Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 14:08, реферат
Целью нашей работы является рассмотреть транспортную инфраструктуру на примере Тюменской области.
В соответствие с целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить понятие транспортной инфраструктуры
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу системы регулирования транспортной инфраструктуры
3. Выделить проблемы управления транспортной инфраструктурой
1.2 Нормативно-правовая база системы регулирования транспортной инфраструктуры
Создание нормативной
правовой базы транспортной деятельности,
соответствующей складывающимся в
России социально-экономическим
Законодательной базой для
разработки государственной транспортной
политики, включая стратегию развития
транспорта в целом и его отдельных
отраслей, являются Конституция Российской
Федерации, Гражданский кодекс Российской
Федерации, Налоговый кодекс Российской
Федерации, Бюджетный кодекс Российской
Федерации, другие нормативные правовые
акты, регулирующие общественные отношения,
а также подзаконные
За последние годы Министерством транспорта Российской Федерации разработан, принят палатами Федерального Собрания РФ и подписан Президентом РФ ряд федеральных законов, регулирующих деятельность транспортной отрасли России.
В области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:
· «О безопасности дорожного движения»;
· «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»;
· «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В области гражданской авиации:
· Воздушный кодекс Российской Федерации».
В области морского и речного транспорта:
· «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации»;
· «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
· «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
· «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Кроме того, ратифицирован
целый ряд международных
Вместе с тем значительная часть действующих на отдельных видах транспорта нормативных актов не в полной мере соответствуют, проводимым в государстве экономическим преобразованиям, связанным с развитием рыночных отношений, изменением форм собственности, и вызывает необходимость изменения правовой базы, регламентирующей работу транспортной отрасли.
Одним из главных условий дальнейшего развития транспортной системы является создание нормативной правовой базы транспортной сферы, отвечающей складывающейся социально-экономической ситуации, и ее постепенная гармонизация с правовыми нормами, действующими в странах ЕС, для обеспечения дальнейшей интеграции России в европейскую и мировую транспортную систему.
В этой связи представляется необходимым, прежде всего, принятие базовых законов по вопросам автомобильного транспорта, портовой деятельности и дорожного хозяйства, совершенствование нормативной правовой базы железнодорожного транспорта с учетом проводимой реформы федерального железнодорожного транспорта, создания и развития рынка железнодорожных перевозок.
Кроме того, необходимо проводить
формирование законодательной базы
транспортного комплекса с
«Транспортная стратегия Российской Федерации до 2020 года», разработанная и утвержденная Министерством транспорта РФ, является основным документом, который определяет направления транспортной политики страны. Согласно этому документу развитие современной эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей снижение транспортных издержек, ускорение движения грузов и пассажиров, является важнейшей стратегической целью. При этом практика государственно-частного партнерства является наиболее перспективной и предпочтительной при реализации инфраструктурных проектов. По словам министра транспорта РФ И. Левитина, долгосрочное планирование транспортного развития возможно только с учетом интересов бизнеса: вложения в развитие транспортной инфраструктуры в соотношении «бизнес -- бюджет» определены как 1 руб. к 2,5 руб.
Цели Министерства транспорта на 2010-2012 год:
Цель 1 - развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.
Достижение этой цели позволит
обеспечить экономический рост и
социальное развитие, укрепление связей
между регионами России, повышение
конкурентоспособности и
Создание эффективной транспортной инфраструктуры позволит обеспечить территориальную целостность государства, связанность регионов России в единое экономическое и оборонное пространство, ускорить развитие мультимодальных перевозок, обеспечить выходы к труднодоступным сырьевым базам и комплексное освоение Сибири и Дальнего Востока.
Цель 2 - повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения.
Достижение данной цели означает удовлетворение в полном объеме растущих потребностей населения по передвижению, отсутствие дефицита мощностей, высокую пропускную способность и техническую оснащенность транспортной инфраструктуры, ликвидацию ограничений на развитие существующих и освоение новых территорий, а также повышение ценовой доступности социально значимых услуг транспорта, а также обеспечение поддержки перевозок пассажиров на социально значимых направлениях.
Цель 3 - повышение
Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграция России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
В рамках реализации цели предусматривается осуществление инвестиционных проектов по комплексному развитию международных транспортных коридоров.
Предлагается сконцентрировать
финансовые и организационные усилия
по совершенствованию существующих
транспортных коридоров, созданию альтернативных
маршрутов для ускорения
Цель 4 - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
Достижение этой цели позволит повысить безопасность транспортного процесса, сократить количество происшествий на транспорте и их последствия, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, подготовить квалифицированные кадры для транспортной отрасли, повысить уровень мобилизационной готовности, и, таким образом, создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
Цель 5 - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
Достижение этой цели означает разработку и внедрение современных механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, совершенствование законодательной базы, регламентирующей деятельность транспортного комплекса в условиях рыночных отношений, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
В рамках цели по улучшению
инвестиционного климата и
отработка механизмов реализации различных форм государственно-частного партнерства, разработка методического обеспечения, утверждение типовых документов, создание банка данных перспективных проектов, привлечение ведущих российских банков к реализации проектов в транспортном секторе.
Краткая характеристика бюджетных программ Министерства транспорта РФ.
Наименование: «Автомобильные дороги»
Статус: подпрограмма «Автомобильные
дороги» Федеральной целевой
программы «Модернизация
Задача: Уменьшение доли протяженности автомобильных дорог, федерального значения, не соответствующих потребностям движения, в общей протяженности сети федеральных автомобильных дорог.
Цель программы: Развитие
современной и эффективной
Наименование: Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения, не входящих в состав международных транспортных коридоров.
Статус: с 2010 подпрограмма «Автомобильные
дороги» Федеральной целевой
программы «Развитие
Задача: Увеличение протяженности
автомобильных дорог
1.3 Проблемы управления транспортной инфраструктурой. Пути их решения
Действительно, в современной России многие проблемы можно было бы решить, найдя выход в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий.[1;1]
Общая протяженность автомобильных
дорог в России -- 1114 тысяч км. Для
сравнения: в США аналогичный
показатель равен 6 млн. км. Сейчас в
России только 7% дорог соответствуют
минимальным требованиям
Основные проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети; Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог; Только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть; Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик; Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов; Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации.
Общая протяженность российских железных дорог составляет 86,151 тысяч км. На сегодняшний день в России насчитывается 508 ж/д вокзалов, 45 из которых -- внеклассовые, т.е. самые крупные и стратегически важные.
Текущая характеристика железнодорожной
инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют
железных дорого вообще, в 10 субъектах
РФ железнодорожная сеть развита
критически слабо; 23 разведанных крупнейших
месторождения ценнейших
Количество действующих аэропортов в России постоянно уменьшается, а их износ и простой увеличивается. В настоящее время в стране функционирует 351 аэропорт, из них 69 аэропортов имеют статус международных. Основная концентрация перевозок идет из/в Мосвку, при этом снижается уровень перевозок между другими городами.
Текущее состояние аэродромной сети:
только 58% аэродромов имеют взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием, остальные аэродромы имеют грунтовые ВПП;
70% взлетно-посадочных полос
с искусственным покрытием
Информация о работе Переход экономики страны к рыночным отношениям