Планируемые результаты экономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 21:22, курсовая работа

Краткое описание

Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2
1. Понятие и виды инноваций……………………………………………...3
1.1 Классификация инноваций…………………………………………3
1.2 Краткая характеристика инноваций………………………………..9
1.3 Основные этапы инновационного процесса……………………..11
2. Понятие, виды и результаты инновационной деятельности………….15
2. 1 Принципы и методы инноваций…………………………………..15
2.2 Анализ инновационного процесса на ООО «Жемчуг»…………20
2.3 Оценка инновационного потенциала предприятия………………26
3. Планируемые результаты экономической деятельности……………...30
3. 1 Расчеты стратегии инноваций на ООО «Жемчуг»……………….30
3.2 Внедрение инноваций как стадия инновационного процесса.…33 Заключение………………………………………………………………….35
Библиография………………………………………………………………36
Глоссарий……………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………...2

1.   Понятие и  виды инноваций……………………………………………...3

      1.1  Классификация инноваций…………………………………………3

      1.2  Краткая характеристика инноваций………………………………..9

      1.3  Основные этапы инновационного процесса……………………..11

2. Понятие, виды и результаты инновационной деятельности………….15

      2. 1 Принципы и  методы инноваций…………………………………..15

      2.2 Анализ инновационного  процесса на ООО «Жемчуг»…………20

      2.3 Оценка инновационного потенциала предприятия………………26

3. Планируемые результаты экономической деятельности……………...30

     3. 1 Расчеты  стратегии инноваций на ООО «Жемчуг»……………….30

     3.2 Внедрение инноваций как стадия инновационного процесса.…33     Заключение………………………………………………………………….35

Библиография………………………………………………………………36

Глоссарий……………………………………………………………………37

Приложение…………………………………………………………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Понятие «инновация» является  синонимом нововведения, или новшества,  и может использоваться наряду  с ними (это можно заметить, заглянув в английские терминологические словари). В литературе встречаются несколько подходов к определению сущности инновации. Наиболее распространены две точки зрения:

     - в одном  случае нововведение  представляется  как результат  творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода и т.д.

     - в другом - как процесс введения  новых  изделий, элементов, подходов, принципов  вместо действующих [3, стр. 8].

       Более правильным представляется определить сущность инновации как результат  творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительных стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков. При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна его потребительских свойств. Техническая же новизна играет второстепенную роль [3, стр. 11].

        Данный курсовой проект является очень актуальным потому, что в настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

 

 

 

  1. Понятие и виды инноваций

1.1 Классификация  инноваций

Сегодня в условиях второго  этапа НТР  решающее значение в обеспечении конкурентоспособности фирмы играют инновации. В термин «инновация» вкладывают два понятия. Инновация – это, во-первых, новшество, т.е. новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной деятельности, потреблении, общественной жизни; во-вторых, это процесс осуществления изменений, внедрения новшеств [4, стр. 7].

Инновация - это такой процесс или результат процесса, в котором:

- используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или

- обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

- обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его;

- достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта [7, стр.7].

Инновация создается  в результате исследований и открытий, материализует научные и практические решения. Ее основное свойство – новизна, которая оценивается как по техническим  параметрам, применимости, так и с рыночных позиций по коммерческой результативности.

Инновации рассматриваются  с разных точек зрения: в связи  с технологиями, коммерцией, социальными  системами, экономическим развитием  и формулированием политики. Соответственно, в научной литературе существует широкий спектр подходов к концептуализации инноваций [5, стр. 13].

При концептуализации понятия  «инновации» полезно сравнить его  с другими понятиями. В частности, в научной литературе отмечается, что понятие «инновация» часто  смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой и термином нововведение, означающим внедрение новых решений. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Понятия «изменения» и «креативность» также иногда могут быть употреблены вместо понятия «инновации» [5, стр. 14].

Чтобы отличать инновации  от перечисленных выше понятий, нередко  уточняется, что особенность инновации  в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, позволяет инноватору получить дополнительную ценность, и связана с внедрением.

По  определению, данному  в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», инновация - конечный результат инновационной  деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности [1, стр. 21].

Методология системного описания инноваций в  условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах.

Классификация инноваций  означает распределение инноваций  на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной  схемы инноваций начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность [3, стр. 18].

Классификацию инноваций  можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации инноваций, а также к выделению ее критериев.

Можно дать следующую классификацию инноваций:

1.По масштабам распространения  инновации могут быть мировыми, национальными, отраслевыми, локальными, связанными с предприятием или его отдельным подразделением.

2.По сфере применения  различают инновации в производство, управление, рынок, потребление и  пр.

3.По видам инновации  бывают научными, техническими, технологическими, экологическими, экономическими. В последнем случае, например, речь может идти об освоении нового рынка сбыта, источника ресурсов, метода стимулирования.

4.По характеру генерирования  и внедрения различают быстрые,  замедленные, затухающие, равномерные, скачкообразные, нарастающие инновации.

5.По степени прогрессивности  инновации можно разделить на  делающие прорыв в теории и  практике (например, микропроцессор); модифицирующие, улучшающие что-то внутри существующих  систем, обеспечивающие адаптацию базовых нововведений к изменяющейся среде и их поддержку; комбинированные.

6. По характеру связи  с предшествующими образцами  инновации могут быть открывающими  новые направления в человеческой  деятельности (например, самолет); заменяющими  (электровоз и тепловоз вместо паровоза); отменяющими (бумага вместо пергамента); возвратными (современные парусные суда, дирижабли); имитирующими, в том числе ретроспективными, возвращающими к исходным идеям, модулям, конструкциям (образцы моды).

7.По целям выделяются следующие виды инноваций: для восстановления и сохранения функций существующей системы и ее основных свойств; для временного приспособления системы к количественным изменениям среды; для коренной перестройки системы и создания ее нового варианта (с изменением всех или большинства первоначальных свойств) при сохранении прежнего функционального принципа, позволяющего приспособить ее к качественным изменениям среды; для создания системы нового вида, что предполагает ее качественные изменения, но при сохранении прежнего принципа функционирования; для создания системы нового рода путем коренного изменения принципа ее функционирования.

8.По результативности  инновации делятся на завершенные  и незавершенные, успешные и  неуспешные. Нововведение, например, не  считается завершенным, если останавливается на какой-либо промежуточной стадии.

9.По степени новизны  (новизна – совокупность свойств,  характеризующих радикальность  изменений объекта) инновации  можно рассматривать как абсолютные (нет аналогов) и относительные.  Последние могут быть частичными (отдельные новые элементы) и условными (новое сочетание прежних элементов). [3, стр. 18]

По значимости различают  базисные инновации, которые реализуют  крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений  и направлений техники; улучшающие инновации, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий [3, стр. 19].

По направлениям воздействия  на процесс производства инновации  могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные  отрасли и рынки имеющихся  базисных инноваций), рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции). [3, стр. 20]

По масштабам распространения  могут быть выделены локальные инновации, развивающие имеющиеся базисные технологии; отраслевые инновации, ставшие основой для новой отрасли; и глобальные инновации, которые находят применение во всех отраслях.

По характеру удовлетворяемых  потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности  или могут создавать новые.

По степени новизны  инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации  делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения  инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание  фирмы, представляющие собой реакцию  на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области применения инновации весьма своеобразны: технические  появляются обычно в производстве продуктов  с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

- инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

- инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

- инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

- технологические;

- производственные;

- экономические;

- торговые;

- социальные;

- в области управления.

В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе «подрывных» инноваций [3, стр. 20].

.

 

 

 

 

1.2 Краткая характеристика инноваций

Потребность в инновациях возникает под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся: конкурентная борьба, задачи завоевания новых рынков, изменение политической, демографической, правовой ситуации и пр.; к внутренним: неблагоприятные условия труда, рост производственных затрат [4, стр. 9].

Поскольку новшествами, как правило, нельзя воспользоваться  без специальных  знаний, важную роль в деле их реализации играют «ноу-хау» - информация, необходимая  для их практического применения (технологические и конструкторские  секреты производства, конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и организационного характера). Она специально опускается в описании, ибо в большинстве случаев не охраняется патентами. Основными признаками «ноу-хау» считаются промышленная и коммерческая ценность и закрытость.

Все экономические процессы, как  и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности  и установки людей изменяются по мере того, как они переходят  от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой и приносит производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду [7, стр. 7].

Информация о работе Планируемые результаты экономической деятельности