Понятие и виды адаптации персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:04, реферат

Краткое описание

В общем смысле адаптацией является реакция субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению ее эффективности. Этой реакцией можно целенаправленно управлять.

Вложенные файлы: 1 файл

Адаптация персонала.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Понятие и виды адаптации персонала

В общем смысле адаптацией является реакция субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению ее эффективности. Этой реакцией можно целенаправленно управлять.

Адаптация имеет две стороны:

1. Совокупность внутренних  психологических процессов, в рамках  которых происходит отвыкание  человека от прежней работы  и привыкание к новой, полное  приспособление (ассимиляция) к среде, отождествление личных интересов  и целей с общими (идентификация).

2. Совокупность организационных  мероприятий, протекающих под контролем службы персонала и облегчающих новому работнику овладение новыми трудовыми функциями, знаниями и навыками, усвоение правил и стандартов поведения, приспособление к условиям труда и социальной среде.

Конкретные задачи такого управления:

¨ ускорение достижения приемлемых показателей в работе;

¨ облегчение вхождения в коллектив;

¨ снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;

¨ сокращение текучести кадров;

¨ экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;

¨ повышение удовлетворенности работой;

¨ достижение в результате общей экономии затрат.

Обычно адаптация на «самотеке» продолжается до 1,5 лет, но при грамотном управлении ее срок сокращается до нескольких месяцев.

Процесс адаптации включает несколько этапов.

1. Ознакомительный, длящийся примерно месяц. В его рамках происходит знакомство нового сотрудника с организацией, обязанностями, правами, требованиями, возможностями (за этот период можно продемонстрировать свои возможности). Одновременно происходит оценка его подготовленности к работе.

2. Этап вхождения (продолжительностью до года), когда достигается овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных требований, освоение в новом коллективе.

3. Интеграционный, в течение которого постепенно происходит приобретение, углубление и совершенствование необходимых навыков и знаний, формирование их единого комплекса. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать, получать удовлетворение от своего труда, стремиться к совершенствованию.

Способность человека к адаптации определяется возможностью предвидеть основные негативные факторы, с которыми он может столкнуться, и умением быстро на них реагировать.

Принято различать первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта), связанную, как правило, с бόльшими трудностями, и вторичную (для опытных работников), обычно протекающую быстрее и не требующую особой помощи со стороны руководителя.

Элементом первичной адаптации можно считать профессиональную ориентацию, представляющую собой комплекс организационно-воспитательных мероприятий, направленных на ознакомление с существующими видами деятельности, выявление интереса, склонности и пригодности к ним, показ их социального престижа, привлекательности и значимости, формирование личной предрасположенности. Это позволяет молодым людям принять соответствующее решение или повысить уровень своей трудовой мотивации.

Этапами профессиональной ориентации являются:

¨ знакомство с профессией, дающее о ней начальное представление;

¨ осознание своих интересов и способностей в данной области;

¨ принятие решения.

Наиболее значимыми критериями выбора профессии являются интеллектуальный и образовательный уровень, условия труда, социальный пакет, перспективы профессионального совершенствования и карьеры, возможности творчества.

 

По направленности выделяют несколько видов адаптации, основными среди которых считаются организационная, профессиональная, социально-психологическая, психофизиологическая.

Организационная адаптация состоит в приспособлении к новому месту работы, действующим правилам и порядкам, организации труда, способам действий (для начала в стандартных ситуациях).

Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых знаний, навыков, приемов, техники и технологии деятельности. Считается, что полный срок профессиональной адаптации составляет 5-8 лет.

На профессиональную адаптацию влияют следующие факторы:

¨ рабочая среда (место, технология, окружение);

¨ личные особенности работника (опыт, знания, умения, навыки);

¨ мотивация (интересы, чувство долга, стремление к профессиональному росту);

¨ индивидуально-психологические свойства (коммуникабельность, активность, доброжелательность и проч.);

¨ помощь и контроль со стороны руководителя и коллег (обучение, консультирование), стимулирование;

¨ особенности производственных заданий, темпы включения в работу.

Психофизиологическая адаптация к условиям труда, режиму работы и отдыха и проч. особых сложностей не представляет. Она протекает быстро и в большей мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, а также от характеристики самих этих условий. Тем не менее большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.

Социально-психологическая ¾ адаптация к коллективу и его нормам, особенностям взаимоотношений, своей новой роли и статусу; к руководству и коллегам.

Она может быть связана с немалыми трудностями (обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой препятствий; переоценка значения теоретических знаний и инструкций и недооценка важности живого человеческого общения, практического опыта и проч.).

Социально-экономическая ¾ адаптация к уровню и способам получения доходов.

Успех адаптации обусловлен:

¨ высоким исходным уровнем опыта, знаний и навыков;

¨ интересом к организации и новой работе, наличием перспективы;

¨ обладанием необходимыми волевыми и психологическими качествами (упорством, хладнокровием, терпением и т. п.);

¨ своевременной помощью окружающих, прежде всего руководителя;

¨ умением предвидеть трудности и своевременно реагировать на неожиданные ситуации и проч.

Признаками успешной адаптации являются:

¨ овладение необходимыми профессиональными знаниями и навыками;

¨ появление интереса к организации и работе, которая начинает играть все более значительную роль в жизни, и ощущения связи с профессией, удовлетворенность;

¨ неукоснительное выполнение требований трудовой дисциплины;

¨ стремление к совершенствованию;

¨ хорошие взаимоотношения в коллективе, ощущение психологического комфорта.

В то же время адаптация связана с немалыми трудностями:

¨ предубеждение и негативное отношение на первых порах окружающих (особенно руководителя);

¨ необходимость выполнения новых обязанностей, часто в непривычных условиях (при отсутствии необходимого опыта и навыков и непригодности многих прежних), поэтому значительная подверженность стрессам;

¨ несоответствие представлений и реальности (неудовлетворенность возможностями организации, обманутые ожидания и т. п.);

¨ безразличное отношение нового коллектива;

¨ сложность разрыва прежних связей и привыкания к новым нормам.

Помимо адаптации человека к работе сегодня необходимо и обратное ¾ адаптация работы к человеку, что предполагает:

¨ организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики;

¨ гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени в соответствии с индивидуальными особенностями людей;

¨ построение структуры организации (подразделения), распределение трудовых функций и конкретных заданий, исходя из личных способностей работников;

¨ индивидуализацию системы стимулирования.

Организация процесса адаптации

Организационные мероприятия (индивидуальные и коллективные) в рамках процесса адаптации, схему которых людям желательно сообщать, можно объединить в две группы:

¨ связанные с введением в организацию;

¨ связанные с введением в подразделение и должность.

Введение в организацию обычно осуществляется кадровыми службами в основном в форме курса общей ориентации, который читается группе вновь принятых работников. Здесь происходит их ознакомление с организацией, ее политикой (в том числе в кадровой сфере), условиями труда, правилами поведения, основными требованиями к работе. В западных фирмах обычно сообщаются следующие сведения:

¨ об организации в целом ¾ история, традиции, структура, руководство, виды деятельности, продукция, потребители, приоритеты развития, проблемы;

¨ порядках ¾ процедуры найма, увольнения, требования к внешнему виду, поведению, внутренние отношения;

¨ кадровой и социальной политике;

¨ оплате труда ¾ формы и системы вознаграждения, оплата за выходные и сверхурочные, условия премирования и проч.;

¨ режиме труда и отдыха, порядке предоставления отпусков и отгулов;

¨ дополнительных льготах ¾ страхование, выходные пособия, возможности обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;

¨ охране труда и технике безопасности ¾ риск и опасности, связанные с выполнением работы, меры предосторожности, места оказания медицинской помощи, оздоровительные и спортивные центры, возможности занятия физической культурой, способы поведения при несчастных случаях и оповещения о них, требования к здоровью и запреты (например, курения).

¨ вопросах, связанных с управлением персоналом ¾ условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок, права и обязанности, отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами, оценка работы, дисциплина, поощрения и взыскания;

¨ отношениях с профсоюзами;

¨ о решении бытовых проблем ¾ комната отдыха, условия парковки машин и проч.;

¨ экономическом положении организации ¾ стоимость оборудования, величина прибыли, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

Индивидуальное введение в организацию начинается сразу же после принятия предложения о работе путем предварительного рассказа о ней, предоставлении книг, брошюр, буклетов и т. п.

Можно составить специальную памятку работника, содержащую сведения об организации, структуре, производственном процессе, условиях трудоустройства, социальной политике, льготах, медицинском обслуживании, требованиях к дисциплине и проч.

Введение в подразделение может быть индивидуальным и коллективным (если подразделение крупное). В последнем случае группе новичков руководством организуется курс специальной ориентации (в небольшом подразделении необходимую информацию сообщает непосредственный руководитель в личной беседе).

В процессе специальной ориентации в западных фирмах рассматриваются следующие вопросы:

¨ цели, технологии и особенности работы подразделения; внутренние и внешние отношения и связи;

¨ процедуры, правила, предписания, касающиеся выполнения работы, оформления документов, а также поведения при пожарах и авариях;

¨ правила техники безопасности и гигиены;

¨ персональные обязанности и ответственность, ожидаемые результаты, нормативы оценки;

¨ продолжительность и распорядок рабочего дня, сверхурочные, замены;

¨ личная информация (объяснение того, где что взять, как ремонтировать, у кого просить помощь, как действовать в случае опоздания, болезни, необходимости получить отгул; организация отдыха, перерывов, приема пищи; телефонных разговоров личного характера);

¨ возможность обучения, повышения квалификации;

¨ осмотр подразделения, комнат отдыха, душевых, мест для курения, различных специальных служб;

¨ знакомство с руководством и будущими коллегами.

Индивидуальное введение в должность завершается на рабочем месте непосредственным руководителем или наставником (некоторые западные фирмы проводят специальные однодневные семинары по управлению адаптацией). Оно является длительным процессом, в том числе после того, как человек уже начинает работать (ибо за один раз новые сотрудники могут воспринять ограниченное количество информации).

Первый день оставляет самые глубокие впечатления, поэтому в этот момент к новичкам надо относиться особенно дружелюбно.

Особыми случаями введения в должность являются выпускники учебных заведений. Поскольку они еще не работали, у них надо развивать позитивное отношение к работе вообще, ощущение своей значимости в деятельности организации, своего места в общей системе. Им надо больше и подробнее объяснять и показывать перспективы. Для выпускников вузов надо еще делать акцент на взаимосвязи работ.

Введение в должность планируется в письменной форме, фиксируется после завершения каждого этапа, контролируется.

Чтобы оно было эффективным, перед приходом новичка целесообразно выяснить:

1. Подготовлено ли рабочее  место (оборудование, помещение).

Информация о работе Понятие и виды адаптации персонала