего уровня инновационной активности. Доля малых инновационных предприятий составляет лишь 1,6% и эта тенденция сохраняется на протяжении всех последних лет. Малые фирмы не имеют для реализации даже небольших инновационных проектов ни требуемых финансовых ресурсов, ни научного потенциала и квалифицированных кадров, ни резерва времени. Как правило, им необходимо всестороннее содействие либо государства, либо внешних инвесторов, которые в нашей стране достаточно пассивны.
В последние годы, и особенно в условиях кризиса, особое значение для повышения эффективности производства приобретают организационные маркетинговые инновации. Организационные нововведения выражаются во внедрении современных методов корпоративного управления как общепризнанного фактора конкурентоспособности, совершенствовании действующих и применении новых механизмов и форм организации производства и труда. Во всем мире активно развиваются маркетинговые инновации, нацеленные на адаптацию продукции и услуг к потребностям клиентов, увеличении масштабов производства и рынков сбыта. Уровень активности российских предприятий здесь очень низок.
Экономика нуждается в различных типах инноваций, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Они воздействуют не только на расширение рынков сбыта, но и на улучшение ассортимента продукции, повышение ее качества.
В России в обозримый период будет сложно преодолевать «расстояние», отдаляющее ее от многих успешно развивающихся инновационных экономик. В целом, в настоящее время существуют необходимые предпосылки и возможности для осуществления перевода экономики на инновационный путь развития и обеспечения за счет этого достижения стратегических целей развития страны. Потенциал для перехода к инновационной модели, безусловно, имеется и его нужно развивать.
При этом необходимо отметить, что степень и сроки реализации целей научно-технологического развития, а также сама возможность достижения стратегических целей развития страны определяющим образом зависят от достижения конструктивного консенсуса государства, бизнеса и науки.
Санкт-Петербург достиг значительных успехов в сфере государственного планирования. В городе принят целый ряд документов стратегического, среднесрочного и текущего планирования, регламентирующих перспективы развития мегаполиса.
В июне 2007 года Правительством Санкт-Петербурга было издано Постановление «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года». Этот документ зафиксировал главную цель развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе – стабильное улучшение качества жизни населения Санкт-Петербурга с ориентацией на обеспечение европейского качества жизни на основе формирования Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, укрепления его роли главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России.
В понятие качества жизни прежде всего включается наличие хорошей работы и достойной зарплаты, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, общественная безопасность, политическая стабильность, возможности образования, культурные и досуговые возможности, качество окружающей среды.
Основными направлениями развития Санкт-Петербурга до 2025 года были признаны:
Санкт-Петербург
– мировой город. Санкт-
Санкт-Петербург укрепит свою роль культурной столицы России, места проведения фестивалей, выставок и концертов, немалая часть из которых будет иметь международное значение. Повысится туристическая привлекательность Санкт-Петербурга, что позволит ему войти в число ведущих европейских центров международного туризма. При этом будет обеспечено безусловное выполнение всех международных обязательств по отношению к объектам, находящимся в границах территории Санкт-Петербурга и включенным в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Таким образом, Санкт-Петербург станет городом мирового значения.
Санкт-Петербург – торгово-транспортный узел. Развитие Санкт-Петербурга как крупнейшего российского торгово-транспортного центра международного значения, расположенного на Балтике, предусматривает принятие мер по стимулированию движения экспортно-импортных грузов через Санкт-Петербург или непосредственно прилегающие к нему территории, упрощению порядка пересечения границы и прохождения таможенных процедур, строительству новых таможенных терминалов.
Важнейшим элементом развития в этом направлении станет реконструкция и расширение мощностей Большого порта Санкт-Петербург, строительство новых терминалов. Возможно выделение всего пригодного для подхода судов побережья для территории порта, проведение дноуглубительных работ в целях обеспечения необходимой глубины фарватера для крупнотоннажных судов. Будет завершено строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга, Западного скоростного диаметра. Эти дороги позволят разгрузить Санкт-Петербург от транзитного грузового автомобильного транспорта. Также будет построена высокоскоростная железнодорожная магистраль для пассажирского и грузового сообщения с Москвой, модернизирован аэропорт, введены в строй терминал «Пулково-3» и прилегающая к нему зона экономического развития.
В результате через Санкт-Петербург будет осуществляться более 50% объемов экспорта России в страны Европейского союза и более 50% импорта РФ из стран Европейского союза. В Санкт-Петербурге возрастет число предприятий, занимающихся обслуживанием грузов: сортировкой, упаковкой, сборкой. Этот сектор наряду с транспортной отраслью будет обеспечивать основную долю доходов экономики Санкт-Петербурга.
Информация о работе Перевод экономики Санкт-Петербурга на инновационный путь развития