Понятие и классификация ощущений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 06:35, реферат

Краткое описание

Ощущения — отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Они — начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, вкус, запах окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр.

Вложенные файлы: 1 файл

организационное поведение семинар 2.docx

— 130.08 Кб (Скачать файл)

Переключение внимания можно пронаблюдать при помощи часов: если сосредоточить  внимание на их тиканье, то оно будет  то появляться, то исчезать.

  • Причины переключения внимания:
    • Переход обусловлен требованиями деятельности.
    • Необходимость включения в новую деятельность.
    • В целях отдыха.

 

Переключение то на вазу, то на лица

 

Распределение

Способность выдерживать в центре внимания несколько разнородных  объектов или субъектов.

Теории, исходящие из разделения ресурсов внимания между объектами (Канеман),допускают специфичность некоторых ресурсов внимания модальности стимула (вербальный, зрительный, слуховой и т.п.) Осуществлять одновременное удерживание во внимании двух разных объектов возможно если объекты относятся к разным модальностям (смотреть на картину и слушать музыку).

Спелке (Spelke), Хирст (Hirst) и Найссер в ходе экспериментов по распределенному вниманию показали, что контролируемые вниманием задачи, даже если они требуют более сложных когнитивных способностей (сознание), могут быть автоматизированы и таким образом более эффективно обрабатываться вниманием одновременно[5].

Методы концентрации внимания для обучения.

Следующие методы помогут вам сосредоточиться  на изучаемом материале:

  • Будьте здесь и сейчас. Всякий раз, когда вы обнаружите, что отвлекаетесь, и ваше внимание начинает покидать ваше рабочее место, скажите: «Будь здесь и сейчас». Если возможно, скажите это вслух, в ином случае, просто повторите эту фразу в уме. После этого вернитесь к вашей задаче. Поначалу, вы заметите, что вам приходится повторять эту процедуру довольно часто, но со временем, ваше внимание будет всё более стабильным, и вы сможете направлять его туда, куда захотите.
  • Подобно пауку. Если у вас есть камертон, заставьте его вибрировать и поднесите его к паутине. Как правило, паук может вылезти из своего убежища, дабы посмотреть, что происходит, в надежде обнаружить пойманное в сеть насекомое. Проделайте так несколько раз. В конечном итоге, паук предпочтёт остаться в своём домике, перестав обращать внимание на этот отвлекающий фактор. Подобно пауку, приучите себя игнорировать отвлекающие факторы. Всё то, что вы ощущаете своими ушами, глазами и телом всего лишь ощущения, и вы вправе выбирать, реагировать на них или нет.
  • Маркировка пункта. Если вы читаете книгу или статью, отмечайте каждый пункт сразу после прочтения. В случае если вы желаете перечитать эту книгу позже, используйте карандаш. Маркировка пункта является дополнительным «раздражающим» фактором, который удерживает ваше внимание на изучаемом материале.
  • Заведите журнал отвлечений. Всякий раз, когда вы отвлекаетесь на что-либо, нарисуйте галочку или напишите время, в которое вы отвлеклись, на отдельном листе бумаги. Это ваш журнал отвлечений. Возможно, в первые дни ведения журнала вы удивитесь столь большому количеству отвлечений. Но сам факто того, что вы отмечаете свои моменты отвлечений, вскоре приведёт к тому, что вы сможете начать контролировать или сокращать их.

 

  • Записывайте суть своих отвлечений. Если вы отвлечётесь на какую-либо важную мысль, просто запишите её, чтобы иметь возможность вернуться к ней позже. А ещё лучше, установите промежутки времени, когда вы можете отвлечься от работы. Согласитесь с собой взять перерыв и разберитесь с этими отвлекающими факторами.
  • Переключайте темы. Вместо того, чтобы потратить долгое время на работу с одной конкретной темой, переключайтесь между различными связанными темами, если это возможно. Ваш мозг любит разнообразие, и если вы дадите ему это, он вознаградит вас лучшей концентрацией.
  • Сделайте вашу работу интерактивной. Если вы обучаетесь совместно с другими людьми, планируйте время на то, чтобы вы могли собраться и обсудить изучаемый материал. Даже если вы опередили своих однокурсников на несколько тем, просто согласитесь потратить десять минут на обсуждение их текущей темы исследования.

 

Тренировка концентрации внимания в повседневной жизни.

 

Упражнения которые мы предлагаем позволят вам повысить концентрацию внимания . Рекомендации, приведённые ниже, являются наиболее естественным способом, чтобы усилить устойчивость внимания. Для того чтобы закрепить эффект упражнения, мы снабдили статью играми на внимание, которые помогут вам в развитии ваших способностей. Игры вы можете найти внизу страницы.

 

1. Будь всегда осознан. что происходит вокруг, что делаете, где находитесь, что делают окружающие.

2. Простые действия. Попробуйте  приучить себя делать какие-нибудь  действия с наиболее возможной  концентрацией внимания. Например завязывать шнурки, мыть посуду, или даже переставлять ноги при ходьбе, не как обычно на автомате, а как будто проделываешь что-то сложное, или как будто это очень важный момент в твоей жизни.

3. Бегающий взгляд. Попробуйте бегать  взглядом по предметам, и их  частям, людям, частям лица, одежде, всему что видите. Задерживайте  на время от одной десятой  секунды(примерно) до 1-2 секунд не более. Очень важно, чтобы в момент остановки взгляда на предмете вы успевали увидеть и осознать что видите, можно так же сделать краткий анализ вещи, а потом сразу перевести взгляд. Отличное упражнение для использования в повседневной жизни. Помогает замечать больше вещей, видеть множество деталей.

4. Установка. Дайте себе установку  смотреть на предмет и ждите пока внимание повысится. Когда это произойдёт, переключайтесь на другой предмет.

  1. Заметить скрытое. Смотря на любые предметы в жизни, старайтесь заметить то, что раньше не замечали: Новые формы, квадраты, круги. Новые грани, свойства.

Концентрация на внешнем

  • На начальном этапе проще всего развить концентрацию, наблюдая за природными объектами. Для этого надо сознательно переносить свое внимание на любые объекты окружающего мира – цветок, пламя костра, облака, море, – и удерживать внимание на объекте какое-то время. Объект можно выбрать любой, приятный глазу. Желательно, чтобы он находился прямо напротив глаз. По мере тренировки время удерживания будет увеличиваться естественным образом, и концентрация внимания будет повышаться.
  • На природе можно заниматься развитием концентрации на большое пространство, начав наблюдение с одного объекта (например, дерева), а затем увеличивая поле обзора (кусты вокруг дерева), постепенно захватывая вниманием все большую часть близлежащего, а затем и дальнего пейзажа, как бы вбирая его в поле своего наблюдения. Затем снова вернуться к исходной точке наблюдения (дереву), как бы уменьшая поле обзора. Такое упражнение заодно может помочь в улучшении зрения.

Концентрация на внутреннем

  • Более сложный метод развития концентрации – сосредоточение на своих внутренних образах. Для этого следует вообразить (представить) какой-либо объект, например, шахматную доску, а затем ходы фигур на ней. Удерживать свое внимание на траектории передвижения фигуры по шахматному полю. Такое упражнение на развитие концентрации будет тем эффективнее, чем обширнее воображаемое поле наблюдения.
  • В различных духовных практиках существуют методы развития концентрации путем удерживания внимания на своем же теле или его функциях. Например, широко распространено наблюдение за дыханием или перенос внимания на какую-то часть своего тела (например, палец). Психология позаимствовала это у духовных техник, и внедрила в психотерапию (например, метод аутогенной тренировки).

 

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Классификация видов памяти

Существуют различные типологии  памяти:

  • по сенсорной модальности — зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память.
  • по содержанию — образная память, моторная память, эмоциональная память;
  • по организации запоминания — эпизодическая память, семантическая память, процедурная память;
  • по временным характеристикам — долговременная (декларативная) память, кратковременная память, ультракратковременная память;
  • по физиологическим принципам — определяемая структурой связей нервных клеток (она же долговременная) и определяемая текущим потоком электрической активности нервных путей (она же кратковременная)
  • по наличию цели — произвольная и непроизвольная;
  • по наличию средств — опосредованная и неопосредованная;
  • по уровню развития — моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.[

Сенсорная память

Сенсорная память сохраняет стимульную информацию, возникающую при воздействии  стимулов на органы чувств. В сенсорной  памяти сохраняется сенсорная информация после прекращения воздействия  стимула.

Иконическая память

Разновидностью сенсорной памяти является иконическая память. Иконическая  память — дискретный сенсорный регистратор  зрительных стимулов. Особенностью иконической  памяти является фиксация информации в целостной, портретной форме.

С исследованием иконической сенсорной  памяти, её объёма связаны эксперименты Джорджа Сперлинга[8]. В экспериментах Сперлинг использовал как процедуру «общего отчета» (Whole Report Procedure), так и собственную разработку — процедуру «частичного отчета» (Partial Report Procedure). В силу скоротечности иконической памяти процедура общего отчета не позволяла объективно оценить объём регистрируемой в сенсорной памяти информации, поскольку в ходе самого процесса отчета происходило «забывание» портретной информации, стирание её из сенсорной иконической памяти. Процедура частичного отчета показала, что в иконической памяти осуществляется регистрация 75 % зрительного поля. Эксперименты Сперлинга показали, что информация затухает в иконической памяти быстро (в течение десятых долей секунды). Также было выяснено, что процессы, связанные с иконической памятью, не контролируются ментально. Даже тогда, когда испытуемые не могли наблюдать символы, они по-прежнему сообщали, что продолжают их видеть. Таким образом, субъект процесса запоминания не различает содержание иконической памяти и объекты, которые находятся в окружающей среде.

Стирание информации, находящейся  в иконической памяти, другой информацией, поступающей от ощущений, позволяет  зрительному ощущению быть более  восприимчивым. Такое свойство иконической  памяти — стирание — обеспечивает запоминание информации в иконической  памяти, учитывая её ограниченный объём, даже в том случае если скорость поступления сенсорной информации превышает скорость затухания сенсорной  информации в иконической памяти. Исследования показали, что если зрительная информация поступает достаточно быстро (до 100 миллисекунд), то происходит наложение  новой информации на прежнюю, которая ещё находится в памяти, не успев затухнуть в ней и перейти на другой уровень памяти — более долговременный. Эта особенность иконической памяти называется эффектом обратной маскировки. Так, если показать букву, а затем в течение 100 миллисекунд на той же позиции зрительного поля — кольцо, то испытуемый будет воспринимать букву в кольце[9].

Эхоическая память

Эхоическая память сохраняет стимульную информацию, поступающую через органы слуха.

Тактильная память

Тактильная память регистрирует стимульную информацию, поступающую через соматосенсорную  систему.

Долговременная и  кратковременная память

Нейробиологические исследования обнаруживают 2 основных вида памяти[10]: кратковременная и долговременная.[11] Одно из важнейших открытий Эббингауза состояло в том, что если список не очень велик (обычно 7), то его удаётся запомнить после первого прочтения (обычно список элементов, которые можно запомнить сразу, называют объёмом кратковременной памяти).

Другой закон, установленный Эббингаузом, — количество сохраняющегося материала зависит от промежутка времени с момента заучивания до проверки (так называемая «кривая Эббингауза»). Был открыт позиционный эффект (возникающий, если запоминаемая информация по объёму превышает кратковременную память). Он заключается в том, что лёгкость запоминания данного элемента зависит от места, которое он занимает в ряду (легче запоминаются первые и последние элементы).

В теории памяти Д. О. Хебба считается, что кратковременная память основана на электрофизиологических механизмах, поддерживающих возбуждение связанных нейронных систем, а долговременная память фиксируется структурными изменениями в отдельных клетках, входящими в состав нейронных систем, и связана с химической трансформацией, образованием новых веществ[12].

Кратковременная память

Кратковременная память существует за счет временных паттернов нейронных  связей, исходящих из областей фронтальной (особенно дорсолатеральной, префронтальной) и теменной коры. Сюда попадает информация из сенсорной памяти. Кратковременная  память позволяет вспомнить что-либо через промежуток времени от нескольких секунд до нескольких минут без повторения. Повторение сохраняет содержимое кратковременной  памяти. Её емкость весьма ограничена. Джордж Миллер во время своей работы в Bell Laboratories провел опыты, показывающие, что ёмкость кратковременной памяти составляет 7±2 объекта (название его знаменитой работы гласит «Волшебное число 7±2»).[13] Современные оценки ёмкости кратковременной памяти несколько ниже, обычно 4-5 объектов, причем известно, что ёмкость кратковременной памяти увеличивается за счёт процесса, называемого «Chunking» (группировка объектов). Например, если предъявить строку

 

 

 

 

ФСБКМСМЧСЕГЭ

человек будет способен запомнить  только несколько букв. Однако, если та же информация будет представлена иным образом:

Информация о работе Понятие и классификация ощущений