Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 15:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы управления персоналом в системе современного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятию «менеджмент»;
определить сущность и функции кадрового менеджмента;
рассмотреть систему управления персоналом;
рассмотреть кадровое планирование
Введение………………………………………………………………….…………..3
1. Понятие «Менеджмент»…………………….……………………………………4
2. Сущность и функции кадрового менеджмента.………………………………...7
3. Система управления персоналом………………………………….………..……9
4. Кадровое планирование……………………………………………….….……..14
5. Развитие потенциала персонала…………………………………….…….…….20
6. Оценка персонала……………………………………………………….……….24
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы....…………………….………...………………………………28
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие «Менеджмент»…………………….…
2. Сущность и функции кадрового менеджмента.………………………………...7
3. Система управления персоналом…
4. Кадровое планирование………………………
5. Развитие потенциала персонала…
6. Оценка персонала……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы....…………………….………...…
Введение
Управление персоналом является одним из направлений деятельности руководителя организации, чаще всего ее владельца, принимающего решения в отношении своих сотрудников.
Для всех организаций - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг управление людьми имеет важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления [12].
Таким образом, тема курсовой работы «Управление персоналом в системе современного менеджмента» имеет актуальное значение.
Объект изучения курсовой работы – система современного менеджмента.
Предмет изучения курсовой работы – управление персоналом в системе современного менеджмента.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы управления персоналом в системе современного менеджмента.
Задачи курсовой работы:
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материал данной работы может быть использован руководителями кадровых служб на практике, а также студентами и преподавателями как дополнительный материал.
1. Понятие «Менеджмент»
Менеджмент является основным фактором предпринимательской деятельности, организующим все остальные элементы бизнеса.
Предметом труда менеджера является информация, результатом - принимаемые решения. Менеджеры всех уровней образуют систему управления предприятием.
Вообще говоря, управление может быть не только целенаправленным и осознанным, осуществляемым менеджерами предприятия. Управление может также осуществляться внешними силами из разных источников. В этом случае его называют стихийным или можно употребить термин «внешнее полиполярное управление» [4].
Так происходит управление со стороны рыночной среды, которую часто называют «стихией рынка».
Отсюда ясна главная разница между управлением и менеджментом. Менеджмент всегда осуществляется внутри предприятия и имеет целенаправленный характер. Понятие «управление» носит более широкий характер. Чаще под ним понимают функцию организованных систем различной природы, обеспечивающую достижение их целей и реализация программ функционирования.
Менеджмент - это управление людьми в процессе предпринимательской деятельности с целью повышения ее эффективности. Это подразумевает умение добиваться поставленных целей «чужими руками», используя труд и интеллект других людей. Несколько утрируя, можно сказать, что в должностной инструкции менеджера в явной или неявной форме присутствует положение: «Никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением случаев, связанных с опасностью для жизни».
Основатель кибернетики Норберт Винер назвал свою знаменитую книгу, изданную в 1948 году, так: «Кибернетика или управление и связь в животном и машине». Именно управление («control»), а не менеджмент («management»).
Управление реализуется применительно к любым системам, менеджмент - применительно к производственной фирме, к субъекту предпринимательской деятельности. В Америке, говоря о государственных органах управления, употребляют термин «public administration» - государственное управление, или общественное администрирование. Менеджмент - синоним термина «business administration» - управление бизнесом.
Однако надо иметь в виду, что бизнесмен и менеджер - не одно и то же. Бизнесмен - это предприниматель, который осуществляет бизнес, владелец предприятия. Он может управлять принадлежащим ему предприятием самостоятельно (тогда он одновременно является и менеджером), а может нанять управляющего, директора.
Менеджер - человек, прошедший специальную подготовку по изучению наиболее эффективных методов управления предприятием и являющийся профессиональным управляющим.
Менеджмент принято структурировать на отдельные функции. Общепринятого выделения функций не существует. Укрупненный перечень включает в себя: планирование; организация; мотивация; контроль.
Детализация функций менеджмента позволит расширить этот перечень:
Для простоты описания все функции менеджмента представлены в последовательном порядке. На самом деле реализация обратной связи (функции контроля и регулирования) могут изменить этапы выполнения этапов управления предприятием. После контроля может быть установлено, что сформулированные цели не достигнуты.
В этом случае возможны, например, следующие варианты действий:
А. Откорректировать ранее составленные планы и программы.
Б. Использовать другие методы организации взаимодействия звеньев производственного процесса.
В. Улучшить координацию исполнителей, обеспечив связь между ними и единое руководство их работой.
Г. Поставить более реалистичные цели.
Важно понимать, что не существует однозначной структуризации функций менеджмента. Кроме перечисленных выше, к ним относят также такие, как распорядительство, мотивация, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство, ведение переговоров и другие [5].
Таким образом, можно дать следующее определение менеджмента: менеджмент - это совокупность принципов, методов и форм управления, позволяющих выполнить поставленные перед предприятием задачи наиболее рациональным путем.
2. Сущность и функции кадрового менеджмента
Кадровый менеджмент (управление персоналом) – это целенаправленная деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений, которая включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, методы, средства и технологии управления персоналом.
Концепция управления персоналом – это система теоретико-методологических взглядов на понимание сущности, содержания, целей, задач, принципов и методов управления персоналом.
В последние годы происходят коренные изменения в принципах, методах и формах работы с персоналом. Особенно это стало заметно в связи с необходимостью быстрой реакции на происходящие изменения во внешней среде. Рост конкуренции, борьба за потребителя заставляют руководителей по новому рассматривать весь комплекс вопросов управления организацией и подходить к управлению персоналом, как к управлению человеческими ресурсами [1].
При таком подходе работники организации рассматриваются как ресурс, который (как и другие ресурсы) надо эффективно использовать для достижения целей.
Особенности подхода к управлению персоналом, как к управлению человеческими ресурсами, раскрываются в следующих положениях:
Основную роль в управлении персоналом играет кадровая служба организации, на которую возложены следующие задачи:
Таким образом, сущность и функции кадрового менеджмента заключаются в особенности подхода к работникам как к человеческому ресурсу, который нужно эффективно использовать для достижения целей.
3. Система управления персоналом
Система управления персоналом включает в себя следующие компоненты:
Персонал – это коллектив предприятия, а управление персоналом – это управленческая деятельность, объектом которой является коллектив работников.
Близкими понятиями к управлению персоналом являются понятия «управление кадрами», «управление человеческими ресурсами», «управление человеческим фактором». Вместе с тем иногда эти термины дифференцируют. Под кадрами в ряде случаев подразумевают не весь коллектив работающих, а только высший управленческий состав. Говоря об управлении человеческими ресурсами, можно иметь в виду решение, только стратегических вопросов обеспечения производственной деятельности трудовыми ресурсами, а не текущую работу со всеми сотрудниками.
Именно в процессе управления персоналом решается задача менеджера: добиться от сотрудников наиболее эффективного выполнения задач, стоящих перед предприятием.
Работа по управлению персоналом является многоплановой. Она предполагает освоение теоретических и методологических основ организационно – административной работы с персоналом, использование психологических методов воздействия на человека, рассмотрение в качестве основы управления персоналом экономических механизмов рынка. Важными являются конкретные вопросы документального и правового обеспечения управления кадрами и изучение рекомендаций по решению практических вопросов в деятельности службы управления персоналом [13].
Все службы, все системы предприятия обеспечивают достижение конечного результата. Не является исключением и система управления персоналом. Более того, система управления персоналом оказывает самое значительное влияние на работу фирмы в целом. Если какое-то подразделение не справляется со своими задачами, то это означает, что на работу были приняты сотрудники, не обладающие нужными деловыми качествами, не осуществляется их переподготовка, повышение квалификации и обучение рациональным трудовым приемам, не используется система аттестации кадров, отсутствует эффективная система мотивации и сотрудники не заинтересованы в конечных результатах фирмы. Все эти задачи являются задачами системы управления персоналом .
Система управления персоналом должна оперативно реагировать на изменения внешней среды, радикальные изменения которой прошли в последнее время:
1. В России происходит
2. Произошла компьютерная революция, затронувшая различные сферы: подготовка служебных писем и формирование служебных баз данных, бездокументные технологии делопроизводства, виртуальные предприятия, связывающие в единую технологическую цепочку различные производства, расположенные, возможно, на различных континентах.