Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:42, реферат
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности и искусством.
«Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность».
Планирование является специализированным видом управления, широко распространенным в производстве. «Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса». Планирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.
1. Определение роли и миссии организации. Согласовываются содержание и объем работы, который нужно выполнить.
2. Определение ключевых участков, требующих изменений. Определяют, на чем концентрировать внимание, энергию и интеллектуальные усилия.
3. Разработка
системы индикаторов
4. Выбор и уточнение целей.Определяются результаты, которых необходимо достичь.
5. Подготовка
планов действий. Разрабатываются
пути достижения дальнейших
а) программирование. Устанавли
б) составление графика. Устанавливаются сроки выполнения мероприятий и достижения целей.
в) составление бюджета. Определяются источники и распределяются финансовые ресурсы, необходимые для достижения целей.
г) разделение ответственности. Назначаются ответственные за конечные результаты и выполнение отдельных заданий.
д) рецензирование и доработка. Проект плана апробируется и обсуждается, прежде чем приступить к действию.
6. Установление контроля.Речь идет об обеспечении контроля за эффективным достижением целей.
7. Коммуникация.
Определяются
8. Реализация.
Осуществление практических
Программирование – это разработка составных элементов последовательного разворачивания связей с различными группами общественности для воплощения в жизнь социальной миссии организации.
Программирование PR в каждом конкретном случае может иметь особое содержание (в основном в зависимости от стратегических целей и того, с какими группами общественности приходится иметь дело каждому социальному институту). Однако существует некоторый перечень элементов, которые всегда нужно принимать во внимание в процессе программирования PR-деятельности. Эти элементы содержат:
1. Определение темы программы действий и подготовку обращений, адресованных группам общественности.
2. Определение
содержания действий и
3. Определение средств информации, которые будут использованы для коммуникации с группами общественности.
4. Выбор
принципов эффективной
Данный перечень элементов, как правило, предусматривает необходимость определенной рабочей концепции или теоретической гипотезы, на основании которой будет определяться содержание перечисленных элементов PR-деятельности. Рабочая теоретическая гипотеза должна давать PR-специалисту уверенность в его деятельности. Он должен твердо знать: в случае осуществления данных акций и коммуникативных действий будут достигнуты определенные изменения в среде общественности, которые приблизят реализацию программной цели. Рабочая теоретическая гипотеза (концепция) будет определять также и выбор той или иной тактики.
Таким образом, необходимость рабочей концепции очевидна, однако она не должна превращаться в догму. Если в ходе реализации или по завершении отдельного этапа программы, базирующейся на определенных теоретических основах, PR-менеджер не получает теоретически ожидаемых результатов, тогда ответственные за составление программы должны удостовериться, не допустили ли они ошибку в рабочих теоретических гипотезах и не произошла ли ошибка в процессе реализации программы.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функционирования организации, мотивации и контроля. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные члены будут лишены четкого способа оценки цели и направления работы корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Рассматривая все вышесказанное с точки зрения положения в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными корпорациями.
Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с механикой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов, по крайней мере настолько, насколько это касается его деятельности.
Одной из форм планирования является бизнес-план.
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит данные о виде и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырья, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, а также невозможно определить цели планирования и нужно ли оно вообще и, следовательно, невозможно построить план. На рис. 1 я попытался схематично изобразить связь анализа и планирования. После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. В экономике планирование деятельности предприятий осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы производство и закупки. При этом, конечно, все частные планы тесно взаимосвязаны между собой.
Сам процесс планирования проходит в 4 этапа:
1.разработка общих целей;
2.определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени
3.определение задач и средств их решения;
4.контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.
Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого.
Долгосрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочное планирование является рамкой, в которую уложены все краткосрочные планы. Оно имеет много общего с программированием, когда указаны цели на продолжительный промежуток времени и указаны задачи. Каждый краткосрочный план представляет собой средства, к решению задач, поставленных в долгосрочном плане. Краткосрочный план подразумевает детальное планирование всех средств, которые необходимы для решения задачи.
Приведенные выше виды планирования дают наилучший эффект при правильном их сочетании. Любая компания или человек должен применять как долгосрочное, так и краткосрочное планирование. Например, при планирование производства продукта как одного из важнейших элементов рыночной стратегии целесообразно применять долгосрочное и оперативное планирование в совокупности, так как планирование производства продукта имеет свои специфические черты и определяется поставленной целью, сроками ее достижения, видом товара и так далее.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Можно выделить четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
распределение ресурсов
адаптация к внешней среде
внутренняя координация
организационное стратегическое предвидение
Наиболее важны следующие задачи финансового планирования:
Обеспечение оптимального вклада финансовых планов в корпоративные цели. Это означает, что финансовые планы совместимы с корпоративным планом.
Гипотезы, на которых основаны прогнозы, ясно сформулированы, указаны элементы уместных изменений в будущем. Они учитывают порой конфликтующие интересы участвующих в “доле” (держатели акций, внутренние и внешние формы группы давления).
Финансовые последствия принятия предложений по условиям прибыли, затрат, продажных цен, оборота и т.д. анализируются и уточняются.
Планирование потока наличных средств должно осуществляться так, чтобы компания была в состоянии удовлетворять планируемые требования. Если периоды финансовых трудностей ожидаются в будущем, финансист должен уведомить высшее руководство об альтернативных вариантах действий, в частности о сокращении предложенных проектов до уровня, соотносимого с существующими финансовыми возможностями, или об увеличении дополнительных необходимых средств.
Далее все полученные результаты суммируются и представляются руководству предприятия, которое принимает решения.
Планирование в сфере образования.
Дело в том, что неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность, то есть она - реальная движущая сила общественного прогресса и в то же время условие самого существования общества. Любая деятельность включает в себя следующие основные характеристики:
наличие цели
наличие средств
результат
процесс
Наумов, рассматривая проектирование «нового образования» пишет, что «в связи с научно - технической революцией творческая деятельность приобрела массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы и кончая проблемой известной «девальвации» творческой деятельности отдельного человека в условиях включения ее в индустриальные формы организации духовного производства.»1
Обучение и учение есть непроизводственная деятельность, хотя на вопрос можно посмотреть с другой точки зрения. Если рассматривать студентов в контексте деятельности преподавателей, то получается один из видов производственной деятельности. Но только в таком контексте.
Проводя аналогию с производством видно, что при обучении преподаватель является человеком готовящим студента, а при учении происходит другой процесс. Здесь нет человека, который тебя готовит. Процесс учения протекает, используя все подручные средства, в качестве которых на определенном этапе выступают и преподаватели.
Теперь стоит поговорить собственно о планировании в обучении и учении. По моему убеждению эти два вида деятельности отличаются друг от друга.
Разница в планировании обучения и учения.
Планирование обучения производится теми, кто собирается кого - то чему - то обучать, то есть проводится обдумывание, а затем и составление плана преподавания материала, который требует госстандарт, причем чаще планирование обучения осуществляется без ведома обучаемого, что исключает его участие. В последствии, по завершению этапа планирования обучения, «подопытного», наконец, ставят перед фактом, мол вот, что тебя ожидает. А вот тут начинается процесс планирования учения.
В условиях, когда система образования всегда обучала человека очень трудно начать самому программировать и планировать учебный процесс. Как оказалось для учения просто необходимо знать точно свои цели, методы их претворения в жизнь, а также что от тебя хотят плановики твоего обучения. Немаловажным является и умение состыковаться с их работами, но в соответствии со своими целями, а, если такое невозможно, то обязательно иметь новый вариант своих работ, разработанный тобой же, но чётко показывающий, что нужно тебе, как ты это собираешься делать и зачем.
На необходимость планирования в моём учении, я обратил внимание только в ходе курса «Техники самоорганизации». Я предполагаю, что именно это и есть одна из основных задач этого курса : показать, что с планами, составленными самим собой гораздо легче осуществлять свою деятельность, заниматься познанием чего - либо
Составление плана помогает определить свои ресурсы, окружающий тебя потенциал, который можно и нужно использовать с максимальной выгодой для себя, анализировать происходящие процессы и т.д., а как всё это сделать не может знать никто, кроме тебя самого.
1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: – М.: ИНФРА-М, 2005 г.
2. Дейкстра Э.В. Программирование как вид человеческой деятельности., М.: Изд. «Экономикс», 2009 г.
3. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. – Минск: Новое знание, 2010 г.
4. Лопушинская Г.К., Петров А.Н. Планирование в условиях рынка. М., «Дашков и Ко», 2003 г.
5. Казакова С.И. Методы программирования и планирования в системах управления // Педагогические и социальные науки. №1, 2006 г. С 13-16.
6. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2008 г.
7. Окулов С.М. Основы программирования: Учебное пособие, СПб.: Изд. Дело, 2008 г.
8. Парсаданов Г.А. Планирование и программирование социально-экономической системы страны «Юнити-Дана», 2005 г.
9. Потапов Д.К., Головацкий В.А. Прогнозирования и планирование в современных условиях., Сборник научных трудов, СПб: Институт бизнеса и права, 2007.
10. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
11. Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Новикова А.А., Салтанова Т.А. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. – М.: ПРИОР, 2009 г.
Информация о работе Планирование и программирование в менеджменте