Понятие и виды стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

При определении стратегии фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
какой бизнес прекратить;
какой бизнес продолжить;
в какой бизнес перейти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Определение понятия стратегии фирм. Факторы формирования стратегии.
Классификация стратегий
2.1Классификация по уровню иерархии управления
2.2Классификация стратегий по М. Портеру
2.3Классификация стратегий по функциональным направлениям
3. Эталонные стратегии развития фирмы
3.1. Стратегии концентрированного роста
3.2. Стратегии интегрированного роста
3.3. Стратегии диверсионного роста
3.4 Стратегия сокращения
3.5. Комбинированные стратегии
4. Особенности стратегий крупных и средних фирм
5. Особенности стратегий развития фирм малого бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды стратегии.docx

— 60.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«Московский государственный  индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)

Кафедра ИДО № 71 «Экономика, менеджмент качества инвестиций»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Стратегический  менеджмент»

на тему: «Понятие и виды стратегии»

 

 

Выполнила:

Студентка   3 курса                                                               Телегина Т.С.

Группа                                                                                      Эл09М21

 

Проверил:

Преподаватель                                                                      Отварухина Н.С.

 

 

 

 

Электросталь 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

    1. Определение понятия стратегии фирм. Факторы формирования стратегии.
    2. Классификация стратегий

2.1Классификация по уровню  иерархии управления

2.2Классификация стратегий  по М. Портеру

2.3Классификация стратегий  по функциональным направлениям

3.  Эталонные стратегии  развития фирмы

3.1. Стратегии концентрированного  роста

3.2. Стратегии интегрированного  роста

3.3. Стратегии диверсионного  роста

3.4  Стратегия сокращения

3.5.  Комбинированные стратегии

4. Особенности стратегий  крупных и средних фирм

5. Особенности стратегий  развития фирм малого бизнеса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из ключевых составляющих стратегического планирования является выбор стратегии фирмы. Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть содержания деятельности по стратегическому планированию. В стратегическом планировании стратегия рассматривается как долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде. Стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий фирма сумеет достичь своих целей в условиях изменяющегося и конкурентного окружения. Такое понимание стратегии включает определенность в поведении организации, т.к. стратегия, помогая продвигаться в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора в изменяющейся ситуации. Не существует единой стратегии для всех компаний, также как и не существует единого универсального стратегического управления.

В связи с этим цель данной работы – систематизировать теоретические  знания в области множества разнообразия стратегий, указать и проанализировать основные виды стратегий организации, указать особенности выбора той  или иной стратегии в зависимости  от масштабности фирмы.

В самом общем виде стратегия - это генеральное направление  действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Такое понимание  стратегии справедливо только при  рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого  уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для  более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии  поведения на рынке, разработанные  для фирмы в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых установок. Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной главе будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений.

При определении стратегии  фирмы руководство сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:

  • какой бизнес прекратить;
  • какой бизнес продолжить;
  • в какой бизнес перейти.

Это значит, что стратегия  концентрирует внимание и связана  с тем:

  • что организация делает и чего не делает;
  • что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение понятия стратегии фирмы. Факторы формирования стратегии.

Когда идет речь о стратегии фирмы, необходимо иметь в виду, что, с одной стороны, стратегия является  детерминированной, т.е. четко спланированной, а с другой стороны, — стохастической, т.е. формирующейся под влиянием случайных факторов. Преобладание той или иной составляющей в итоговой стратегии  фирмы зависит от уровня нестабильности среды функционирования компании. Чем выше нестабильность внешней среды, тем больше в стратегии компании случайного творческого подхода менеджеров к оценке ситуации.

Следовательно, стратегия — это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Экономическую стратегию фирмы можно определить как высшую форму предпринимательского искусства. Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки компании к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды (экономическая, политическая и организационная компоненты стратегического куба), разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи подразделениям, распределяет ресурсы по стратегическим зонам хозяйствования.

Стратегия —  это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия - не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

Стратегии могут  рассматриваться двояко: либо как  априорные заявления, призванные задать направления деятельности, либо как апостериорные обобщения предпринимавшихся ранее действий. В этой связи стратегию можно рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манеру поведения), как план (сознательно и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира). Таким образом, стратегия организации — это средство достижения 
желаемых результатов (целей).

Факторы формирования стратегии

На формирование стратегии компании оказывают влияние  многие факторы. Взаимодействие этих факторов носит специфический характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени. Никогда выбор одинаковых стратегий не происходил в схожих ситуациях. Факторы, определяющие стратегию, всегда отличались один от другого, и, как правило, очень сильно. Поэтому менеджеру необходимо оценивать всю совокупность внешних и внутренних факторов, прежде чем принимать решение о выборе той или иной стратегии. К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести следующие:

  • социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;
  • привлекательность отрасли и условия конкуренции;
  • специфические рыночные возможности и угрозы;
  • сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;
  • личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;

• ценности и культура компании. 
Следовательно, стратегия - это:

  • собирательное понятие, объединяющее различные аспекты деятельности компании и находящее свое выражение во всем, что определяет жизнедеятельность организации;
  • комплекс мероприятий  по достижению намеченных целей, 
    уточненных через правила и процедуры.1

 

  1. Классификация стратегий

2.1. Классификация по уровню иерархии управления

С точки зрения иерархии управления стратегии можно  подразделить на:

  • корпоративную;
  • деловую;
  • функциональную;
  • операционную (линейную).

Корпоративная стратегия состоит в том, как диверсифицированная компания утверждает свои деловые принципы в различных отраслях, а также в действиях и подходах, направленных на улучшение деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.

Деловая стратегия концентрируется на действиях и подходах, которые связаны с управлением, направленным на обеспечение успешной деятельности в одной специфической сфере бизнеса. Сущность дело-характер для каждой отрасли и компании и всегда изменяется во времени.


1 Различные подходы к определению понятия «Стратегия» рассм. в лит. источнике [1], стр. 156-158.

 

Функциональная стратегия относится к плану управления текущей,  деятельностью отдельного подразделения (НИОКР, производство, маркетинг, распределение, финансы, кадры и т.д.) или ключевого функционального направления внутри определенной сферы деятельности.

Операционные  стратегии определяют, как управлять  ключевыми организационными звеньями (заводами, отделами продаж, складами),.) а также как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач (закупка материалов, управление запасами, ремонт оборудования, транспортировка, проведение рекламной кампании).

Все перечисленные  стратегии являются комплексными и  охватывают стратегические действия на той или иной ступени управления. Ответственность за разработку стратегии лежит на соответствующих руководителях. За корпоративную стратегию отвечают управляющие высшего ранга, решения в данном случае обычно принимаются советом директоров корпорации. Деловая стратегия находится в ведении генеральных директоров и руководителей предприятий, тогда как по функциональным стратегиям решения принимают руководители среднего звена. Операционные стратегии разрабатывают руководители на местах (менеджеры низшего звена управления).

Если компания занимается монопрофильной деятельностью, то корпоративный уровень отсутствует и стратегия разрабатывается для стратегического хозяйственного центра или центра прибыли, т.е. на деловом уровне.

2.2. Классификация стратегий по М. Портеру

При определении  стратегии фирмы руководство  сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке: какой бизнес прекратить; какой бизнес продолжить; в какой бизнес перейти. Это значит, что стратегия концентрирует внимание на том, что организация делает и чего не делает; что более и менее важно в деятельности, осуществляемой организацией. По мнению одного из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического планирования М. Портера2, существуют три основные области выработки стратегии поведения фирмы на рынке.

      Первая область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегии предполагает, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции, в результате чего может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошие: организацию производства и снабжения; технологию и инженерно - конструкторскую базу; систему распределения продукции. Таким образом, чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции.

Эта базовая стратегия  опирается на производительность и  обычно связана с существованием эффекта опыта. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта опыта, тщательную проработку конструкции новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания всей стратегии — низкие издержки по сравнению с конкурентами.

Преимущество  в отношении издержек создает  эффективную защиту против конкурентных сил:

Информация о работе Понятие и виды стратегии