Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:29, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала для организации или предприятия. Объектом исследования является набор и отбор кадров, предметом - приемы и методы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.
ВВЕДЕНИЕ…………….………………………...…………………………….….…3
Глава 1. Теоретические основы функционирования подбора и отбора персонала ….…………...………………………………………………………….…6
1.1 Подбор и расстановка персонала………………………………………..…...6
1.2 Профессиональная ориентация и подбор персонала………………..…....….
1.3 Оценка эффективности подбора персонала……………………………………
Глава 2. Организационный механизм формирования и развития подбора и отбора персонала………...……………………..…………..........................……...
2.1 Персонал предприятия и его структура…………………………………….…
Наем и отбор персонала
2.3 Методы управления персоналом……………………………………………….
2.4 Деловая оценка персонала
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования подбора и отбора персонала………………………….………………………...……….……..23
3.1 ………………………………………………...…28
3.2 Высвобождение персонала……………………………………………...…..…34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………........………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………….………..……..42
Выполнение профессиональных функций менеджеров по управлению персоналом на производстве предполагает использование различных методов. По способу воздействия руководителя на свой персонал, все методы управления обычно подразделяются на три основные группы: административные, экономические и социальные.
Административные методы
управления характеризуются
Экономические методы управления основаны на взаимодействии личных, групповых и корпоративных мотивов и интересов работников и их прямой зависимости от общих производственных результатов. В рыночных условиях экономические методы должны стать основой материального стимулирования всех работников с учетом получаемой прибыли, существующих рыночных цен и тарифов объемов производства и продажи продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Экономические методы управления
позволяют использовать на предприятии
такие формы оплаты труда и системы стимулирования,
которые дают возможность каждому работнику
трудиться с наивысшей продуктивностью
и получать за такой труд наивысшее вознаграждение.
При использовании экономических методов
хозяйствования, менеджеры должны учитывать
их основную особенность: действие этих
методов, в отличии от административных,
проявляется не сразу, а через определенный
промежуток времени, равный периоду производства
и продажи продукции на рынке, поэтому
на практике следует применять как административные
так и экономические методы управления
персоналом.
Социальные методы
управления обеспечивают
2.4. Деловая оценка персонала
Деловая оценка персонала -это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места.
На основании степени указанного соответствия решаются следующие основные задачи:
Кроме того, деловая оценка персонала может помочь в решении некоторых дополнительных задач: установление обратной связи с работником по профессиональным, организационным и иным вопросам, а также удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Оценка персонала в организации должна проводиться регулярно, для того чтобы сотрудники видели результаты своего труда, справедливо оцененные руководителями, а руководители по результатам оценки могли лучше управлять сотрудниками и эффективнее их использовать. Важная роль в осуществлении оценки принадлежит специалистам по управлению персоналом, менеджерам, в целом руководителям различного ранга.
Для осуществления оценки персонала важное значение имеет определение целей, задач, методов, критериев оценки.
Единство действий в управлении, так как единая система оценки позволяет ожидать, что действия по управлению будут соответствовать результатам оценки и будут более эффективными. Обоснованная, справедливая и гласная оценка персонала способствует здоровому морально-психологическому климату.
Длительность повышения производительности существенно зависит от правильности оценки персонала.
Основные задачи оценки персонала:
Управленческое воздействие. С помощью оценки, а также с помощью оценочного разговора сотруднику можно показать его место в соответствии с его достижениями, что способствует управляемости персонала.
Определение размеров вознаграждения, так как лишь при объективной оценке достижений сотрудника возможно справедливо оплатить его труд.
Развитие персонала, так как обеспечивает выбор достойных форм поощрения и содействия профессиональному росту работников. Рациональное использование сотрудника, поскольку оценка обязательна при занятии рабочего местаповышении по службе, перемещении, принятии решения об оставлении рабочего места.
Трудовая мотиваций, так
как она — импульс к
Кроме того, оценка персонала может помочь в решении таких значительных задач, как:
К сожалению, практически любая организация допускает ошибки деловой оценки персонала, т.е. имеет место нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или методов оценки предъявляемым требованиям. Типичными являются: ошибка экстремальности, ошибка усреднения, ошибка пристрастия и т.д. устранить полностью ошибки деловой оценки вряд ли возможно, но необходимо стремиться в максимальной степени снизить их отрицательное воздействие. Для этого должен быть очень четко проработан и реализован организационный процесс подготовки деловой оценки. И этот процесс предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
Различают два основных вида
деловой оценки персонала:
При разработке методики
деловой оценки особое
Главным действующим лицом в оценке персонала является линейный руководитель. Он отвечает за объективность и полноту информационной базы, необходимой для текущей периодической оценки и проводит оценочную беседу с сотрудником.
Глава 3. Основные направления развития и совершенствования подбора и отбора персонала
3.1
3.2.Высвобождение персонала
Американцы переживают ситуацию увольнения в среднем каждые 5 лет.
Теоретики менеджмента пришли к выводу, что через 3,5-5 лет работы на одном месте в одной должности человек перестает воспринимать как интересно любые условия обогащения труда: самостоятельность, ответственность, значимость, обратную связь, право управления ресурсами и условиями труда.
В рамках рыночной экономики человек постоянно ищет и получает возможности выгодно продать свою рабочую силу. Полезно вспомнить карьеру бывшего киноактера Р.Рейгана, а также уволенного Г.Фордом менеджера Ли Якокки.
Основная причина текучести - недовольство работников своим положением. В частности, речь идет о:
Таким образом, текучесть персонала связана не только с социальной и бытовой неустроенностью, но и со сложностями самореализации или самоутверждения. В Японии в 85% случаев мотивом увольнения является несовместимость работника и организации в целом.
Вопрос о высвобождении
Увольнение - необходимая жертва для
выживания компании. В случае подъема
деловой активности, сотрудников
можно принять снова. При любой
возможности увольнений следует
избегать или максимум смягчить их
последствия, используя для этого
все имеющиеся возможности. Если
рационализацию структуры кадров нельзя
безболезненно провести за счет повышения
их мобильности, переобучения новым
профессиям, создания новых рабочих
мест, то в критической ситуации
приходится идти на сокращение штатов.
Эта мера вынужденная и крайне
болезненная в социальном аспекте
(не зря в Японии долгое время
провозглашалась
Увольнение требует:
Каковы же основные причины высвобождения?
Сокращение персонала - это наиболее дорогостоящая форма увольнения. Персонал сокращается, если работников больше, чем это необходимо для выполнения работы. Возникновение излишней